Найти тему

Обратная сторона Земли

Портрет. Олег Целов
Портрет. Олег Целов

Вся материальная культура нашей цивилизации - это иллюстрации к Библии, которую человечество переживает вновь и вновь, ради приобретения опыта грехопадения и искупления новыми поколениями людей. Меня интересуют художественные образы, поэтому буду говорить об одном из талантливых соотечественников, в творчестве которого, как в капле воды отражаются все аспекты библейской трагедии христианской цивилизации. Олег Целов (1934 - 2021)

Его становление, как художника, началось с портрета , поражающего своей примитивной силой и безликостью. Назовем это событие РОЖДЕНИЕ АДАМА.

Далее в течение продолжительного отрезка времени человечество Олега Целова множится новыми лицами.

Бесконтрольное размножение такой животной массы не могло происходить бесконечно, это опасно как для самой популяции, так и для планеты, заселенной этим опасным штаммом жизни. Поэтому на следующем витке эволюции художника появляется картина Перевязанное лицо.

Перевязанное лицо
Перевязанное лицо

Суть: намордник, ограничивающий волю личности. Далее в экспозиции выставки ЧУЖОЙ следует серия картин МАСКИ. Маски накладываются одна на другую и уменьшаются в размерах. Суть: отрицательная селекция популяции. Появляются МАСКИ. Это то, что становится залогом лояльности в безопасного существования в цивилизации тоталитаризма. Самые успешные особи имеют коллекции масок на разные случаи жизни ЛИЦО И КОЛЛЕКЦИЯ .

Лицо и коллекция
Лицо и коллекция

Общество разделилось на две части: те, кого поражают в правах и тех, кто волен творить суд. Появляется серия картин ПРОГУЛКА (05). Это ключевой момент Библейской истории Олега Целова. Эта картина настолько важна, что предлагаю остановиться на ней более подробно.

Прогулка.
Прогулка.

Три фигуры - отсыл Троице, это ее тень, противоположность, кошмар.

Троица. А.Рублев
Троица. А.Рублев

Три безобразные женщины, в руках у одной из них  груша - отсыл к Суду Париса, это  антипод сюжета греческой мифологии. По преданию, Парис должен был выбрать самую красивую из богинь и отдать ей золотое яблоко. Он выбрал Афродиту. Ее изображения в полотнах художников Возрождения выполнены в виде обнаженной прекрасной женщины.

-6

У Целова - это единственная прикрытая одеждой безобразная фигура, а в руках у нее незрелая груша. Насмешка цивилизации, отрицательная селекция, бунт, хаос, но не животворящий, а разрушающий.

Далее появляется ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, но наоборот.

Тайная вечеря. Олег Целова
Тайная вечеря. Олег Целова

Толпа учеников давит на Учителя своей безликой страшной массой и совершает его убийство. Душа Учителя выскальзывает из тела с гримасой боли и ужаса, взывая к эмоциональному участию зрителя.

Серия эротических картин можно интерпретировать, как апофеоз отрицательной селекции - блудница Эклезиаста, Конец света, закат цивилизации. Или русской цивилизации, трудно сказать, глядя на огромные полотна с изображением выступающей из темноты тела обнаженной женщины-блудницы. Ассоциации с территорией СССР на карте мира очень сильные.

Серия картины ПЫТКА , отгорожена от зала с циклом ЗРИТЕЛИ, стеной. Ассоциация с застенком просто осязаемая. И этот застенок отделяет многоглазого обывателя-зрителя от зала ВЛАСТЬ. Все как в жизни.

Пытка. Олег Целова
Пытка. Олег Целова

Нонконформизм, в котором создавал свои полотна Олег Целов, с гениальной прозорливостью раскрывает всю суть материальной культуры, в парадигме которой сегодня агонизирует цивилизация. Может показаться, что эта безысходная боль и ужасы повторений не имеют выхода, но...

кроме материальной культуры существовала и нематериальная, ведическая, она же русская. В ней нет противостояний Природе, она практически не оставила после себя артефактов, поэтому она и проиграла войну семито-христианской, ибо последняя наращивала свою силу накоплением слоев материи, а ведическая - шла в сотворчестве Природой - не оставляя следов. И не стоит путать ведическую культуру с духовной, суть которой - логическое завершение семито-христианской цивилизации. Это культура жизни на земле, которая позволяет цивилизации развиваться без ущерба планете, а значит  бесконечно.

Статья написана после посещения выставки Олега Целова ЧУЖОЙ в Московском Музее современного искусства (ММОМА)