Найти в Дзене
Тишина в библиотеке

Прочитанное в апреле: итальянская весна, французские моды и космические путешествия. Часть 1

Оглавление

Апрель закончился, а значит самое время подвести мои книжные итоги. Немного цифр: по плану в апреле мне нужно было прочитать 16 книг, я в итоге прочитала 22, из них 8 книг в бумажном формате, 7 книг - в электронном и 7 книг - в аудио. Неплохой получился месяц, я считаю.

Если говорить о жанрах, то в этом месяце я читала много фантастики - видимо, хотелось убежать из реальности, но были и классика, и детективы, и исторические романы. В общем, рассказываю.

"Свидание в аду", Морис Дрюон, 1951

10/10

-2
Первая строка: "Когда на каком-нибудь празднестве ожидалось прибытие того или иного министра, полицейская префектура была обязана направлять туда блюстителей порядка во главе с офицером; вот почему во вторую половину весны не проходило и дня, чтобы у подъезда дома какого-либо академика или редактора солидной газеты, герцогини, видного адвоката или крупного банкира не располагался наряд специальной охраны, который регулировал уличное движение и выстраивал автомобили длинной цепочкой".

Заключительная часть трилогии "Конец людей" рассказывает о жизни наследников двух некогда великих французских фамилий - Шудлеров и де Ла Моннери. Мари-Анж и ее брат Жан-Ноэль воспитывались как богатейшие наследники во Франции, однако к 20 годам остались практически без средств к существованию. Единственное, что у них есть - это молодость, красота и аристократическое воспитание. Работать они не умеют и не хотят, слишком изнежило их богатство, доставшееся по праву рождения, а не по заслугам, поэтому молодым людям ничего не остается, как начать торговать собой, чем они и занимаются без всяких угрызений совести. Закономерно, что счастья такая жизнь не приносит.

О других семейных сагах, которые я прочитала и рекомендую, можно прочесть тут и тут.

Ад находится на земле. И тут все совершается таким же образом. Всякий из нас в конечном счете занимает в мире – и не может не занимать – только то место, которое определяется его собственной природой, природой его желаний, потребностей, пороков и надежд. Каждый таит в себе свой собственный ад, каждый поддерживает в своем существе адский огонь, каждый из нас предпочитает муку, на которую его обрекает собственная природа, самому безмятежному счастью, которого он мог бы достичь, если бы отказался от этой своей природы и неотделимых от нее желаний.

"Колдовской апрель", Элизабет фон Арним, 1922

10/10

-3
Первая строка: "Все началось в дамском клубе в Лондоне в середине февральского дня – в клубе невзрачном и в день унылый. Отобедав, приехавшая за покупками из Хампстеда миссис Уилкинс взяла со столика в курительной комнате номер «Таймс» и, краем глаза проглядывая колонку личных объявлений, вдруг увидела вот это:
«Тем, кто ценит и любит глицинии и солнечный свет! Небольшой средневековый итальянский замок на берегу Средиземного моря сдается на весь апрель. Полностью меблирован. Прислуга наличествует. Z., почтовый ящик 1000, „Таймс“».

Четыре англичанки решают вскладчину снять замок в Италии, чтобы убежать из холодного дождливого Лондона, а заодно и от своих забот. Есть две проблемы: дамы не были знакомы друг с другом ранее (тот самый случай, когда нашлись по объявлению) и сложно было бы найти столь не подходящих друг другу компаньонок, и вторая проблема - от себя не убежишь. Уморительная история, написанная в стиле Джейн Остен и Шарлотты Бронте, только наполненная юмором и светом итальянской весны.

Даже не хочется никакой критики писать, книга, с которой отдыхаешь душой, наблюдая, как четыре чопорные англичанки не могут поделить средневековый замок - сразу понимаешь, какие мелкие и неинтересные у тебя проблемы - в масштабе, так сказать.

На свете не было ничего, чем ей хотелось бы заняться. Зато существовали тысячи вещей, которые ей делать не хотелось.

"Узница Шато-Гайара", Морис Дрюон, 1955

10/10

-4
Первая строка: "29 ноября 1314 года, через два часа после вечерни, двадцать четыре гонца в черном одеянии, украшенном эмблемами французского государства, выехали из ворот замка Фонтенбло и, пустив коней вскачь, углубились в лес".

Продолжение серии про проклятых королей. Филип Красивый умер, и на престол взошел его сын Людовик Х Сварливый. Проблем у Людовика много - пустая казна, голод во Франции, но больше всего волнует его одна: как бы избавиться от изменницы-жены Маргариты Бургундской, заточенной в тюрьме за неверность. Их мог бы развести Папа Римский, но вот уже много месяцев кардиналы никак не выберут нового Папу после смерти предыдущего. А Людовику ждать больше некогда, у него уже и невеста есть, поэтому приходится решать вопрос с ненавистной женой самому, без Папы...

Снова придворные интриги, падения и взлеты и еще одно напоминание о том, что "сильные мира сего" не просто такие же люди, как все - глупые, жадные, эгоистичные, а все эти качества возведены у них в квадрат, так как и ставки в их играх выше.

Люди посредственные терпят около себя лишь льстецов, что и понятно: стараниями льстеца посредственность может не считать себя таковой.

"Райский сад первой любви", Линь Ихань, 2016

10/10

-5
Первая строка: "Лю Итин знала: самое большое преимущество быть ребенком – в том, что ее слова никто не воспримет всерьез. Можно хвастаться, нарушать обещания и даже врать. Это своего рода инстинктивная самозащита взрослых: дети частенько говорят ослепительную правду, поэтому взрослые утешают себя лишь одним: да что они понимают? Потом, испытав разочарование в жизни, дети из правдорубов вырастают в подростков, которые выбирают, говорить правду или нет, и в условиях словесной демократии становятся взрослыми".

Я поставила 10 из 10 не потому, что роман мне понравился, такое не может понравиться нормальному человеку, но я не могла поставить другую оценку из уважения и сочувствия к автору, да и нельзя такое оценивать.  Нет, у меня нет никаких претензий к Линь Ихань как к писателю - она невероятно талантлива, ее метафоры - это мастерство высшего уровня, текст легкий и поэтичный. Просто книга, которую она написала, невыносима ни для восприятия, ни для анализа. Нам остается только скорбеть, что мир в лице Линь Ихань лишился великой писательницы - горько осознавать, какие книги она могла бы написать, если бы не покончила жизнь самоубийством в 2017 году, через год после выхода этой книги, и если бы с ней не случилась эта трагедия, которая сломала девушку.

Роман, основанный на реальных событиях, вот уже почти пять лет неизменно возглавляет рейтинг самых читаемых книг в Китае. Его героиня Фан Сыци — предполагается, что это сама автор, красивая и начитанная 12-летняя девочка. Поселившийся в соседней квартире пятидесятилетний учитель и поэт Ли Гохуа предлагает ее родителям бесплатные дополнительные уроки литературы для Сыци. Он начинает встречаться с Фан Сыци у себя дома и в гостиницах: год за годом, несколько раз в неделю, пока девушка не попадает в психиатрическую больницу. Также в романе затронута тема домашнего насилия.

И если вы думаете, что хотя бы злодей наказан, то нет - жизнь ведь не литература. Родители Линь Ихань пытались добиться справедливости, но дело против репетитора их дочери заводить отказались, так как вещественных доказательств не было.

Предлагаю насладиться одной из метафор Линь Исинь и с горечью осознать, какого писателя потерял мир:

Его молчание напоминало драгоценный камень, завернутый в только что шуршавший красный шелк, и казалось необычайно тяжелым, давившим на всех.

"Гнездо", Синтия Д'априкс Суини, 2016

10/10

-6
Первая строка: "Пока остальные гости бродили по террасе пляжного клуба под вечереющим летним небом, осторожно, оценивающе отпивая из бокалов, чтобы понять, не с верхней ли полки снимали бутылки бармены; пытаясь удержать крохотные крабовые кексики на бумажных салфетках и произнося всякое подобающее случаю о том, как им всем повезло с погодой, потому что завтра опять будет сыро; бормоча неподобающее по поводу тесного атласного платья невесты – к примеру, объясняется ли то, что она вываливается из выреза, неумением портнихи, дурным вкусом («что-то с чем-то», как сказали бы их дочери) или внезапным набором веса; подмигивая и перебрасываясь проверенными шутками о том, что тостеры можно будет обменять на подгузники – Лео Плам ушел со свадьбы кузины с одной из официанток".

Утешительная история о том, что жизнь в итоге всегда налаживается и все к лучшему в этом лучшем из миров. Наконец-то поняла, почему на книгу очень противоречивые отзывы. Читателей сбивает с толку легкомысленная обложка и непонятная аннотация к русскому изданию: "Это будет так смешно и увлекательно...", потому что, конечно же, книга эта не смешная ни разу и не такая легкомысленная как обещает нам обложка. Вот что значит, когда внутреннее не соответствует внешнему, я тоже получила не то, что ожидала, но решила "переобуться в прыжке" и по этому поводу не расстраиваться.

Два брата и две сестры всю жизнь прожили в ожидании наследства, которое должно было на них свалиться после того, как младшей, Мелоди, исполнится 40 лет. Так решил их отец, когда создавал трастовый фонд. Он хотел как лучше, хотел, чтобы дети сами всего добились в жизни, а деньги его получили уже будучи взрослыми, просто как милый подарок от отца. Но добрыми намерениями выстлана дорога в ад как известно, и случилось все ровно наоборот - всю жизнь его дети делали долги в ожидании наследства. Они надеялись, что получат деньги и расплатятся за все разом, и платить пришлось, конечно, только вот не деньгами фонда.

Книга по жанру ближе к психологической драме, в центре которой кризис середины жизни и различные способы его проживания. Да, в конце все будет хорошо, но не так как мечталось героям в начале книги, но даже они понимают, что это и к лучшему.

Он скучал не по роскоши, а по неожиданностям. То, что можно купить за деньги, не было наградой; наградой было ощущение, что стоишь выше прочих, что заглянул по ту сторону забора, где трава редко бывала зеленее, но всегда была другой, а ему нравились именно контрасты – и выбор. Возможность все принять, вот что имело значение; возможность выбрать – вот что было важно.

"Кукольный дом", Генрик Ибсен, 1879

7/10

-7
Первая строка: "Хорошенько припрячь елку, Элене. Дети не должны увидеть ее раньше вечера, когда она будет украшена".

Главные герои пьесы Ибсена - муж и жена - адвокат Торвальд Хельмер и Нора. Торвальд - надежный, любящий, ответственный, и Нора - милая, но легкомысленная и беззаботная женщина. Так мы видим героев в первом акте, однако к концу пьесы автор меняет наше мнение о героях. Так ли надежен Торвальд? Так ли беззаботна Нора? Очевидно, что нет.

Автор показывает нам, что каждый из главных героев живёт своей тайной жизнью, а видимая её часть – некая ширма, маска, за которую они удобно прячутся, и с помощью которой манипулируют жизнями других людей. Потому и "Кукольный дом" - люди-куклы играют в семью и любовь в своем уютном домике, но как только в их домик заглядывает реальная жизнь, они показывают своё истинное “Я”, раскрывают свой внутренний мир.

Не скажу, что я в восторге, но читать пьесы - вообще занятие специфическое, лучше, конечно, сходить в театр.

Видите, некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать.

"Ученик убийцы. Королевский убийца", Робин Хобб, 1995-1996

10/10

-8
Первая строка: "История Шести Герцогств неразрывно связана с историей правящей династии Видящих. Повествование об этой семье следовало бы начать с времен стародавних, задолго до основания Первого герцогства".

Бастард наследника престола Шести Герцогств мальчик Фитц попадает в замок своего деда-короля в возрасте 7-8 лет. Первое время никто не знает, что с ним делать, и он живет на конюшне среди лошадей и собак. Однако потом король вспоминает о нем и решает учить мальчика, так как в нем все-таки течет королевская кровь. Учить он его решает не только грамоте и боевым искусствам, но и особому искусству убивать на благо короны. Фитц оказывается способным учеником, но все же не превращается в слепое орудие своего деда, он любознателен и задает много вопросов, не всегда удобных вопросов, на которые не всегда получает ответы. Тем не менее, именно он становится тем, кто меняет ход истории Шести Герцогств.

Это мое первое знакомство с Робин Хобб, и могу теперь сказать, что совершенно не зря ее сравнивают с Джорджем Мартином и его "Игрой престолов". Тот же захватывающий мир средневекового королевства и магии, дворцовых интриг и жестоких битв, ядов и дипломатии. Фитц попадает в яму с гадюками и пытается там выжить, как может. Очень интересно наблюдать за его приключениями, так как Фитц очень честный рассказчик, он не строит из себя героя, честно говорит о своих страхах, слабостях и одиночестве - невольно проникаешься к нему сочувствием.

В книге также очень много второстепенных героев, за которыми не менее интересно наблюдать, чем за Фитцем. Загадочный Шут короля, старший конюший Баррич, леди Пейшенс, будущая королева Кеттрикен - все их истории тесно переплетены с жизнью Фитца и также захватывающи. Вторая книга заканчивается на довольно трагическом моменте истории Шести Герцогств.

В человеческой голове не много такого, что не может быть излечено работой и заботой о других.

"Апрельская ведьма", Майгулль Аксельссон, 1997

8/10

-9
Первая строка: "– Ты кто? – спросит сестра. Она восприимчивей остальных, – она одна и ощущает иногда мое присутствие. Сейчас она похожа на птицу – стоит и, вытянув шею, вглядывается в сад".

Дезире около 50 лет и почти всю жизнь она прожила в приюте для инвалидов - она не может сидеть, ходить, говорить, все ее тело скрючено, а еще Дезире мучают приступы эпилепсии. Но у нее есть тайна - Дезире может переселяться в птиц и людей, так она путешествует по ночам. Дезире знает, что когда-то у нее была мать - Эллен, - которая отказалась от нее сразу после рождения. Но взамен Дезире Эллен воспитала трех приемных дочерей - Кристину, Биргитту и Маргарет, они никогда не видели Дезире и ничего о ней не знают, но она все равно считает их своими сестрами. И ненавидит их, потому что считает, что они украли ее жизнь, ее маму. Понимая, что скоро умрет, она решает расквитаться с сестрами, но все идет не по плану...

Книга очень тяжелая эмоционально. Магического реализма в ней очень мало, да он и не играет в книге ключевой роли. В основе сюжета тяжелые судьбы пяти женщин - Эллен, ее родной и приемных дочерей. Все они постоянно пытаются найти ответ на вопрос: "Кто виноват?", у каждой свое мнение на этот счет. "И все мнения неправильные," - говорит автор. Потому что не виноват никто, просто так жизнь сложилась. Каждая из женщин считает жертвой себя, не понимая, что жертвы - все они. И сумей они простить и принять друг друга, может, и жизнь сложилась бы по-другому. Но простить сложно, ведь у каждой продолжает болеть ее собственная рана.

Мне сначала очень не понравилась концовка, показалась какой-то скомканной, но потом я поставила себя на место автора и спросила: "А как бы я закончила эту историю?". И поняла, что точно также. А как еще ее можно закончить? Что все встретились, обнялись, простили и полюбили друг друга? Но ведь так только в книжках бывает, а Аксельссон рассказала очень честную жизненную историю, happy end был бы фальшью. Поэтому книга так и закончилась - никак, жизнь продолжается. Все логично.

- Почему ты сделал грехом зависть, а не злорадство? Лучше было бы наоборот. Чтобы большим грехом было сказать "Пусть у нее не будет!", чем "Пусть будет и у меня!". Отчего тот, кого лишили всего, не смеет даже мечтать?

"Дамское счастье", Эмиль Золя, 1883

8/10

-10
Первая строка: "Дениза шла пешком с вокзала Сен-Лазар, куда ее с двумя братьями доставил шербурский поезд. Маленького Пепе она вела за руку. Жан шел сзади".

Бедная сирота Дениза с двумя младшими братьями приезжает в Париж к своему дяде-лавочнику, надеясь найти у него кров и работу. Но дела дядюшки идут не важно, племянницу он принять не может, так она устраивается продавщицей в самый шикарный магазин Парижа - "Дамское счастье". Дальше начинается история Золушки, Дениза все преодолеет, все ее враги будут растоптаны, принц будет у нее в кармане. И это не спойлер: вы и сами поймете концовку буквально в середине первой главы. Одним словом, история Денизы абсолютно неинтересна, хоть девушка и играет в книге одну из главных ролей.

А вот герои, которые действительно интересны - это шикарный универсам "Дамское счастье" и его владелец Октав Муре (и принц по совместительству, как вы поняли). Муре - гений торговли и маркетолог от бога, хотя тогда и слова такого не было. Имея 500 000 франков, за несколько лет он вывел магазин на оборот в 100 000 000 франков. Все хитрости, которыми пользуются современные торговые сети, были придуманы Октавом Муре в 19 веке - раздача шаров детям и цветов дамам на входе, возможность возврата товаров, доставка товаров на дом, хитрая система скидок и многое другое. Золя очень подробно описывает работу огромного магазина (2000 сотрудников!), базары и распродажи, хитрости и уловки Муре. Современный предприниматель может просто взять книгу и делать все по пунктам, как Муре.

Искусство заключается не в том, чтобы продать много, а в том, чтобы продать дорого.

"Правила виноделов", Джон Ирвинг, 1985

10/10

-11
Первая строка: "В больнице при отделении мальчиков сиротского приюта, что в Сент-Облаке, штат Мэн, работало всего две медсестры: среди прочих обязанностей им было предписано давать имена новорожденным и следить за тем, чтобы их крохотные пенисы хорошо заживали после обязательного обрезания".

В других местах на земле у женщин нет выбора рожать или не рожать нежеланного ребенка, но в Сент-Облаке доктор Кедр не согласен с такой несправедливостью. Он помогает всем, делая и "работу Господа" и "работу дьявола". Принимает роды и воспитывает сирот, которых бросили матери, а также делает аборты женщинам, которые не хотят рожать еще одного сироту для приюта. Обе своих работы он считает достойными, не делая между ними различий. Доктор Кедр уверен, что это не его дело - решать, что лучше: родить ребенка и бросить его либо сделать аборт - это дело женщины. А он, доктор Кедр, должен просто принять этот выбор и делать свою работу. Чем он и занимается всю свою жизнь.

Но это не значит, что у доктора Кедра нет сердца, наоборот, его сердца хватает на всех - и на бедных оступившихся женщин, и на брошенных ими сирот. Не имея собственной семьи, доктор Кедр нашел семью в приюте. И все же однажды появляется мальчик-сирота, которому доктор Кедр отдает все свое сердце целиком. Гомера Бура усыновляли четыре раза, но каждый раз он возвращался в приют. Наконец, доктор Кедр решил, что значит так угодно Богу, и оставил мальчика в приюте, признав, что теперь тут его дом и приняв его как сына. Но дети вырастают и покидают свой дом. Каким будет путь Гомера? Определенно, непростым. Но пожив в других местах на земле, поймет ли он, что Сент-Облако лучшее из них?

Очень давно ни одна книга не вызывала у меня столько эмоций - радость, жалость, ярость, даже слезы - при чем одновременно.

В других местах на земле... способность испытывать безумное счастье считается особым свойством ума. Здесь, в Сент-Облаке, мы говорим: безумно счастливы те, в ком нет ни грана ума. А потому назовем это редкое состояние не свойством ума, а души.

"Клуб убийств по четвергам", Ричард Осман, 2020

6/10

-12
Первая строка: "Давайте-ка начнем с Элизабет, хорошо? И посмотрим, что из этого выйдет".

Четверо пенсионеров, проживающих в закрытом поселке для пожилых людей (такой элитный дом престарелых), от скуки объединяются в "Клуб убийств по четвергам" - пьют вино и пытаются раскрыть старые убийства, которые уже давным-давно лежат в архивах. Но однажды им везет - в поселке происходит самое настоящее убийство, и участники Клуба не собираются упускать такой шанс. Полиция, понятно, не в восторге от таких помощников, но ничто не может остановить скучающих активных старичков.

Милая добрая сказка на выходной, если не хочется ни о чем думать. Но детектив? Нет, слишком громко сказано. Для детектива тут слишком много случайностей, совпадений, персонажей, которые вдруг все оказались в одно время в одном месте. Убийца, конечно, по традиции тот, на кого бы никогда не подумал, но мотив за уши притянут (как и мотивы всех других тайн и преступлений, всплывающих по ходу). В общем, примерно раз в три страницы мне хотелось кричать: "Не верю!".

Но если от всего этого абстрагироваться и перестать считать книгу серьезным детективом, то книга вполне даже хороша. Как Дарья Донцова, только Ричард Осман - и это не критика, нет, очень люблю и уважаю Донцову. Просто каждый раз очень расстраиваюсь, когда ожидания не совпадают с реальностью, но это уже ошибка маркетологов, а не автора. Так что к Ричарду Осману никаких претензий - старички у него очень милые получились.

Какая женщина станет бить человека тяжелым предметом по голове? Разве что русская.

Вторую часть о прочитанных мною в апреле книгах можно прочитать тут.