Рекомендации и материалы, посвященные теме профилактики буллинга, по итогам круглого стола* со специалистами.
Советы родителю, учителю, ребенку:
1. Советы родителям
- Налаживать теплые отношения с ребенком.
- Всегда первый совет родителям — в любой непонятной ситуации нужно просто остановиться и слушать. Особенно в подростковом возрасте. Кажется что ребенок хочет поговорить — остановиться, приобнять и просто выслушать.
- Вступать в диалог с учителем — чем больше будем говорить, тем лучше будет взаимопонимание.
- Обращать внимание на нестандартные физические и психологические проявления у ребенка. Пронаблюдать самые основные аспекты — питание, сон, обычные формы поведения, словарный запас, который каким-то образом вдруг меняется и так далее.
- Повышать свой уровень информированности детей — показывать им ресурсы, где в игровой форме помогают разобраться в проблеме и выработать порядок действий для эффективного решения задачи.
2. Советы педагогам
- Не оставаться одному — важно, чтобы педагоги формулировали для себя такой вопрос «Что я могу сделать в этой ситуации? Если не могу, то к кому я могу обратиться?» и всегда куда-то переадресовывать.
- Учиться различать конфликт и травлю.
- Стараться быть не только учителем, а человеком, который может увидеть, услышать, поддержать ребенка, нормализовать его состояние.
- Признавать наличие проблемы, искать поддержку, механизмы кооперации и объединения специалистов и учителей.
3. Советы ребятам
- Искать помощи у взрослых — классного руководителя, педагога-предметника, родственника, с которым есть доверительные отношения.
- Звонить в службы доверия для подростков, где можно получить помощь и консультацию о вариантах действий.
Что может помочь в решении проблемы профилактики буллинга:
Интернет-ресурсы:
Здесь ребята могут получить консультацию или научиться в игровой форме эффективным стратегиям противостояния буллингу
Классные игры.рф
Тренажер для смелых — интерактивная онлайн-игра, которая обучает подростков эффективным стратегиям противостояния буллингу: физической или психологической агрессии одних детей против других.
Здесь можно узнать, что такое буллинг и как защитить себя и друзей.
Пройдя игру, ребята узнают, как защитить себя и друзей от травли, в том числе от кибербуллинга —преследования через Интернет, могут проанализировать возможные варианты защиты и выбрать наиболее подходящий способ.
«Тренажер для смелых» учит распознавать признаки буллинга. Это важно для того, чтобы объект и свидетели травли, а также дети, применяющие насилие по отношению к сверстникам:
- Понимали неприемлемость физической и психологической агрессии в отношении кого-либо
- Умели предвидеть последствия того или иного выбора реагирования на буллинг и выбирали наиболее безопасный для себя способ решения проблемы
- Своевременно «били тревогу», не скрывали происходящее от родителей или других взрослых
Игра предназначена для детей от 12 лет.
Твоя территория.онлайн
Психологическая помощь подросткам и молодёжи ежедневно — онлайн консультанты службы психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет)
https://www.твоятерритория.онлайн
Иногда люди думают, что обратиться за помощью психологу можно лишь тогда, когда дошел до края. Это не совсем так. В чат службы пишут дети, подростки и молодые люди в различных ситуациях и консультанты искренне стараются помочь им и совместно найти варианты улучшения.
Отсутствие друзей, безответная любовь, стресс из-за экзаменов, конфликты с братьями и сестрами, угрозы и травля, физическое здоровье, чувство гнева или паника, нарушения закона, да и просто любая тема на которую важно поговорить. Список тем, с которыми обращаются в службу поддержки можно посмотреть на сайте.
Консультанты на связи с 15.00 дня до 22.00 вечера, ежедневно (время московское)
Кроме обращения в чат можно обратиться в почтовую службу
tvoya_territoria@mail.ru
В настоящее время психологи-консультанты могут ответить на 150 или 200 обращений в месяц.
Помощь рядом.рф
Психологическая и информационная онлайн-помощь подросткам до 18 лет. Здесь подросток может поделиться с психологом в онлайн-чате тем, что волнует и беспокоит.
Здесь подростка выслушают, помогут найти решение трудностей, расскажут о дополнительных ресурсах помощи и информацию на волнующие проблемы.
работает ежедневно с 11:00 до 23:00 мск
Чат-бот «Точка доступа»
Точка доступа — проект, направленный на профилактику опасных ситуаций в интернете среди детей и подростков.
Идея проекта основана на результатах исследования, проведенного в 2019 году специалистами Родительского центра «Подсолнух» с участием детей-подростков и молодых взрослых, воспитанников и выпускников сиротских учреждений в качестве экспертов опыта.
Один из главных результатов работы проекта — чат-бот — приложение интеллектуальный помощник. Идея чат-бота в доступности для подростков — он доступен в социальной сети ВКонтакте и в мессенджере Телеграм.
Чат-бот создан и функционирует в соответствии с правилами, принятыми в социальной сети Вконтакте.
Проект создавался на основе исследования, проведенного в 2019 г с участием детей-подростков и молодых взрослых, их поведения в интернете и рисков с которыми они там сталкиваются.
Чтобы начать диалог с чат-ботом нужно:
- Сканировать QR – код
- Вступить в группу
- Написать в сообщения слово: начать
Он-лайн игра И-риски.рф
Обучающая онлайн-игра «И-риски.рф» направлена на профилактику рисков и угроз, связанных с использованием сети Интернет, и предназначена для детей от 12 лет. Пройдя игру, ты научишься распознавать и избегать ситуации при использовании Интернета, которые могут привести к негативным последствиям, а также узнаешь о правилах безопасного поведения в Сети.
Образовательные программы
Здесь семьи могут получить помощь специалистов, работающих с замещающими семьями и другими детьми из уязвимых категорий.
- В Санкт-Петербурге работает программа «Территория радости» — одно из направлений работы Родительского центра «Подсолнух», где предлагается профессиональная помощь и поддержка семьям с приемными детьми школьного возраста на пути адаптации в школе и проблемами успеваемости (гиперактивность, невнимательность, инфантилизм, неуспеваемость, сложности в общении с одноклассниками)
- В Московской области работает инклюзивная частная школа «Абсолют». В школе вместе учатся дети с разными стартовыми возможностями, и большая часть учеников — это дети с опытом сиротства и/или особенностями развития. В школе они учатся вместе и общаются наравне с обычными детьми из кровных семей.
Материалы для глубоко изучения явления и методов
На сайте АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» можно найти пакет методических материалов по противодействию школьному буллингу КОНСТРУКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НКО-2.
ПОМОЩЬ и поддержка учеников, педагогов и родителей, затронутых ситуацией школьного буллинга
ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОМУ БУЛЛИНГУ (ТРАВЛЕ)
Проект реализован АНО ДПО Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» в 2019–2021 годах с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Мифы и заблуждения
Важным дополнением к поднятой теме можно считать распространенные мифы, которые собрали специалисты АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР».
Миф № 1.
При работе с детьми-агрессорами необходимо обращаться за помощью к их родителям.
У буллеров часто не налажен доверительный контакт с семьей. Родители агрессоров либо сами оказываются властолюбивыми нарциссами. При этом к травле, которую устраивает их ребенок, они относятся с явным или молчаливым одобрением. Либо родители буллеров являются виновниками жестокого обращения, физического и психологического насилия в семье, разговор с таким родителем-агрессором – стимул к очередному акту жестокого обращения с ребенком.
Исключение составляют приемные родители и «амбициозные родители», не понимающие, к чему ведет их «элитное» воспитание. Но тем и другим нужна не разовая беседа, а направленная помощь специалиста.
Миф № 2.
Буллер избалованный, залюбленный ребенок, травит чтобы развлечься, завести себя.
Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Они формируют к миру меркантильное отношение, а к людям — потребительское. Мальчики из богатых семей ни в чем не знают отказа, мажоры, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, и любые его действия не имеют последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Единственная связь с родителем — через деньги, время и ситуация общения — обсуждение суммы, эмоциональная реакции у родителей тем сильнее, чем больше сумма.
Отсутствии эмпатии и стремление «куражиться на другими», нанося ущерб — результат отсутствия эмоционально, теплых, доверительных отношений, а не избыток любви!
Данный проект реализован по инициативе АНО социальных услуг «Родительский центр «Подсолнух» в содружестве с Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» при поддержке Библиотеки роста и карьеры БИРО
*В материале опубликованы фрагменты круглого стола «Наших детей в школе не любят», посвященного профилактике буллинга.
В обсуждении темы и формировании «библиотечной полки знаний» на тему профилактики буллинга приняли участие эксперты:
- Екатерина Вадимовна Селенина — международный эксперт по семейным видам воспитания детей сирот и социально-трудовой адаптации молодых людей из их числа как в России, так и в странах СНГ. Член общественного совета по защите прав и законных интересов детей-сирот при Министерстве Образования РФ
- Юлия Олеговна Шевяхова — заместитель директора по развитию ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют». Почетный работник общего образования, Почетный знак «За вклад в развитие муниципального округа Ясенево», финалист конкурса «Учителя года Москвы - 2020», Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование».
- Екатерина Михайловна Сергеева — педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель службы сопровождения ОЧУ "Школа-интернат «Абсолют»
- Елена Ивановна Карасева — руководитель команды волонтеров он-лайн службы «Помощь рядом», руководитель проекта профилактики и защиты от буллинга для подростков «Классные игры», координатор по связям с общественностью МОО «Врачи детям»
- Наталья Николаевна Емельянова — кризисный психолог, руководитель методической антибуллинговой службы, автор и тренер образовательных программ для педагогов и школьных специалистов (АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», г. Пермь)
- Наталья Андреева — координатор программы «Территория радости» АНО «Родительский центр «Подсолнух», психолог, ведущий индивидуальной работы
- Елена Петрусенко — психолог, координатор программы «Мое завтра» АНО «Родительский центр «Подсолнух», психолог, ведущий индивидуальной и групповой работы
- Ангелина Александровна Лангинен — Клинический психолог. Методист школьных психологов Пушкинского района СПБ (ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района СПБ)
Если вы знаете полезные материалы и ресурсы, которые могут помочь в решении этой проблемы — присылайте нам по адресу podsolnukh.spb@yandex.ru и мы дополним ими базы знаний.