Найти тему

Уныние (что это такое, анализ; prof.Зелинский)

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Уныние (prof.Зелинский, чемпион мира, д-р философии, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, главный тренер Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Санкт-Петербург, Россия).

«Вы же, братия, не унывайте, делая добро». (2Фес.3:13).

Уныние относится к одним из основных греховных страстей человека. Под собой слово уныние подразумевает и депрессивное расстройство личности, и невротические расстройства, и меланхолию, и вообще все то, что включает в себя изменение психического состояния человека с явной направленностью на душевные страдания.

«Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели... потому предал их Бог постыдным страстям». (Рим.1:21).

Уныние вообще являет собой страдание души. Как известно, душевое беспокойство (т.н. боль души) намного сильнее в своих проявлениях в сравнении с болью физической, ибо, если последнюю можно унять различными анальгетиками, то душевную боль, иной раз, мы в силах лишь заглушить на время (вследствие усталости нервной системы и мозга), но почти никогда не сможем избавиться от нее просто так, если не будем воздействовать на первопричину зарождения уныния.

«…не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя». (Евр.12:5).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Какие же причины могут влиять на развитие уныния?

Рассмотрим два ключевых варианта возникновения уныния: с позиции психологии и с позиции теологии (заметив при этом, что теология и психология являются двумя основами понимания бытия человека; теология – дает понимание духовных законов, объясняющих вообще существования тех или иных трагедий и радостей в жизни человека как в целом, так и в частностях; психология – необходима как для научного объяснения происходящего, так и для фрагментарного излечения души; тогда как теология или богословие – способно спасти человека само по себе, потому что присутствует в данном случае самое главное – вера в Бога.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». (Евр.11:6).

И тем, кто не понимает, что Бог создал мир – мы должны сказать, что это так, что это совсем не надо доказывать, что ученые всего мира давно уже используют подобные знания в своей жизни; и тем, кто еще не понимает этого, необходимо преодолеть свою неграмотность и взяться за изучение теологии, чтобы хотя бы после пришла вера в Бога, и стало легче жить.

«Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших». (Ин.8:24).

Для осуществления подобного необходимо изучение таких научных направлений теологии, как, основное и догматическое богословие, учение святых отцов церкви, изучение Священного Писания (Библия) и Священного Предания (Закон Божий, катехизис, и мн.другое, включая воцерковение). И вот когда вы изучите все это (а это долгие и долгие годы, причем понимание приходит уже в течении нескольких месяцев, а после усиливается) тогда сможете сами делать свой окончательный выбор верить или не верить. Но не раньше. Нельзя судить о предмете, не изучив его. Это, по меньшей мере, глупо.

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

«Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». (Притч.13:15).

Вернемся к унынию. Уныние возникает в случае, когда человек перестает внутренне пребывать в отсеке сегодняшнего дня и начинает думать о том, что могло бы с ним случиться, если бы все произошло не так, как произошло, а иначе, т.е. о том, что может случиться в будущем, представляя в ярких красках последствия этого и явно забывая, что человек не в силах ничто решить в этом мире, ибо человек создание Божие.

«Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!». (Ис.8:10).

И явно, что последствия при этом оказываются столь плачевными, что человек начинает психологически загонять себя, впадая в некий ступор, отчего случается развитие с ним дальнейшей психопатологии души, и на первый план начинают выходить страдания.

«Но если и страдаете за правду, то вы блаженны». (1Петр.3:13).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Вообще, если разобраться, любые страдания — это, конечно же, не норма, а патология. Происходят страдания от того, что у человека нарушается психологическое равновесие. И это вот нарушение гармонии вызывает различные последствия. Негативные в своей сути и весьма плачевные для текущего и дальнейшего существования человека, его существования в социуме.

«...ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». (Ин.6:38).

Вообще, само по себе существование в социуме накладывает на индивида определенный отпечаток, ибо вынуждает жить совсем иначе, чем может быть хотел бы он сам. Тем более что через время человек практически напрочь забывает то, как бы ему хотелось (когда-то мечталось) жить, и он начинает жить так, как может в данный конкретный момент своего жития на земле.

«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». (Деян.20:24).

Да, он страдает, да, он, иной раз, и очень сильно мучается, да, вследствие этого человек подстраивает свою жизнь и начинает жить так, чтобы не испытывать таких страданий. А значит, получается, что постепенно такой человек начинает жить уже не своей жизнью. А эти все случающиеся с ним мелкие обстоятельства фактически (и постепенно) перепрограммируют его.

«...наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!». (Иов.1:21).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Психика, к сожалению, имеет четко выраженные законы, и за исключением незначительной части до сих пор еще неразгаданности – многое давно уже прописано в учебниках по психопрограммированию личности человека. Человек конечно удивительное создание, но точно также, как хирург может разобрать и собрать тело человека по частям, а нейрохирург вторгаться в мозг, психолог (психиатр, психотерапевт) может вносить изменение в психику человека, программируя его. Причем психика, конечно же, важней чем что-либо, ибо само по себе тело лишь подчиняется психике, состоянию души. Если человек захочет убить тело – он сможет это сделать собственными приказами из мозга. Тогда как тело не может двигаться само по себе, ибо управляет всеми органами мозг (оттуда отдаются приказы, передающиеся через центральную нервную систему и далее к тем или иным конечностям).

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло». (Мф.6:22).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

И это все так. Значит, казалось бы, как раз психология (и ее смежные направления) должны быть ключевыми, ан -- нет. Всего психология, как оказывается, тоже не объясняет. Как не объясняет и философия, и, разумеется, не объясняет педагогика, напрямую зависящая от психологии. И тогда обязательно должно быть нечто, что является главным, ключевым, основным, отчего уже отходят как ветви смежные дисциплины научные, не отвергающие, а объясняющие те или иные процессы в жизни человека и его судьбе.

«И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас, Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас». (Ис.46:4).

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо а не на зло, чтобы дать вам будущность надежду». (Иер.29:11).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

И вот такой ключевой составляющей является теология (богословие). Именно она включает в себя все: и науку о душе (психологию, психотерапию, психиатрию, неврологию, и т.п.), и науку о теле (медицину), и науку о мироздании (философию). Причем каждое из трех указанных направлений имеет еще десятки, а то и сотни разделов и подразделов (например, медицина делится на стоматологию, хирургию, и т.п., психология на глубинную и общую психологию, глубинная психология в свою очередь делится на психоанализ Фрейда (который тоже делится на десятки и сотни направлений т.н. неофрейдистов), психосинтез Ассаджиоли, аналитическую психологию Юнга, индивидуальную психологию Адлера, онтопсихологию Менегетти и мн.мн.др.) И вот это все настолько безгранично, что вроде как не укладывается в голове, но…

«Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё». (Еккл.11:5).

«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю». (Ис.46:10).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Но, слава Богу, что существует нечто, что действительно объединяет в себя все – и то, что уже изучено и оформлено в виде существующих наук, и то, что еще только предстоит изучить, и вообще, объясняет все. Это теология (богословие), ибо Господь Бог создал эту землю, и кому, как не ему – объяснить, почему что-то происходит так, а не иначе.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего». (Мф.10:29).

«Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю». (Ис.46:11).

«Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». (Пс.134:6).

Именно потому, и когда мы говорим об уныние, то должны понимать, что если случилось таковое с человеком, то это все не просто так (вообще, ничего просто так не происходит в этой жизни), а на все имеются свои закономерности, потому как все что случается с нами – имеет или истоки в прошлом (и действует как расплата за совершенные грехи), или предначертанность в будущем.

«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю». (Ис.46:10).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Предначертанность в будущем – значит то, что совершением малого зла с нами здесь и сейчас при попустительстве Бога – Господь ограждает нас от зла большего, которое могло бы произойти с нами в будущем.

«...но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Быт.3:5).

Истоки в прошлом – значит, ранее мы совершили грехи, за которые сейчас расплачиваемся скорбями и унынием.

«Горе мне в моём сокрушении; мучительна рана моя, но я говорю сам в себе: «подлинно, это – моя скорбь, и я буду нести её». (Иер.10:19).

Еще раз напомним, что все в мире предначертано и закономерно. И жизнь наша записана в книгу жизней Господом Богом, а значит, у каждого есть свой путь, по которому он будет идти по жизни.

«Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдёшь заповеди и сохранишь благоугодную верность». (Сир.15:14-15).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

И лучше, чтобы был это путь к Богу, ибо с Господом Богом идти по этой жизни не только правильно, но и гораздо проще. Ибо если не пойдем мы с Богом – придется нам идти с дьяволом. И если путь с Богом закончится вознесением на небеса, то дорога с дьяволом ведет в преисподнюю. И вечные муки.

«И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его». (Откр.14:11).

Задача Спасителя приходом своим в мир была именно в стремление оградить человека от жизни адовой. Стало возможным такое через истинную веру Христову и покаяние в грехах. И вера, и покаяние включает в себя на самом деле очень много, ибо вера православная – это не только верить в то, что Бог есть, но и подстройка собственного жития на земле под Законы Божии и отвращение от грехов. Покаяние – это не только искреннее раскаяние в совершаемых или когда-то совершенных грехах, но и делание дел добрых, и, разумеется, стремление к праведной жизни.

«...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа». (Деян.2:38).

«Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху». (Притч.10:16).

«Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиеёт, увеличит её». (Сир.39:13-14).

Господь Бог наш заповедовал нам две основные заповеди, которые включают в себя множество других. Две основные заповеди божии – это почитать Господа бога своего и любить ближнего своего как самого себя. Если человек живет в соответствие с Богом, изменяется его жизнь, и спускается на него благодать Божия. Если нет – должен ждать он наказания, кары небесной, выражающейся в неудачах, как в собственной жизни, так и в жизни близких родственников.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22:37).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Вообще, Господь Бог так устроил наш мир, что каждому уготовано спасение, если он того хочет и заслуживает, и делает шаги к покаянию, а значит и исцелению собственной греховной души, ибо среди людей нет ни одного кто бы не грешил, все грешники, сказано в Священном Писании.

«...как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». (Рим.3:10-12).

И при этом обязательным является вера в Бога и прошение у Бога о помощи, ибо, душа человека может противиться греху, но без Бога справиться с грехом не сможет (Макарий Великий).

Уныние, конечно же, грех, ибо, таким образом, человек пытается ставить себя выше Бога. Т.е. все, что с нами случается – от Бога. Получается, если с нами случилось уныние – оно тоже от Бога. А как можно сетовать на то, что от Бога? Грех? Грех! Поэтому, когда случается с вами какая ситуация в жизни, вызывающая уныние ваше – должны вы наоборот, подумать почему происходит так, а лучше помолиться Господу, покаяться в грехах своих, а после подумать над

тем, почему произошло с вами все так, а не иначе, найти причину произошедшего, и подумать над тем, как исправить ситуацию, исправить себя в первую очередь, потому как, если и произошло с вами что-то нехорошее для вас – то это нехорошее только в вашем понимании, ибо Господь Бог все устраивает таким образом, чтобы было благо для вас; пусть и благо это произойдет не сейчас, а после. Нужно иметь терпение, чтобы уметь ждать, каясь в грехах и веря в провидение Божие. Потому как все, что происходит с нами – происходит не по нашему какому-то хотению, а по Промыслу Божиему.

Таким образом Господь Бог, давший человеку свободную волю, желает, чтобы человек сам совершал дела свои как того хочет он. А потому – если грешит, то получал и расплату за грехи. А если ведет праведную жизнь – то за то получал и благодеяния всякие, каковые положены ему, как говориться, по заслугам.

«Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение». (Прем.17:1).

«Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!». (Пс.91:6).

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». (Пет.2:19).

«...все дела Господа прекрасны, и Он дарует всё потребное в своё время; и нельзя сказать: "это хуже того", ибо всё в своё время признано будет хорошим». (Сир.39:40-41).

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Кроме того, понимать следует, что само по себе не случается уныние какое у вас, а если случилось такое с вами – значит это от дьявола, ибо только он заинтересован в том, чтобы случилось помутнение в мозгах человека и он начал хаять Господа; и когда (не дай Бог) случается такое, помните, что сатана только этого и ждет.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола». (1Ин.3:8).

Ибо отчаяние и печаль (сестры уныния) становятся возможны, когда в человеке появляется гордость, которая ломает человека и отстраняет его от Бога.

«Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих». (Сир.10:7).

И этого тоже ждет не дождется сатана, ибо тут же овладевает он помыслами людей, вселяя им свойственную человеку греховную сущность, и почти тотчас же становится такой человек пропащим, ибо уже подчиняется епархии дьявола, а не Бога, со всеми, как говориться, вытекающими отсюда последствиями, ибо отомстит по-своему Бог за грехи наши. Рано или поздно случиться с такими, отошедшими от заступничества Божия, несчастье. И чтобы понимали тогда, что это не Бог мстит.

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого…». (Иак.1:13).

Нет, в Боге нет и не может быть проявления каких угодно чувств, кроме любви к вам, люди. Бог чужд любого возмущения (Кассиан Римлянин). И это также верно, как и то, что Господь Бог – единственный наш Бог, все в мире от Него, и ничего не может быть без ведома Его. И вот чтобы мир существовал на земле и порядок – Бог должен и периодически править людям мозги, как и любой начальник, в ведение которого дали других людей должен следить за ними, укоряя нерадивых.

Также, как и добрый и заботливый пастырь должен следить за стадом овец своих, и, если какая овца становиться заблудшей – возвращать ее обратно. Опять же, для ее же блага, ибо пока она в стаде и под охраной собак и пастыря – пребывает в безопасности, а как только убегает куда-то и становится одна – тут же может наступить у нее погибель, ибо съест ее злой волк, или дьявол, вселившись в алкоголь, убийцу, пьяного водителя и проч., если вместо овцы представить человека.

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

Однако, как сказано, Бог пришел на землю спасать души человеческие.

«Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа». (1Фес.5:9).

И потому есть у каждого верующего христианина шанс к спасению и самого себя и своих близких через покаяние и веру.

«Итак покайся в сём грехе твоём, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего». (Деян.8:22).

Только беззаговорочно принимая христианское вероучение, можно с уверенностью утверждать, что спасется человек. И спасется, в том числе, еще при жизни. Ибо, как мы уже не раз замечали, пока живет человек, подчиняется его жизнь духовным законам мироздания. Ибо Отец наш небесный, Господь Иисус Христос так устроил мир, что мир этот подчинен существующим в нем духовным законам. Это не Бог кого-то будет наказывать, также, как и не Господь Бог будет благодарить человека какими-то благами, но сам человек, по данной ему от Господа свободной воле, управляет собственной жизнью; а значит, выбирает, облечь себя на мучения при жизни, нарушая данные Господом Заповеди

Божии, или же просто жить, в вере, любви, и, если надо, страдании, которое направлено исключительно на обращение к Богу, т.е. дабы человек не совершал чего-то губительного для себя, т.е. не совершал греха. Ведь вы задумайтесь только, тем, что совершаем мы грех – вредим не Богу, вредим себе. Ну не нравится кому этот мир, как говорится, создайте свой. Но ведь это невозможно, ибо человек слаб и мысли его слабы и желания его греховные человеческие. А потому…

Художник: Caillebotte, Gustave  (1848-1894)
Художник: Caillebotte, Gustave (1848-1894)

А потому необходимо обрести себя с Богом, дабы сохранить себя, дабы прожить жизнь эту на земле не в мучениях, а в радости. Во благе. В Вере к Господу Богу, и любви к Богу и к ближним. И тогда не будет никогда уныния, печали, и прочей ненужной для души человеческой хандры. Ибо нарушает это жизнестойкость человека. И ведет к погибели его.

-15

prof. Сергей Зелинский

чемпион мира по боям без правил (США,1998), мастер спорта СССР по боксу, доктор философии, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг, главный тренер Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Россия, Санкт-Петербург, клубзелинского.рф / сергейзелинский.рф

-16