Иллюзию готовности к неминуемым событиям формируют разного толка антиутопии. С начала 21 века искусство захватило это направление сценария будущего. Вроде, это даёт человеку подготовиться к грядущему — «осведомлён, значит вооружён», но почему человек должен принимать только этот сценарий развития? Главное, что делает жанр антиутопии — отнимает у человека альтернативное видение будущего.
Это хорошо отслеживается по научной фантастике 60-70 годов, в которой показано человечество устремлённое за пределы солнечной системы, преодолевшее все разногласия на Земле и живущее по общечеловеческим принципам гармонии. После 70-х начинает доминировать жанр антиутопия, в котором рисуется совершенно иное будущее.
Например: большинству известен роман О.Хаксли «Дивный новый мир», но мало кто знаком с его романом утопией «Остров».
Ну а последнее десятилетие просто наводнено повесткой катастроф, гибелью человечества и постоянному выживанию уцелевших. Вместо того, чтобы выстраивать альтернативный сценарий будущего, человек принимает неизбежную катастрофичность существования. Он ищет способы выживания, что априори говорит о том, что он не видит иного развития событий и только подстраивается.
Бич нашего времени «экзистенциальный невроз», о котором предупреждал В.Франкл. Такой потерявшийся человек смиряется с грядущими событиями и включает лишь «режим выживания», которым, в принципе, он всегда пользовался, но в сегодняшних условиях, казалось бы, всеобщей осведомлённости, этот защитный механизм принимает безумный характер.
Так что человечество может изменить находясь в подобном неврозе? Для начала необходимо хотя бы допустить, что существует совершенно иная ветвь будущего, пусть это даже будет локально, зато это уже иной взгляд на события, а значит и альтернативных действий.