Как время быстро летит, оглянуться не успел, а уже в этом августе исполнится пять лет, как на маршруты Тулы перестали выходить легендарные для города трамваи модели Т-3, ведь в разных модификациях они обслуживали туляков свыше 50 лет, в период 1965 - 2017 годов.
Трамваи "Татра" Т-3 были визитной карточкой города Тулы. Как писали в тульских СМИ начала 90-х, чехословацкие трамваи ездили по Туле, как по самой Чехословакии. С 1976 года по 1987 годы это была единственная модель тульского трамвая. Хотя они были разными, двухдверными и трехдверными, с разными подфарниками, желобами над кабиной и без, расположением лестницы у средней или задней двери, дополнительными низковольтными разъемами и без них и т.п. Вплоть до 1986 года включительно трамваи Т-3 приходили в Тулу новыми с завода.
В 1988 году их монополия ушла. В город в период 1988-1990 годов поступила крупная партия из 75 трамваев Т-6В5 (Т-3М). Однако, по причине распада СЭВ поставки новой модели Т-6В5 были прекращены, за исключением двух вагонов, приобретенных к юбилею Тулы в 1996 году. Но даже, несмотря на это, трамваи Т-3 составляли абсолютное большинство в депо на Оборонной и свыше половины парка в депо Криволучье.
В 1992-1993 годах в первое депо поступила партия отечественных трамваев 71-608К, но данные вагоны не прижились в городе и не смогли вытеснить старые добрые Т-3. Более того, они списывались, а Т-3 в процентном отношении постепенно становилось даже больше. Так как с 1992 года началась поставка подержанных "Татр" из Москвы.
Вплоть до середины 2000-х годов была интересная тенденция. Вагоны модели 71-608К списывались, во втором депо уходили на покой и более новые трамваи Т-6В5, а парк трамваев Т-3 поддерживался за счет поставок бывших в употреблении вагонов из Москвы и даже немецкого Шверина. Подержанные "Татры" Т-3 поступали в Тулу в период 1992 - 2005 годов. С середины 2000-х годов можно вновь было говорить о монополии чешских трамваев в Туле, правда двух основных типов Т-3 и Т-6В5. После 2005 года единственный поезд 71-608К был отставлен (списан в 2009 году), на маршруты выходили исключительно "Татры". В 2008 году в депо, тогда уже единственное, поступил вагон ЛМ-2008, который разбавил монополию чешских трамваев. В 2013 году парк пополнился трамваями 71-407. Примерно тогда же было принято решение о постепенном выводе трамваев Т-3 из эксплуатации. После "разгрома" 2015 года трамваев Т-3 стало почти в два раза меньше, чем вагонов модели Т-6В5, общим числом немногим более 20 вагонов.
В 2016 году из Москвы поступило 30 трамваев 71-619КТ, из которых поехало в итоге 24 трамвая. Еще один вагон со временем попал в аварию и был списан. Как итог из них работает 23 вагона. Этого оказалось вполне достаточным для полной замены всех трамваев модели Т-3 в Туле.
В наше время имеется один музейный вагон Т-3, а также семь служебных. Всего же с завода, из Москвы, Твери и Шверина за период 1965 - 2005 годов поступило немногим менее 500 трамваев "Татра" Т-3 разных модификаций. Долгое время казалось, что данные трамваи будут навсегда на тульских улицах, они были их символом и создавали городской антураж. Но вечного ничего не бывает. Постепенно покидают наши улицы и трамваи модели Т-6В5, с их уходом история чешских вагонов в Туле будет закончена.
Последним вагоном, выходившим на линию в августе 2017 года, стала "Татра" Т-3 номер 10. В сентябре того же года трамвай был списан.
Канал "ПАНТОГРАФ". Необозначенные фото автора.
Другие материалы канала о тульском трамвае:
Синие и желтые
Немного фотографий тульского транспорта рубежа 90/00 годов
#тула #туларегион71 #тульская область #транспорт #городской транспорт
#трамвай #трамваи #общественный транспорт #электротранспорт #подвижной состав