"к свету идяху, Христе, веселыми ногами,
Пасху хваляще вечную…»
Св. Иоанн Дамаскин,
пасхальный тропарь 5-й песни канона
Сколько бы Церковь не билась с просвещением, сколько бы не вещало радио «Радонеж», сколько бы статей в газетах не публиковали на тему «Как вести себя в храме», народ наш по-прежнему дик и бестолков в вопросах религиозной дисциплины.
Как-то так сложилось, что независимо от святцев и церковного календаря, главными праздниками общественность назначила Крещение, Вербное воскресение и Пасху. Но хоть с Пасхой не промахнулись и то ладно, хотя на Святое Воскресение народу и поменьше, чем в Вербное, но это обусловлено лишь тем, что многие удовлетворяют свою религиозную страсть и пыл с утра Великой субботы во время освящения куличей и яиц. К ночи уже тяжело дело идёт с молитвенностью, максимум на крестный ход хватает людей,но, может это и к лучшему.
Сколько я пережила баталий в святой праздник Богоявления, когда верующий во святую воду люд наполняет не только храмы, но и все дворы церковные, не пересказать. И бидоном меня по голове били, и рукав на пальто отрывали и пару раз даже случалось идти врукопашную.
Мне же надо, как регенту в храм попасть, а не тут-то было. Кругом заторы из люда, в руках которого и вёдра, бидоны и фляги случались. И казалось этому люду, что я пытаюсь без очереди прорваться к заветным ёмкостям со святой водицей. Тут и начиналось, само-собой, вразумление. Как живая из этих боёв выходила, сама не знаю.
А возьмите Вербное. Там, самое главное, не остаться без глаз. Это я вам как ветеран говорю. Берегите глаза в Неделю ваий. Заходишь в храм, там все вениками вверх стоят. Плечом к плечу. И стараются так вайи свои держать, чтоб непременно соседу глаза повыхлестать. И опять же через этот ощетинившийся вербами строй нужно как-то прорваться. Стараешься боком-боком, простите-извините, пустите, за ради Господа бога на хор, без меня служба не начнётся.
Многие, конечно, с плохо скрываемым пониманием относятся, а некоторые стараются ещё так развернуться, чтобы всенепременно тыкнуть тебе праздничным символом в глазницу. Или всё лицо бумажными цветами утереть. Но, как говорится, где наша не пропадала. Прорывалась всегда. Не без потерь, конечно. Но без членовредительства и то ладно.
Тут на Пасху чуть не покалечили добры люди. Начиналось всё хорошо, чинно и благородно. В полночь отцы в алтаре затянули «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси», хоругвеносцы уже в притворе стояли, за ними икононосцы выстроились. Народ затрепетал и встал на низкий старт, чтоб в первые ряды попасть.
Но я-то уже битый воробей, в направляющие не рвусь. Мне и с краешка хорошо. Пропустила всех, кто рвался первым дойти до финишной прямой и пристроилась за вполне себе благочестивого вида женщинами. Пока спускались с лестницы-всё шло прекрасно. Но как только отцы ступили на ровную землю, тут и началось.
Все побежали. Натурально побежали бегом. Первыми мчали хоругвеносцы, они, видимо и задали темп всей нашей колонне. Я потом уже увидела, что там ребята-подростки, с ногами, как у орловских рысаков. Следом за ними устремились отцы, а за отцами уже вдарили крепким намётом мы все. От детей до древних старух и монахинь, путающихся на бегу в мантиях.
Зачем бежали, куда все так торопились, того не вем. Но и не моё дело, конечно, темп крестному ходу задавать. Моё дело было не споткнуться и на прерывистом дыхании петь «Воскресение Твое Христе Спасе». Я старалась держать общий спринтерский темп и мне это удавалось.
И всё могло закончиться благополучно, если бы тётки, бегущие передо мной шеренгой не обнаружили, что у них погасли свечи. Все шестеро в одну секунду встали, как листья перед травой и начали поджигать их, от одной, которая не потухла у какой-то счастливицы.
Я, и те, кто бежал в моей шеренге, со всего размаха попадали на этих глупых гусынь, украшая их праздничные одежды каплями воска с наших уже свечей. Стройные ряды в секунду стали нестройными и над только что благоговевшими в пасхальном счастии бегунами стало разливаться облако ярости.
Место и событие такое, что не сумкой их стукнуть, не провозгласить громко : «Лыжню, глупые бабы!». А народу-то немало, Пасха же, сами понимаете. А они, красавицы, стоят, смеются заливисто и свечками этими бестолково тыкают куда попало. Свечки, понятно, не загораются.
Мы, кто налетел на эту стену вопиющего неблагоразумия и глупости, кое как разделились на два потока. Одним пришлось огибать этот дурной отряд по клумбе, второе крыло вообще на бордюрах, как акробаты балансировали, сдавленными голосами продолжая петь христославство.
Пока мы сгруппировались, пока догнали запыхавшихся отцов… Короче успели к шапочному разбору кое-как. Пока тёти свечи зажигали, а мы их оббегали, уже трижды провозгласили «Христос воскресе!». Злость всеобщая тут-же улетучилась, конечно и дальше уже всё пошло своим чередом и так, как должно.
Но уж вы, всесвятые отцы и владыки , пожалуйста, проводите с паствой тренировки и разъяснительные беседы, как нужно себя вести на религиозных шествиях или отправляйте в толпу неразумных шустрого пономаря или иподиакона, который будет направлять наше стадо. А то не ровен час покалечатся сами всякие глупынды и людей с ума сведут:)
#религия #пасха #юмор #истории из жизни