Как выбрать гитару для фингерстайла? Или есть вопросы поважнее?

1,8K прочитали

Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п. На мой взгляд, этот вопрос не имеет большого практического смысла, и задуматься нужно не выборе фирмы, а о других, гораздо более важных вещах, о которых пойдет речь в этой статье. Вопрос выбора был более актуален раньше, в советские времена, когда гитары собирали на том же заводе, что и табуретки. К примеру, моя первая гитара, на которой я начинал учиться играть, выглядела примерно так:

"Золотое кольцо" - советская классика
"Золотое кольцо" - советская классика

Сейчас я понимаю, что это был тихий ужас, но тогда сравнить мне было особо не с чем, и приходилось ломать пальцы с чудовищной высотой струн от грифа, и играть на вечно нестроящем инструменте. В наше же время конкуренция на рынке огромна, и даже самые дешевые китайские гитары, как правило, нормального качества, и на них можно играть без ущерба для здоровья и психики.

Второй, если не первый вопрос по популярности - "классика" или "акустика". Само сравнение, кстати, не совсем корректное, так как классическая гитара, по сути, тоже является акустической. Но вы поняли - "нейлон" или "металл". Фингерстайл можно играть на обоих видах инструмента, но "металл" гораздо популярнее, так как некоторые виды техник, например, бенды и слэповые флажолеты на нейлоне проблематично или невозможно исполнить. Но это не означает, что на классике фингерстайл не исполняют, яркие тому примеры - Александр Виницкий, и Soenke Meinen:

В этой статье речь пойдет все же о вестернах, т.е. видах гитар с металлическими струнами, но это не отменяет того, что вопросы эргономики, удобства и ухода за инструментом неприменимы к классике.

Возвращаясь к вопросу "какую гитару выбрать, чтобы играть фингерстайл" (да и, по большому счету, вообще все что угодно), отвечаю: любую. Но она должна отвечать двум критериям:

  • Держать строй
  • На ней должно быть удобно играть

По поводу первого пункта. "Держать строй" означает отсутствие фальши при игре по всему грифу. Если вы новичок, обязательно найдите человека, который какой-то время играет на гитаре, и попросите его помочь вам в музыкальном магазине. Сами вы вряд ли определите держит ли строй инструмент. Попросите его поиграть аккорды в разных позициях на грифе, если инструмент фальшивит, это будет слышно. Повторюсь, большинство даже самых бюджетных гитар сегодня с успехом эту проверку проходит, со строем не возникает серьезных проблем. Риск купить брак увеличивается при покупке б/у гитар с рук. Иногда есть исключения из-за бракованных струн, но это частности.

И второй - важнейший пункт - это удобство. Тут есть несколько моментов.

1. Анатомические особенности.

1.1. Пальцы. У всех людей пальцы разные, у кого-то толстые, у кого-то тонкие, длинные или короткие. Я встречал людей, которые подушечкой одного пальца легко зажимают две струны вместе. Для этих людей, скорее всего не подойдут модели гитар с узкими грифами, им нужен классический гриф с шириной 52 мм у верхнего порожка, или варианты, близкие к этому, но никак не 42-43 мм. Если вы хотите не классику, а гитару с металлическими струнами, то можно присмотреться к фирме Baton Rouge, у них, пожалуй самый большой выбор вестернов с широкими грифами. У меня наоборот пальцы длинные и тонкие, поэтому я люблю играть на тонких грифах. На моем основном мастеровом инструменте ширина верхнего порожка - 43 мм. Еще один плюс тонкого грифа - возможность активно и удобно использовать большой палец за грифом, что является обычным явлением в фингерстайле, но не практикуется в классике.

1.2. Телосложение. Если вы крупного телосложения, то и тип корпуса гитары, скорее всего, вам больше подойдет соответствующий. Но тут скорее индивидуально, важно чтобы вы посидели с гитарами с разным видом корпуса - grand auditorium, drednought, OM и т.д. и почувствовали какая подходит лучше именно вам. Тут еще возможен своего рода конфликт и проблема выбора: бывает так, что вам нравится как звучит один тип корпуса, а удобнее держать в руках другой. Приходится выбирать что важнее. Лично для меня тип корпуса особо непринципиален. Отмечу только, что дредноут не очень популярен среди фингерстайльщиков, так как он довольно громоздок, и выдает много гулких частот. Чаще используют OM (Orchestra model)или Grand auditorium. Информации о типах корпусах гитар в интернете навалом, к примеру можно почитать тут.

2. "Отстроенность".

Большинство гитар, даже именитых брендов, которые вы видите в музыкальных магазинах не отстроены на 100%, потому что поток инструментов довольно большой, и сотрудники не занимаются дополнительной подготовкой гитар к продаже. К примеру в Риге, где я родился и жил много лет, только один муз. магазин реально серьезно подходил к этому вопросу вплоть до полировки ладов на новых гитарах. Что означает, что гитара отстроена? Это значит, что струны опущены максимально низко для удобства, с отсутствием лязга при игре. При прочих равных условиях, это как правило, достигается подтачиванием верхнего, при необходимости нижнего порожков и регулировкой анкера грифа.

Верхний порожек, как правило, слишком высок, и его протачивают. Мы для таких целей использовали маленькое сверлышко, чтобы не "запилиться". Подбираете сверлышко, которое чуть выше первого лада, но ниже пропила порожка, берете пилку по металлу и углубляете пропил, выглядит примерно так:

     Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п.-2

Конечно эту процедуру, как и впрочем всю "отстройку" с регулировкой анкера и подтачиванием нижнего порожка лучше доверить гитарному мастеру, если таковой имеется в вашем городе. Ну или на худой конец, потренироваться сначала на какой-то старой гитаре, при наличии оной.

На некоторых гитарах, чаще всего мастеровых, уже установлен т.н. "нулевой" лад, как, например, на моей:

"Нулевой" лад избавляет нас от необходимости проточки верхнего порожка
"Нулевой" лад избавляет нас от необходимости проточки верхнего порожка

После процедур с верхним порожком, обычно регулируют анкер. Гриф не должен быть сильно выгнут или прогнут, допускается наличие небольшого прогиба. Если гриф сильно прогнут, то высота струн будет большой, если наоборот "выпучен", то появится лязг. В этой статье я не буду останавливаться подробно на всем процессе отстройки гитары, информации в интернете тоже хватает на этот счет, да и повторюсь, лучше все доверить мастеру, просто имейте это в виду.

Нижний порожек чаще всего является монолитным куском пластика или кости, и протачивается после снятия по всему периметру наждачкой у основания, при условии, что анкер уже отрегулирован верно, а расстояние от струн до грифа все ещё значительное. На моей гитаре, кстати, нижнего порожка нет как такового, под каждой струной находится костяной зуб, протачивая который, я могу регулировать высоту каждой струны:

мастеровая гитара от А. Мыслеца
мастеровая гитара от А. Мыслеца

И вот мы подошли к самому важному! Какая высота струн является оптимальной в фингерстайле?

На разных гитарах удается добиться разной высоты, так как гриф не везде супер ровный, и если опускать струны ниже, появляется характерный лязг. Как и писал ранее, буду говорить о вестернах , про классику - отдельная история. Расстояние от низа 6-й струны до 12-го лада по опыту, до 2.5 мм является нормой, 2 или 2,2 - в идеале. Много раз я видел, как люди мучались, пытаясь что-то сыграть, даже на новых гитарах, и у них ничего не получалось, а они не понимали в чем дело. Когда же я просил их замерить это расстояние, то цифры поражали, как правило было 3 мм, в отдельных случаях доходило до 4-х.

В фингерстайле нам нужно вести одновременно несколько партий, использовать много техник, и каждый миллиметр, даже его десятая доля имеет огромное значение!

Для начала, приобретите вот такую линейку, где деления начинаются с самого края (я брал в строительном магазине):

     Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п.-5

Затем сделайте замер вот так:

Моя гитара позволяет сделать высоту ровно в 2 мм без ущерба для качества звучания
Моя гитара позволяет сделать высоту ровно в 2 мм без ущерба для качества звучания

Обязательно проделайте эту процедуру! Особенно, если у вас отсутствует прогресс в игре, вы не можете зажать тот или иной аккорд или сыграть какое-то место. Часто причина кроется именно в большой высоте струн!

И последнее - это уход за гитарой. Очень немаловажный и недооценённый многими фактор. Ученики и подписчики часто спрашивают меня в ходе стрима чем это я протираю струны все время. Некоторые даже не знают, что существуют специальные средства по уходу за струнами. Основная их цель - продление долговечности, и опять же, удобство. В процессе игры струны загрязняются, на них попадает жир с пальцев. Если не удалять его после каждого занятия, то долго струны не прослужат. Что касается удобства - то средства по уходу за струнами, как правило, содержат специальные масла, которые помогают пальцам лучше скользить по струнам. Сейчас есть довольно много видов таких протирок, самые популярные, пожалуй, это Fast Fret и Dunlop

     Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п.-7

Но fast fret дорогой, а dunlop мне не очень нравится, так как он слишком "масляный" и притупляет звуки. Поэтому я использую обычные протирки, которые можно дешево заказать на али экспрессе, такого типа:

     Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п.-8

С одной стороны тут наждачка, с помощью которой можно попробовать "реанимировать" старые струны, удалить налет и ржавчину (не пройдет со струнами Elixir, так как сотрется нано-покрытие), а с другой стороны - непосредственно масляная протирка. Очень советую.

Ну и последнее - уход за самим инструментом. Своевременно меняйте струны и пользуйтесь специальными средствами для очистки грифа и корпуса. Мне также нравится линейка Dunlop. Для корпуса я использую один вид средства, а для грифа - лимонное масло, но можно чистить гриф и тем же средством, что для корпуса (на фото бирка потерялась):

     Самый популярный вопрос, который задают мне регулярно в личку в соцсетях, - "как выбрать гитару для фингерстайла?". Или - "а что лучше - такамин, крафтер или.." ну и т.д. и т.п.-9

Нанесите средство на гитару и протрите обычной тряпкой, можно фланелевой.

Вот такие дела, ребят. Неважно гитары каких фирм вы используете, по большому счету. Я вам гарантирую, что примерно 95% ваших слушателей не отличат играете вы на обычном Crafter, или на дорогущем Maton. Да, сами вы, разумеется, разницу услышите, да и удовольствие будет другое, но если вы новичок и у вас нет большого бюджета на покупку дорогих гитар, то не заморачивайтесь! Сам я многие годы, помимо мастеровой, играю на Baton Rouge, потому что считаю их удобными для фингерстайла, к тому же они весьма бюджетны. Но это не реклама, а мое личное мнение, повторюсь, главное - не в этом!

Главное - удобство, отстроенная гитара, хороший строй и уход за инструментом!

Надеюсь, эта информация была вам полезна, спасибо за внимание!

Alex Mercy