8 подписчиков

Меланхолия Шопена в прелюдии Ми-минор

536 прочитали

Прелюдия ми-минор ор.28 №4

(из цикла "24 прелюдии")

Прелюдия, которая уместилась в одну страницу. И этой страницы Шопену вполне достаточно. Гениально, не правда ли?

И это далеко не единственный пример. Самая короткая прелюдия Шопена состоит всего из 12 тактов.

Но вернёмся к нашему примеру. Прелюдия ми-минор - это то произведение, которое знает практически каждый.

🤔В чем же его магия?

Давай разбираться.

1. Прелюдия состоит из мелодии и сопровождения (аккордов):

Красный - это мелодия;Зелёный - сопровождение, или ещё его называют аккомпанементом.
Красный - это мелодия;Зелёный - сопровождение, или ещё его называют аккомпанементом.

🤨 Так, вроде бы все просто, но ведь должен быть какой-то подвох, иначе, зачем мы здесь все собрались?

И подвох действительно есть😃

Вглядимся повнимательнее в мелодию. Видите 2 повторяющиеся ноты?

Аккорды меняются, а мелодия нет.
Аккорды меняются, а мелодия нет.

Мы как будто "замерли" или же топчимся на месте. То есть развитие вроде бы как происходит и не происходит одновременно.

🤔 Почему так?

Шопен повторяет 2 рядом стоящие ноты "си и до". Такой прием создаёт интонацию плача. Именно поэтому, слушая прелюдию нам становится грустно.

2. Ещё грустнее

Шопен обогащает интонацию плача в мелодии такой же интонацией в сопровождении:

Заметили, как ноты аккордов с каждым таком опускаются все ниже и ниже?
Заметили, как ноты аккордов с каждым таком опускаются все ниже и ниже?

Вся прелюдия "плывет" медленно вниз.

Это как какая-то безысходность бытия и бесконечная печаль. Но чем же закончится эта история?

3. А может не все так плохо?

Спустя 11 тактов непрерывной грусти автор доходит до определенной точки-вопроса. Аккорды перестают звучать, а мелодия складывается в вопросительную восходящую интонацию. Выглядит она так:

Прелюдия ми-минор ор.28 №4 (из цикла "24 прелюдии")  Прелюдия, которая уместилась в одну страницу. И этой страницы Шопену вполне достаточно. Гениально, не правда ли?-4

Ну и конечно, меланхолия не исчезнет сама по себе. Композитор в ней пребывает.

Именно поэтому он снова возвращается в тот самый мотив первых тактов, и как будто заново хочет пережить и переосмыслить то, что было ранее. К чему же приведет нас этот мотив теперь?

4. Точка кипения

В тот момент, когда музыка снова "сполза" до определенной высоты происходит тот самый рок - неизбежность, судьба.

Именно здесь на громкой динамике мы услышим самый низкий звук в сопровождении и самый высокий в мелодии:

Это похоже на истерику - мелодию, или же голос автора, захлестнуло в  сопровождении - роке. И далее все опять "ползет" вниз медленно угасая.
Это похоже на истерику - мелодию, или же голос автора, захлестнуло в сопровождении - роке. И далее все опять "ползет" вниз медленно угасая.

5. Чем все закончилось?

Ответ: тихой тоникой ми-минора, с которой все и начиналось.
Ответ: тихой тоникой ми-минора, с которой все и начиналось.

Какой смысл? Думаю, вы сами сможете ответить себе на этот вопрос и растолковать такой финал произведения.

А теперь, добавлю немного МАГИИ✨ - ноты "си" и "до" на латинском обозначаются как "h" и "С". Ничего не напоминает?)

Да-да, это аббревиатура Шопена 🤓
Да-да, это аббревиатура Шопена 🤓

Маэстро расписался. Умышленно или нет - неизвестно, но факт остаётся фактом.

✨Хочешь ещё магии?

Послушай прелюдию ещё раз. 

Теперь она заиграет для тебя более яркими красками😉