200 подписчиков

Понятный и удобный документ

 25 февраля 2022 состоялась очередная встреча юристов «Правовая беседа» в Омске.

25 февраля 2022 состоялась очередная встреча юристов «Правовая беседа» в Омске. Наталья Михеева (Руденко), руководитель практик по защите репутации, земельным вопросам и вопросам недвижимости в ООО ЦПС «Лексфорт» поделилась своим опытом составления понятных заключений.

Делимся с вами выводами:

1. Что из себя представляет юридический дизайн

Так как мы работаем с бизнесом, то для нас юридический дизайн - это в первую очередь простота и краткость документа.

Если мы видим, что для наглядности нужно нарисовать схему или таблицу, что от этого будет информация более понятной, то мы это тоже делаем. Главное - преследовать цель облегчения восприятия документа.

Что такое простота и краткость:

- Ответ на вопрос клиента должен быть максимально коротким. В идеале: «да», «нет», «можно», «нельзя». Далее уже обоснование, которое клиент может не захотеть читать.

- Должен быть анализ судебной практики и норм закона, а не их цитирование. Если есть цитирование, то оно должно быть оправдано.

- Предложения должны быть максимально короткими. Главное - не потерять суть мысли.

- Предложения должны быть в активном залоге («Вася погасил кредит», а не «Кредит был погашен Васей»).

- Вывод должен быть в начале текста. Документ – это не повесть, которой мы хотим заинтриговать читателя и поэтому не рассказываем ему развязку в начале.

- Минимальное количество выделений в тексте.

- Указывать судебную практику, выдержки из закона в приложениях к документу (по возможности).

- Сквозная нумерация.

- Использование сносок (например, при указании на название закона).

2. Нужны ли бизнесу понятные юридические продукты

Бизнесу нужны понятные юридические продукты.

У бизнеса нет времени читать поэмы от юристов. Им достаточно знать краткий ответ на свой вопрос. Здесь работает правило «30 секунд»: вы должны успеть объяснить свой вывод за 30 секунд. Но если человеку нужно обоснование – оно всегда должен быть под рукой.

3. Возражения со стороны коллег и клиентов

Аргументы в пользу «непонятных» заключений:

- Чем путанее, официальнее написано, тем более убедительно звучит.

- Мало написал – значит мало работал. Короткий документ выглядит скудным, не доработанным.

- Простота – хуже воровства.

И, напоследок: нужно не просто предлагать в заключении пути решения задачи, а указывать на более верное решение для клиента. Юрист должен быть для клиента бизнес-консультантом. Только так вы покажете свою экспертность. Все остальное клиент и сам найдет в «Консультанте».