Найти тему
Мысли инженера

Антикризисный план для Автоваза_3: первая 4-летка

Фото с официального сайта Lada.ru
Фото с официального сайта Lada.ru

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Для начала, хочу рассказать вам о важной и, на мой взгляд, позитивной новости! О ней я уже заикался у себя на канале. Пути АвтоВаза и Renault-nissan расходятся! Пока это слухи, и официальных заявлений сделано не было, но на просторах интернета уже вовсю это обсуждают. Причём, обсуждают несколько вариантов - это и переход полностью под крыло Ростеха, и СП с одной из серьёзных китайских контор. Очень, очень надеюсь, что реализуются изложенные мной сценарии! Держу кулаки за наш Дважды Автомобильный!

В общем, пока на наших глазах Вершится История, предлагаю продолжить аргументированно фантазировать о том, что надо предпринять руководству завода в стратегической перспективе.

Представим, что завод попал под приток государственных инвестиций, карт-бланш на масштабные НИОКР получен. Набираются люди, создаются КБ, оборудуются рабочие места, по всей стране собираются неравнодушные к судьбе отечественного автопрома люди с руками и технарской головой, с управленческими навыками, программисты, технологи и так далее.

Заключаются договоры с инжиниринговыми компаниями и институтами вроде НАМИ, создаются предприятия по производству ключевых комплектующих, выпускающие, ко всему прочему, и запчасти для ушедших с рынка иномарок.

На данном этапе, руководству нужно грамотно выстроить дорожную карту, стратегические среднесрочные планы, согласующиеся с чаяниями миллионов россиян, создать эскизные проекты, концепцию конкретных моделей, готовящихся к выходу на рынок в определённые сроки. В рамках этого, логично работать 4-летними циклами:

  • цикл конвеерной жизни каждой модели может состоять из 8 лет: 4 года производства и мелких доработок, после этого - рестайлинг и выпуск ещё 4 года, в течение которых готовится новое поколение, либо, при сохранении актуальности - ещё одна доработка и продление выпуска ещё на 4 года.
  • каждые 4 года сверяться с достигнутыми целями и корректировать стратегические планы исходя из новой повестки;
  • раз в 4 года осваивать принципиально новые технологии, модели, сферы рынка, при этом продолжать практиковать "инженерный подход", то есть делать упор на надёжность, широту заложенных в конструкцию возможностей, качество и "многоразовость", там, где это не снижает характеристик итогового изделия. На рынке и без того хватает одноразовых повозок с экранами вместо ходовых качеств...

Теперь предлагаю пофантазировать о том, какими бы могли быть эти самые новые отечественные авто, с позиций не претендующего на экспертностьобывателя-любителя с неким техническим опытом. Буду рад вашей реакции и конструктивной критике в комментариях.

Итак, какой модельный ряд мы имеем сейчас:

  • безнадёжно устаревшую Ниву (и недоразумение - Ниву Трэвэл), которую, тем не менее, в определённых случаях заменить просто нечем;
  • очень нуждающееся в радикальном редизайне семейство Гранты со всеми её недостатками "восьмёрошного" наследия, но тем не менее, с достоинствами вроде цены, простоты в ремонте и содержании, приспособленности к нашим условиям;
  • достаточно удачное семейство "Веста", которое, тем не менее, уже сильно нуждается в обновлении, и которому не хватает нормальных агрегатов - мотора порезвее, трансмиссии побыстрее и повыносливее, полного привода, дизеля, наконец.
  • Икс-Рэй, который похож на непонятно что, и, скорее всего, с уходом Рено покинет борт корабля.

На мой взгляд, эта модельная линейка - просто несерьёзно. Многих стратегически важных типов авто здесь просто нет.

Для оценки перспектив тех или иных классов авто, давайте оценим рынок новых автомобилей в 2019, докризисном, году. Будем оптимистами, считаем, что страна за 4-5 лет до выхода новой линейки моделей сможет оклематься до этого не слишком высокого уровня.

Чтобы не приводить здесь кучу цифр, приведу ссылку на заслуживающий доверия источник, с которым каждый желающий может ознакомиться. Всё достаточно интересно и неожиданно:

  • По данным АЕБ, за год продали 1 759 532 новых авто. То есть, РФ- достаточно автомобилизированная страна. Ещё бы, с такой географией...
  • ёмкость рынка достаточно велика для оправдания разработки достаточно большого количества классов авто, даже учитывая, что доля рынка АвтоВаза усилиями русофобов вряд ли сможет превысить 50% в каждом из них
  • как это не печально, на словах все готовы купить дизельный универсал на механике, но по фактам, всё больше тяготеют к бензиновым кроссоверам с автоматами. Грустная шутка...
  • автоспорт и спортивные авто в РФ - удел немногих избранных. А очень жаль! Я, например, очень хотел бы иметь трассу в зоне доступа на выходных, и периодически приезжать туда на чём-то весёлом, да хотя бы на своей Барже!

Итак, покончив с вводной частью, давайте уже обсудим, на каких авто можно сосредоточить усилия АвтоВазу в ближайшей перспективе!

Подходы к модельному ряду

Конечно, сейчас правят бал кроссоверы на переднеприводных платформах, простым людям не до заднеприводного премиума, электромобилей и прочих атрибутов "буржуев", поэтому необходимо срочно внедрять модульную платформу-матрицу для моделей с поперечно расположенным двигателем, по типу MQB у VW или CMA у Volvo. Здесь за основу можно взять достаточно удачные решения от Весты, и создать "магазин компонентов", чтобы делать из них авто с разной массой, шириной, величиной базы, характером, легковые и кроссоверы и т.п. Подробно обсудим это немного позже, это достаточно широкая тема, и мне нужно набрать материала побольше, разложить его по полочкам для себя, чтобы представить на суд читателя.

Итак, какие модели нужно разрабатывать в первую очередь (хотя надо работать по многим направлениям сразу)? Я приведу в пример некие авто, которые могли бы стать неплохим примером.

1. Реинкарнация "Оки".

Людям сейчас нужен очень дешёвый авто. Люди обеднели вконец. Нужно, чтобы оно ездило, не ломалось и не тянуло деньги из бюджета на ГСМ. При этом, чтобы авто было с человеческим лицом. То есть, авто не должен вызывать панический ужас при мысли о езде по трассе, в нём должно размещаться 4 человека средней комплекции, должна присутствовать какая-никакая безопасность и опционально - некие блага цивилизации - кондиционер, автомат, мультимедия, подогревы. Вот Lada connect - довольно продвинутая система, с приложением. Хотелось бы, чтобы она доросла до Хундаевской Bluelink...

Что за авто я описываю? Да конечно Матиз! Помоему, это гениальное творение корейцев. Вместительный, надёжный, не требующий к себе какого-то снисходительного отношения или привыкания к специфической манере езды - сел и поехал, как на обычной машине. Кстати, с пассивной безопасностью у него всё довольно неплохо! Если бы он ещё не ржавел...

Не знаю почему, но, глядя на это авто, всегда ломает мимиметр, и хочу себе такой!  Фото стащил из интернета.
Не знаю почему, но, глядя на это авто, всегда ломает мимиметр, и хочу себе такой! Фото стащил из интернета.

При этом, базовая комплектация такого авто должна быть простейшей! Вот без чего можно обойтись, на мой скромный взгляд:

  • усилитель руля (на маленьких колёсиках можно справляться и так);
  • центральный замок (да, не комфортно, но когда ездишь один, сунуть ключ почти также просто, как нажать на кнопку, да и ломаться нечему, а при не большой ширине салона открыть двери пассажирам несложно);
  • крашенные в цвет бамперы, ручки, зеркала. От этого всего страдает только эстетика, так что не очень жалко.
  • электрические стеклоподъёмники. Тут без комментариев.

Какие недостатки Матиза и Оки нужно учитывать:

  • для своих габаритов они довольно тяжелы, 770 и 635 кг соответственно. Лёгкость для авто, вообще, помоему, должна быть одним из главных приоритетов. На заводе нужно создать отдельный отдел (тавтология detected!), который бы занимался оптимизацией массы всего и вся, входящего в автомобиль;
  • очень дохлые моторы и древние коробки, в общем, устаревшие силовые агрегаты. Вообще, про это поговорим ещё отдельно, но тут должна помочь широкая унификация с более старшими моделями;
  • исходя из первых двух пунктов, жрут они довольно много, также из-за посредственной обтекаемости, которая, несмотря на тип кузова, могла бы быть получше.

Цену таких авто нужно постараться удержать на минимально возможном уровне, при этом стремясь унифицировать конструкцию и компоненты со старшими моделями везде, где можно. Одинаковая геометрия рычагов подвесок, стоек, одинаковые кнопки, тормозные механизмы, рулевая рейка, одинаковая приборка, одинаковые КПП, например, с базовыми моделями семейства Калины (о ней поговорим далее), простейшие карты дверей с голым металлом на подоконниках, отсутствие багажной полки, штампованные колёса и т.п - в ход должно пойти многое, кроме откровенно паршивых и низкопробных решений, ну и, конечно, безопасности с экологией - ABS, катализатор и 2 подушки должны быть в любом случае. Ну, и все детали, материалы и т.п. - всё должно быть достаточно долговечным, расчитанным на десятки лет эксплуатации. Вы только посмотрите на старые hyundai accent или sonata, да даже на мою Баржу... Им столько лет, а хоть бы хны!

Трудно ориентироваться на какие-то конкретные цены в нынешнем калейдоскопе циферок, которые сложно назвать деньгами... Но всё же, рискну. Мне кажется, при базовой цене чуть ниже или равной 500 000 рублей, такие машины бы разбирали как горячие пирожки. Только должна быть возможность реально пойти в салон, и купить машину за такую цену!

Тем более, как мы обсудим дальше, это будет не чахлая телега, а автомобиль с нормальным двигателем мощностью около 90 л.с. и 6-скоростной МКПП, унифицированной со старшими моделями (ибо нет смысла разрабатывать мотор с нуля под не очень большой по продажам класс авто), пусть и в очень бедной комплектации. На таком можно и на море, и за Урал махнуть, при желании.

И ещё одно важное условие - всё это время должна быть информационная подпитка складывающегося общественного мнения о новой вехе в развитии отечественных авто, публикующиеся отчёты о том, как тестовые прототипы наматывают миллионы км по просторам необъятной страны, подробные рассказы в профильных изданиях о заложенных в конструкцию решениях по миллионному (полумилионному) ресурсу, о многолетней гарантии и т.п. Как мы видим, информационная война иногда не менее важна, чем война настоящая...

Мыслей очень много, поэтому разобью материал на части. В ближайшее время постараюсь выпустить вторую часть, в которой продолжу в общих чертах описывать модельный ряд на первые 4 года развития. Далее буду переходить к конкретным вещам и решениям.

Ну и напоследок небольшое лирическое отступление:

Рассуждая о возможных агрегатах и конструктивных решениях, а также желая повысить свои навыки в САПР, в перерывах между работой набрасываю себе потихоньку возможные конструкции авто. Пока эскизно моделирую азы - потроха будущих модульных моторов. Да, это смешно, бесполезно и никому не интересно, А МНЕ ПРИЯТНО. Может, дойдут руки, расскажу и об этом. А пока вставлю небольшое видео-обзор процесса:

Всем спасибо за внимание. Всем мира и добра.

Авто
5,66 млн интересуются