Найти тему

Буллинг среди подростков

1. Что такое буллинг?

В 1905 году была опубликована работа К. Дьюкса в которой были указаны первые данные о буллинге, Тогда же были начаты первые исследования о насилии в школе.

В 1980-х гг. было проведено первое анонимное исследование Дана Ольвеуса в Норвегии и Швеции.Результаты исследования показали, что 15% детей ежедневно сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами буллинга; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли.

Данная проблема существует и является распространенной и актуальной во всех странах, но при этом до сих пор является плохо изученной в настоящий момент.

Буллинг- это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц

Буллинг и конфликт имеют общие черты,но значительные различия:

1)неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика)

2)повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно)

3)возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей),

4)решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).

1.2 Виды буллинга

В буллинге выделяют следующие типы:

1)Физический буллинг – это умышленные удары, толчки, пинки,нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание. 2)Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи.

3)Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

•вербальный буллинг (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

•обидные жесты или действия

•запугивание

•изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

•вымогательство

•повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).

1.3 Социальная структура буллинга

Агрессор - всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.

Жертва буллинга, ей может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.

Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

Преследователь - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

Сторонник– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

1.4 Причины буллинга у подростков

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.

Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.

«Обидчики» чаще выбирают в качестве «жертвы», тех, кто уже слабее их в физическом и/или психологическом плане. «Жертвами» буллинга могут стать подростки с необычной внешностью (со шрамами, с полнотой, с косоглазием и т.п.), с проблемами со здоровьем, из необеспеченных семей, или же наоборот очень обеспеченной семьи, а также тихие и замкнутые, которые не могут за себя постоять.

факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде:

Индивидуальные факторы:

•внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;

•копирование агрессивного поведения ближайшего окружения - семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;

•низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.

Групповые факторы:

•общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;

•система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;

•взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на

авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;

•система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;

•наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли

«жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;

•влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.

Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.

Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновения острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.

Внутрисемейные - низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.

1.5 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков

Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачами профилактики буллинга являются:

•подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга

•содействие улучшению социального самочувствия обучающихся

•психолого-педагогическое просвещение родителей

•устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации

•развитие толерантности и социальной компетентности

•изменение представлений детей о самом себе и об отношениях с окружающими

В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.

В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями.

В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.

Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном.

Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.

Профилактика проводится в три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия. На этапе диагностики проводятся опросы, анкетирования и социометрия, методы самой профилактики буллинга – классные часы на определенные темы (буллинг, толерантность и т.п.), тренинги по сплочению, беседы, воспитывающие ситуации, метод социальной пробы. На этапе рефлексии используется групповая рефлексия классом