Вся материальная культура нашей цивилизации - это иллюстрации к Библии, которую человечество переживает вновь и вновь, ради приобретения опыта грехопадения и искупления новыми поколениями людей. Меня интересуют художественные образы, поэтому буду говорить об одном из талантливых соотечественников, в творчестве которого, как в капле воды отражаются все аспекты библейской трагедии христианской цивилизации. Олег Целов (1934 - 2021)
Его становление, как художника, началось с портрета , поражающего своей примитивной силой и безликостью. Назовем это событие РОЖДЕНИЕ АДАМА.
Далее в течение продолжительного отрезка времени человечество Олега Целова множится новыми лицами.
Бесконтрольное размножение такой животной массы не могло происходить бесконечно, это опасно как для самой популяции, так и для планеты, заселенной этим опасным штаммом жизни. Поэтому на следующем витке эволюции художника появляется картина Перевязанное лицо.
Суть: намордник, ограничивающий волю личности. Далее в экспозиции выставки ЧУЖОЙ следует серия картин МАСКИ. Маски накладываются одна на другую и уменьшаются в размерах. Суть: отрицательная селекция популяции. Появляются МАСКИ. Это то, что становится залогом лояльности в безопасного существования в цивилизации тоталитаризма. Самые успешные особи имеют коллекции масок на разные случаи жизни ЛИЦО И КОЛЛЕКЦИЯ .
Общество разделилось на две части: те, кого поражают в правах и тех, кто волен творить суд. Появляется серия картин ПРОГУЛКА (05). Это ключевой момент Библейской истории Олега Целова. Эта картина настолько важна, что предлагаю остановиться на ней более подробно.
Три фигуры - отсыл Троице, это ее тень, противоположность, кошмар.
Три безобразные женщины, в руках у одной из них груша - отсыл к Суду Париса, это антипод сюжета греческой мифологии. По преданию, Парис должен был выбрать самую красивую из богинь и отдать ей золотое яблоко. Он выбрал Афродиту. Ее изображения в полотнах художников Возрождения выполнены в виде обнаженной прекрасной женщины.
У Целова - это единственная прикрытая одеждой безобразная фигура, а в руках у нее незрелая груша. Насмешка цивилизации, отрицательная селекция, бунт, хаос, но не животворящий, а разрушающий.
Далее появляется ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, но наоборот.
Толпа учеников давит на Учителя своей безликой страшной массой и совершает его убийство. Душа Учителя выскальзывает из тела с гримасой боли и ужаса, взывая к эмоциональному участию зрителя.
Серия эротических картин можно интерпретировать, как апофеоз отрицательной селекции - блудница Эклезиаста, Конец света, закат цивилизации. Или русской цивилизации, трудно сказать, глядя на огромные полотна с изображением выступающей из темноты тела обнаженной женщины-блудницы. Ассоциации с территорией СССР на карте мира очень сильные.
Серия картины ПЫТКА , отгорожена от зала с циклом ЗРИТЕЛИ, стеной. Ассоциация с застенком просто осязаемая. И этот застенок отделяет многоглазого обывателя-зрителя от зала ВЛАСТЬ. Все как в жизни.
Нонконформизм, в котором создавал свои полотна Олег Целов, с гениальной прозорливостью раскрывает всю суть материальной культуры, в парадигме которой сегодня агонизирует цивилизация. Может показаться, что эта безысходная боль и ужасы повторений не имеют выхода, но...
кроме материальной культуры существовала и нематериальная, ведическая, она же русская. В ней нет противостояний Природе, она практически не оставила после себя артефактов, поэтому она и проиграла войну семито-христианской, ибо последняя наращивала свою силу накоплением слоев материи, а ведическая - шла в сотворчестве Природой - не оставляя следов. И не стоит путать ведическую культуру с духовной, суть которой - логическое завершение семито-христианской цивилизации. Это культура жизни на земле, которая позволяет цивилизации развиваться без ущерба планете, а значит бесконечно.
Статья написана после посещения выставки Олега Целова ЧУЖОЙ в Московском Музее современного искусства (ММОМА)