Хотелось бы сказать пару слов о современной российской массовой культуре. Это вопрос меня, как патриота нашей страны, всерьез беспокоит. Возможно, многие читатели не согласятся и поспорят со мной, однако мне представляется очевидным, что российское государство весьма неуклюже ведет себя в сфере массовой культуры. В результате зачастую правильные решения, позитивные процессы и здоровые ценности не получают должного отражения в медиасфере, часто вызывают у людей раздражение и, в лучшем случае, досаду, хотя оснований для того нет никаких. Тем временем, именно массовая культура является главным инструментом так называемой «мягкой силы», способом доносить до народа и всего мира наши идеи и жизненную философию.
Да, есть отрадные исключения. Все чаще появляются добротные, интересные, хорошо сделанные массовые кинофильмы и сериалы, несущие в себе позитивные идеи о неразрывной связи человека
и его Родины, о ценности здоровой семьи, о солидарности со своими соотечественниками, об уважении и причастности к истории своего народа. Периодически встречаются примеры эстетически качественных культурных акций (правда, последнее, что лично мне вспоминается – изумительные церемонии открытия и закрытия сочинских Олимпийских игр в 2014 году).
Однако в нынешней напряженной ситуации, когда у государства возникла, казалось бы, срочная потребность эффективно донести до людей,
и прежде всего до российской молодёжи, свою позицию, выяснилось, что доносить её практически некому. При всем уважении, Басков, Расторгуев и даже относительно «молодёжные» Шнуров и Тимати не смогут быть достаточно убедительными для парней и девушек младше 30 лет.
Они хотят видеть новые лица, услышать нечто новое и яркое.
Можно, конечно, снисходительно рассуждать о том, что «молодежь просто глупа и избалованна». Даже если это подчас и так, это не меняет дела: среди российских музыкантов и видеоблогеров мы пока не видим тех,
кто мог бы стать «голосом поколения» для психологически здоровой
и патриотически настроенной российской молодёжи. Зато медийных личностей, готовых ежедневно рассказывать аудитории об убогости России и привлекательности глобального (то есть, американо-британского) мира – хоть отбавляй. Можно негодовать сколько угодно, однако проблему привычным ворчанием и руганью не решить.
А проблема, между тем, несет в себе большую опасность для нашего государства. Проведу аналогию. На 1960–1980-е годы пришелся расцвет рок-музыки на Западе. И на фоне таких исполнителей, как The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen и Metallica советские рок-группы, развивавшиеся под давлением позднесоветских цензурных ограничений, звучали просто-напросто пресно и скованно. И советские молодые люди вполне естественно тянулись к более агрессивной, страстной, неоднозначной, бунтарской западной музыкальной эстетике.
В результате в сознании людей закреплялся яркий и привлекательный образ Запада, в противовес той «затрапезной» эстетической реальности, которая существовала на Родине. И этот образ заслонял все имевшиеся, вполне реальные достижения позднего СССР. Хотим ли мы повторения той истории? Уверен, что нет.
Поэтому вместо того, чтобы упрекать в "аморальности" и "тлетворном влиянии" таких спорных артистов, как Алишер Моргенштерн, гораздо продуктивнее будет продвигать и поддерживать достойную альтернативу - музыкантов, режиссеров и художников, способных не только нести позитивные, созидательные смыслы и здоровые ценности,
но и естественным образом привлекать к себе молодых людей.
P. S.
Кстати, буду рад, если в комментариях читатели поделятся своими примерами по-настоящему качественной массовой молодёжной культуры.
#попса #молодежь #политика #культура #музыка #кино #массовая культура #патриотизм #ценности #пропаганда