Найти тему

Метод "Свои числа" как эффективный способ запоминания исторических событий и фактов.

История – это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Педагогическая практика в школе, а также в среднем профессиональном образовании показало, что именно запоминание конкретных фактов, событий является самым «слабым звеном» в историческом образовании обучающихся. Обилие дат в исторических событиях нередко отдаляют потенциальных любителей «старины глубокой», ребят от более глубоко изучения дисциплины, поскольку, в историческом мышлении решающую роль играет исторический факт. [2]

Необходимость запоминания исторических фактов диктуется не только индивидуальными интересами и желаниями обучающихся в знании исторических событий. Введение ЕГЭ для поступления в ВУЗы на престижные юридические факультеты, военные ВУЗы и Академий МВД и др. становятся мощным толчком для изучения и запоминания исторических дат. Высокие баллы ЕГЭ по истории, на практике показали, что определяют будущее школьника, студента СПО. К сожалению, как студенты, так и одиннадцатиклассники не могут эффективно подготовиться экзамену без опытного наставника, педагога который поделится своим многолетним опытом.

Также немаловажным фактором для более детального изучения вопросов истории является участие студентов на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Победа, высокие баллы в этих конкурсах красноречиво показывают не только знание студентов, но и результат труда педагога, следовательно, и престижность образовательного учреждения.

Цель разработки по истории по методу «Свои числа»: Развивать технику запоминания исторических событий и фактов, с использованием значимых для каждого субъекта фактов и событий, а также для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Задачей методической разработки по методу «Свои числа» является подготовка студентов: 1. олимпиаде, и другим предметным мероприятиям, а также владение студентами фактическим материалом Всеобщей истории и истории Отечества, владение фактами своей семьи, близкого окружения. 2. Помощь студентам в раскрытии и оценке своего личного потенциала. 2.Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров. 3.Развитие, организационных, коммуникативных навыков.

Особенность метода «Свои числа» является то, что изучая огромный фактический событийный материал Всеобщей истории и истории Отечества, студенты через семью, через близкое и понятное окружение рассматривают исторические события, временные рамки исторических событий, тем самым предмет истории становится «живой». Метод позволяет вовлечь каждого студента в занимательную деятельность

Описание методической разработки по истории методом «Свои числа. Преподавание дисциплины «История» предполагает владение большим фактическим материалом самим преподавателем. Одним из самых эффективных в моей педагогической практике запоминания фактов и событий является метод «Свои числа». Данным методом я работаю со своими студентами на протяжении многих лет.

Каждому студенту под силу составить такую таблицу при помощи своих родных и близких и при изучении любой темы соотносить, чтобы анализировать и сравнивать исторические факты и события, поэтому одним из практических работ по истории является выполнение таблицы Таблица для запоминания фактов и событий по методу «Свои числа».

Суть метода заключается в том, что у каждого человека есть свои значимые числа–годы и даты рождения родных и близких людей, собственный адрес, номер автомобиля и др. По методу «свои числа», студентам необходимо связывать исторические даты со знакомыми каждому числами: годы рождения членов семьи, адрес друга либо номер автобуса. Например, я родилась в 1975 году :

1. в Москве подписана Совместная советско-английская декларация о нераспространении ядерного оружия;

2. В 1975 году состоялась стыковка советского и американского космических кораблей "Союз" и "Аполлон", состоявшаяся 17 июля 1975 год;

3. 1975 год стал своеобразным пиком в развитии советской гражданской авиации - после многолетних испытаний открылись регулярные пассажирские рейсы сверхзвукового Ту-144.

Персоналии: Петр Великий родился в 1672 году, соответственно с разницей в 3 века он старше меня всего лишь на 3 года. В.И. Ленин родился в 1970 году, соответственно с разницей в один век он старше меня на 5 лет.

Далее, у меня большая семья: родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, даты и годы рождения всех своих братьев и сестер, детей – знание этих дат охватывает век, варьируя этими цифрами каждый может легко работать с цифрами.

Преподавание истории – это постоянный поиск оптимальных методик и технологий обучения. Яркие интересные события и факты, деятельность исторических лиц без подкрепления точными датами, историческими эпохами становятся байками, былинами, в запутанную, непонятную массу, даты-это скелет исторического знания, даты – маяки в океане истории[5] так образно и сильно написаны статьи в интернет просторах о роли и значении дат событий при изучении истории.

Запоминание дат, соотношение чисел, может быть эффективным, если в орбиту когнитивных усилий включить самых близких людей –семью, включающую много поколений. В техникум к нам приходят не самые способные математики и историки, и рабочие программы базовой дисциплины «История» - это сжатые исторические данные. Включение в практическую работу по истории фактического материала семьи приносят положительные результаты на уровне: 1. «А так можно было?»;

2. При защите таблицы «Свои числа» создается атмосфера доверия, сотрудничества, мы близко узнаем друг о друге, студенты находят родственников среди одногруппников.

3. Из 25 студентов экспериментальной группы – 3 студентов способны работать с большим объемом исторического материала. Участвуют в олимпиадах, интеллектуальных играх на Неделе общеобразовательных дисциплин.

Метод «Свои числа» показывает свою эффективность в работе с подрастающим поколением и дает мощный толчок к совершенствованию метода. Студенты в ходе эксперимента применяют знания фактического материала, а раскрылись в духовно-нравственном плане, т.е. больше знают о своей семье, рассказывают коллективу одногруппников о своих дедах, прошедших Великую Отечественную войну, о профессиях и трудовой деятельности родителей, дедов и прадедов.

Список литературы

1. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М.: Наука, 1987. — 452 с.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 29.]

3. ФГОС ООО от 17 октября 2012 г.

4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.

5. https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/zachem-uchit-daty-istoricheskih-sobytii-i-gody-jizni-5c24c41268b09400aabdb385