«Тюремные» мотивы в песнях Высоцкого
Высоцкого нередко отождествляют с блатным миром. После появления первых песен его имя было покрыто массой слухов: мол, он — матерый уголовник, свои песни пишет в тюрьме…
Книга «Владимир Высоцкий.Человек народный» — еще одна попытка попробовать разгадать грани поэта и понять: что сделало его таким, откуда в его песнях этот трагический надрыв, а в стихах — пульсирующий оголенный нерв?..
«Очень любопытную историю рассказал Вайнер: "Когда мы с Володей разговаривали, он спросил: а сколько у тебя в подъезде сидело? Я ответил: почти все в подъезде сидели! На что Высоцкий говорит: у нас — то же самое!" Это чтобы было понятно, что такое Москва послевоенная...»
«Первая известность к Высоцкому пришла именно после его ранних песен, стилизованных под "блатную" тематику, лирическими героями которых становилась шпана, заключенные, "честные воры" и прочие представители уголовной субкультуры».
Рассказывает историк и публицист Олег Черемных:
«Среди многочисленных приятелей, а уж тем паче близких друзей Высоцкого не было блатных — в привычном понимании. В этой связи можно было бы упомянуть лишь одного Вадима Туманова. Но он в свое время сидел по 58-й статье, по политической, — а это уже совсем другая история! И тут важно, что обращение к блатной романтике было возможно и в советской официальной культуре. Вспомним хотя бы Кольку Свиста из фильма "Путевка в жизнь" или героя Марка Бернеса из фильма "Два бойца"».
Рассказывает поэт и прозаик Дмитрий Дарин:
«Высоцкий в интервью не раз говорил: "Меня интересует характер цельный, на грани!" От себя так и хочется здесь добавить: "…характер, проявляемый или на войне, или в тюрьме". А где еще проявляется подобный характер — чтобы именно так: на грани? И тут Высоцкий как большой художник абсолютно прав и убедителен!»
«Все-таки, если рассмотреть продолжительность увлечения этой тематикой, то она не так уж и велика. Первую блатную песню — "Татуировки" — Высоцкий написал в середине 1961 года. А уже осенью 1964-го как бы подытожил данный хулиганский цикл, записав на магнитофонную пленку все, что сочинил к тому моменту.
Последние произведения на данную тему исследователи относят к 1965 году. После этого новых песен в данном ключе Высоцкий уже не писал. Хотя и исполнял порой отдельные вещи этого ряда на своих выступлениях. Особенно в узком кругу».
Рассказывает прозаик и публицист Владимир Крупин:
«Мне рассказывал офицер МВД, который в 1980 году охранял тюрьмы, что в день похорон Высоцкого в тюрьмах и лагерях происходило ритуальное сожжение гитар: так зэки отдавали дань памяти народному барду. В его песнях порой были и блатные мотивы, вот они его и считали за своего: вроде, он их парень, дерзкий. Вспомним его строки: "Это был воскресный день, но мусора не отдыхают!.." А у него же много подобного было!»
Книга «Владимир Высоцкий.Человек народный»: https://bit.ly/2BwOgBV
Своими мыслями и воспоминаниями о Владимире Высоцком и о том, как они относятся к разным аспектам его жизни и творчества, делятся двоюродная сестра поэта Ирэна Высоцкая, коллеги по актерскому цеху Лариса Лужина и Николай Бурляев, кинодраматург Илья Рубинштейн, режиссер, Андрей Левицкий, редактор Станислав Куняев, рок-музыкант Александр Ф. Скляр, поэт Константин Кедров, художник Григорий Потоцкий и многие другие.
Юрист нашел способ вернуть права на три песни Высоцкого
Юрист Дмитрий Кваша заявил, что семья певца Владимира Высоцкого может поспорить за права на три песни исполнителя.
Речь идет о композициях "Лапы у ели", "Мангусты" и "Почему аборигены съели Кука". Ранее стало известно, что права на эти песни певца принадлежат филармонии Ярославля, которая по договору купила их при жизни артиста.
По мнению Дмитрия Кваши, соглашение можно оспорить. Он нашел лазейку в документе: стороны не прописали, какие именно права будут принадлежать заказчику. В одном случае филармония может полностью распоряжаться песнями, а в другом — только пользоваться композициями. Теперь семья Высоцкого будет иметь возможность побороться за наследие культового исполнителя, сообщает Общественная служба новостей.