Найти в Дзене

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ.

В статье описывается опыт поэтапного обучения навыкам пространственного ориентирования детей с нарушениями зрения посредством использования электронных игровых заданий.

Ключевые слова: нарушения зрения, электронные игровые задания, пространственная ориентировка, коррекционно-развивающая работа.

Разностороннее развитие, социальная адаптация воспитанников с нарушениями зрения, создание им равных возможностей для участия в жизни общества, а также подготовка их к получению образования на уровне общего среднего образования являются важными задачами деятельности специального дошкольного учреждения.

Несформированность умений пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в дальнейшем может повлиять на их социализацию и овладение навыками учебной деятельности в школе. Опыт работы показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества воспитанников с отсутствием умения определять местоположение объекта в пространстве, и поэтому необходимо целенаправленное обучение. Одним из путей повышения качества обучения считаю использование на коррекционно-развивающих занятиях электронных средств обучения (далее – ЭСО) в виде электронных игровых заданий.

Научно-теоретической основой моей работы явились исследования Ф.Н. Шемякина, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.В. Рудаковой, А.Н. Леонтьева, В.А. Феоктистовой, которые указывают на то, что у детей с косоглазием и амблиопией особо страдает бинокулярное зрение, отвечающее за представления о местоположении объектов в пространстве. Это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей, они не могут в полном объеме получать адекватную информацию об окружающем их мире, а имеющиеся у них знания о нем часто бессистемны и вербализованы. Следовательно, дефект зрения приводит к тому, что в образах зрительного восприятия отражаются лишь некоторые, зачастую второстепенные, признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и могут быть неадекватны действительности [5]. Кроме этого, исследователи подчеркивают наличие потенциальных возможностей развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, которые могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении [6].

Практика моей работы по формированию умений пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения выявила наличие ряда трудностей: недостаток научных исследований данной проблемы, отсутствие конкретной методики использования ЭСО в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения, недостаточное количество современных дидактических средств коррекции.

Таким образом, очевиден разрыв между степенью сформированности умений пространственного ориентирования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, трудностями на пути её формирования и состоянием изученности данного вопроса в специальной педагогической и психологической литературе. Данный факт определил необходимость работы в этом направлении путем подбора и апробации комплекса электронных игровых заданий.

Использование ЭСО помогает решать задачи компенсации зрительных нарушений и коррекции вторичных отклонений у воспитанников, позволяет обеспечить необходимую детям с нарушениями зрения продуктивную деятельность моделирования объектов пространственной ориентировки в доступных знаковых формах, экспериментировать с их характеристиками и соотношениями [7].

Созданный мною комплекс электронных игровых заданий основывается на идеях ряда авторов (Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко и др.), но был адаптирован и модифицирован с учетом необходимости коррекции имеющихся у детей с патологией зрения нарушений в развитии пространственной ориентировки.

С целью выявления особенностей развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения был использован контрольно-оценочный компонент к подразделу «Пространственное ориентирование и мобильность» проекта программы коррекционно-развивающей работы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения». Дополнительно использованы диагностические методики, разработанные В.А. Феоктистовой, Л.М. Шипициной, С. Г. Шевченко, Л. И. Плаксиной с некоторой их модификацией.

Учитывая результаты психолого-педагогического обследования, был определен круг задач и разработано перспективное планирование по коррекционному направлению «Пространственная ориентировка и мобильность» с включением электронных игровых заданий на каждое коррекционно-развивающее занятие.

Наиболее доступным и практичным инструментом для создания электронных игровых заданий явиляется программа Power Point. Также применяла зарекомендовавшие себя интернет-сервисы (avatan.ru, canva.com, weebly.com и др.) с основами и начинками для создания интерактивных игр, которые были использованы для подготовки к занятиям. Это позволило в процессе коррекционно-развивающих занятий воспринимать воспитанникам материал на полисенсорной основе: увеличивать изображение демонстрационных объектов; объединять аудио-, видео- и анимационные эффекты в единую игру, что способствовало компенсации объема информации, получаемой из других источников, активизировать зрительные функции. 

Кроме того, при создании электронных игровых заданий и упражнений использовала продукт «Специальные образовательные технологии – 2.0» (SPECIAL EDUCATION TOOLS), объединяющий графические материалы и текстовую информацию. Тем самым процесс обучения стал более наглядным и эффективным, чем в упражнениях, реализованных на бумаге, в виде развивающих тетрадей и дидактических материалов. 

Коррекционные занятия организовывались с использованием персонального компьютера и интерактивной доской. Программное обеспечение позволило создавать такие электронные игровые задания, которые смогли решить поставленные мною коррекционные цели и задачи. 

Технология сенсорного экрана интерактивной доски позволила сделать доступными для детей с нарушениями зрения коррекционные игровые задания, так как управлять ими можно простыми указательными действиями. Двигающиеся на экране картинки помогали ребенку легко понять пространственные отношения, что гораздо труднее сделать на картинном бумажном материале. В тоже время, считаю, что показ объемных изображений в движении - удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве. Правильный ответ на вопрос в электронных игровых заданиях вознаграждался веселой музыкой, что формировало положительное подкрепление по отношению к занятиям и вербализации пространственных отношений. 

Создавая и используя на коррекционно-развивающих занятиях электронные игровые упражнения, не забывала о соблюдении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и «Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования».

Практическая реализация комплекса состоит из нескольких этапов, которые тесно взаимосвязаны и представляют собой усложняющиеся задания.

Задания первого этапа посвящены формированию навыков ориентирования относительно «схемы тела». Дети обучались правильно употреблять слова парнопротивоположных направлений «справа», «слева». Постепенно ориентировка усложнялась, и воспитанники обучались различению пространственного направления и умению показывать: впереди-вперед, сзади-назад, налево-слева, направо-справа, вверху-внизу, напротив и т.п. 

 Следует отметить, что полисенсорное восприятие способствует формированию целостного образа объекта, обеспечивая успешность предметно-практической ориентировки. В связи с этим, используя мультимедийные возможности компьютерных программ, начала работу по развитию слухового восприятия пространства: формировала умения выделять и дифференцировать источники звука. Решая эту задачу, создала такие электронные игровые задания, где воспитанники формировали умения узнавать на слух некоторые действия, совершаемые человеком (открывание двери, листание страниц книги, удар в бубен и др.).

На этом этапе дети различали понятия «утро-день», «вечер-ночь» и формировали умения соотносить свои игровые действия со временем суток.

Также через игры «Рассмотри объект», «На лесной полянке», «На столе у нас предметы» формировала представления о схематичном, условном изображении предметов на интерактивных планах и схемах. Вначале дети узнавали реальные предметы по их условным изображениям (контурное, силуэтное, либо цветное изображение), потом учились соотносить объекты с их условными изображениями и пространственным расположением на интерактивном экране.

На следующем этапе, дети оценивали пространственное расположение предметов относительно друг друга, пользуясь понятиями «справа-слева от чего-либо», «выше-ниже чего-либо», а также предлогами и наречиями места. На этой ступени дети не только определяли, в каком направлении находятся друг от друга объекты, но и учились самостоятельно создавать указанные ситуации: «Расставь детей так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя – сзади Ромы!», «Рассели зверей по клеткам, так чтобы…». 

Развивая слуховое восприятие через игры «Мы по городу идем…», «Звуки на нашей кухне», «Атмосфера большого магазина» и др., дети упражнялись в умении узнавать звуки окружающего пространства (дома, городских шумов; определить по звуку далеко или близко расположен магазин и т.п.).

На этом же этапе работы развивались представления о схематичном, условном изображении объектов, через более сложные интерактивные схемы и планы. Программные возможности интерактивной доски позволяли моделировать на основе представлений детей с нарушениями зрения разнообразные, но единые по своей структуре картины-схемы (игрушки, одежда, растительный и животный мир и др.) в пределах ограниченного фрагмента (поверхность стола, игровой уголок, помещение дошкольного учреждения). Например: «Найди и покажи на схеме кабинета изображение двери в коридоре», «Магазин одежды». Во время выполнения таких заданий концентрировалось внимание на словесное описание пространственного расположения объектов на экране и предметов в реальном пространстве.

Одновременно продолжали развиваться представления о временных понятиях, где дети обучались пространственному ориентированию, используя реальные и нереальные, типичные и редкие, а также всевозможные для заданного промежутка времени интерактивные картины.

Третий этап представлен заданиями, в которых происходит ориентирование в условиях «зеркальности пространства» – когда меняется оценка расположения объектов при смене позиции наблюдения. Это вызывало у детей значительные трудности и требовало тщательной проработки. Через игры «Встань так, чтобы слева от тебя был стол», «Встань так, чтобы справа от тебя было окно» формировались представления об относительности пространственных отношений. Такая работа позволила систематизировать знания детей о возможных положениях предметов относительно него (при повороте на 90° и 180°). После этого полученные навыки успешно совершенствовались посредством электронных игровых заданий. Занятия строились так, что сначала показывала на объектах определенные пространственные отношения и обозначала их точными словами, затем, меняя местоположение объектов или заменяя на другой на экране, уже сами дети каждый раз обозначали их положение по отношению друг к другу. Наконец (предлагая игры «Где, что стоит?», «Поручения», «Прятки») воспитанники обучались уже самостоятельно располагать, менять местоположение, определять разницу в расположении объектов и словесно их обозначать.

Продолжалась работа по обучению детей чтению интерактивных схем пути и пространства. Дети уже самостоятельно моделировали интерактивные пространственные отношения, вначале используя объекты, имеющие геометрическую форму, их сменили объекты-заместители, потом по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства.

На этом этапе дети свободно ориентировались в частях суток, днях недели, месяцах, временах года, оперируя понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Анализ данных итогового психолого-педагогического обследования показал, что поэтапное использование комплекса электронных игровых заданий в развитии ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения обеспечивает оптимизацию педагогического процесса и повышение качества коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, изучение проблемы формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения подтвердило необходимость специально организованной, целенаправленной коррекционной работы учителя-дефектолога, используя электронные игровые задания. Результаты, полученные в ходе работы, явились подтверждением и дополнением имеющихся в тифлолопедагогике сведений о необходимости разработки специальных инструментов познавательной деятельности, адекватных возможностям детей с нарушениями зрения и позволяющих им осмысливать сложные закономерности мироустройства посредством пространственного моделирования знакомых фрагментов и объектов действительности по заданным взрослым правилам.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем углублении и расширении проблемы исследования.

Практическая значимость заключена в том, что в работе определены этапы и содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога по формированию умения ориентировки в пространстве посредством использования электронных игровых заданий, разработан перспективный план коррекционных занятий по всем лексическим темам.

Созданный мною комплекс электронных игровых заданий может быть использован и применен в практической работе педагогами в условиях учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и семьи. 

Представляется возможным использование электронных игровых заданий для психолого-педагогического обследования сформированности пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования республики Беларусь, 19 июля 2011 г. // Национальный правовой Интернет -портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2012-9/2012-9(099-111).pdf . – Дата доступа:03.11.2021

2. Боровкова, Н. С. Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей снарушениями зрения [Электронный ресурс] / Н. С. Боровкова – 2013. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/08/razvitie-navykov-orientirovki-v-prostranstve-u-detey-s-narusheniyami.– Дата доступа: 03.11.2021.

3. Гаманович, В. Э. Вспомогательные технологии в образовании: учеб. пособие / В. Э. Гаманович, Е. Н. Сороко. – Минск : МГИРО, 2014. – 132 с.

4. Даливеля, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – №1. – С. 8–12.

5. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 176 с.

6. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2000.- 250 с.

7. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Четыре четверти, 2010.– 52 с.

THE FORMATION OF SPATIAL ORIENTATION SKILLS IN ELDER PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT BY USING A COMPLEX OF ELECTRONIC GAME TASKS

Sytko I.N.

State Educational Institution "Special nursery-kindergarten №353 for children with visual impairments in Minsk"

The article describes the experience of step-by-step teaching skills of spatial orientation of children with visual impairments through the use of electronic play tasks.

Key words: visual impairment, electronic game tasks, spatial orientation, correctional and developmental work.