1. Что такое буллинг?
В 1905 году была опубликована работа К. Дьюкса в которой были указаны первые данные о буллинге, Тогда же были начаты первые исследования о насилии в школе.
В 1980-х гг. было проведено первое анонимное исследование Дана Ольвеуса в Норвегии и Швеции.Результаты исследования показали, что 15% детей ежедневно сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами буллинга; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли.
Данная проблема существует и является распространенной и актуальной во всех странах, но при этом до сих пор является плохо изученной в настоящий момент.
Буллинг- это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц
Буллинг и конфликт имеют общие черты,но значительные различия:
1)неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика)
2)повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно)
3)возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей),
4)решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).
1.2 Виды буллинга
В буллинге выделяют следующие типы:
1)Физический буллинг – это умышленные удары, толчки, пинки,нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание. 2)Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи.
3)Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
•вербальный буллинг (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
•обидные жесты или действия
•запугивание
•изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
•вымогательство
•повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
1.3 Социальная структура буллинга
Агрессор - всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
Жертва буллинга, ей может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.
Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
Преследователь - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
Сторонник– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
1.4 Причины буллинга у подростков
Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.
Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.
«Обидчики» чаще выбирают в качестве «жертвы», тех, кто уже слабее их в физическом и/или психологическом плане. «Жертвами» буллинга могут стать подростки с необычной внешностью (со шрамами, с полнотой, с косоглазием и т.п.), с проблемами со здоровьем, из необеспеченных семей, или же наоборот очень обеспеченной семьи, а также тихие и замкнутые, которые не могут за себя постоять.
факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде:
Индивидуальные факторы:
•внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;
•копирование агрессивного поведения ближайшего окружения - семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;
•низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.
Групповые факторы:
•общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;
•система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;
•взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на
авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;
•система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;
•наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли
«жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;
•влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.
Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.
Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновения острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.
Внутрисемейные - низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.
1.5 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачами профилактики буллинга являются:
•подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга
•содействие улучшению социального самочувствия обучающихся
•психолого-педагогическое просвещение родителей
•устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации
•развитие толерантности и социальной компетентности
•изменение представлений детей о самом себе и об отношениях с окружающими
В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями.
В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.
Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном.
Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.
Профилактика проводится в три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия. На этапе диагностики проводятся опросы, анкетирования и социометрия, методы самой профилактики буллинга – классные часы на определенные темы (буллинг, толерантность и т.п.), тренинги по сплочению, беседы, воспитывающие ситуации, метод социальной пробы. На этапе рефлексии используется групповая рефлексия классом