Найти тему
ПАНТОГРАФ

В этом году исполнится пять лет, как на маршруты Тулы выходили последние трамваи "Татра" Т-3

Как время быстро летит, оглянуться не успел, а уже в этом августе исполнится пять лет, как на маршруты Тулы перестали выходить легендарные для города трамваи модели Т-3, ведь в разных модификациях они обслуживали туляков свыше 50 лет, в период 1965 - 2017 годов.

Трамваи "Татра" Т-3 были визитной карточкой города Тулы. Как писали в тульских СМИ начала 90-х, чехословацкие трамваи ездили по Туле, как по самой Чехословакии. С 1976 года по 1987 годы это была единственная модель тульского трамвая. Хотя они были разными, двухдверными и трехдверными, с разными подфарниками, желобами над кабиной и без, расположением лестницы у средней или задней двери, дополнительными низковольтными разъемами и без них и т.п. Вплоть до 1986 года включительно трамваи Т-3 приходили в Тулу новыми с завода.

Вагон номер 430 на ул. Тимирязева, 02.01.2017 года
Вагон номер 430 на ул. Тимирязева, 02.01.2017 года
Вагон номер 148 на ул. Оборонной, 03.01.2017 года
Вагон номер 148 на ул. Оборонной, 03.01.2017 года

В 1988 году их монополия ушла. В город в период 1988-1990 годов поступила крупная партия из 75 трамваев Т-6В5 (Т-3М). Однако, по причине распада СЭВ поставки новой модели Т-6В5 были прекращены, за исключением двух вагонов, приобретенных к юбилею Тулы в 1996 году. Но даже, несмотря на это, трамваи Т-3 составляли абсолютное большинство в депо на Оборонной и свыше половины парка в депо Криволучье.

В 1992-1993 годах в первое депо поступила партия отечественных трамваев 71-608К, но данные вагоны не прижились в городе и не смогли вытеснить старые добрые Т-3. Более того, они списывались, а Т-3 в процентном отношении постепенно становилось даже больше. Так как с 1992 года началась поставка подержанных "Татр" из Москвы.

Вагон номер 73 на ул. Н. Руднева, 07.01.2017 года
Вагон номер 73 на ул. Н. Руднева, 07.01.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Советской, 08.01.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Советской, 08.01.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Советской, 08.01.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Советской, 08.01.2017 года
Вагон номер 15 на ул. Н. Руднева, 14.01.2017 года
Вагон номер 15 на ул. Н. Руднева, 14.01.2017 года
Вагон номер 73 на ул. Н. Руднева, 15.01.2017 года
Вагон номер 73 на ул. Н. Руднева, 15.01.2017 года
Вагон номер 62 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 62 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 108 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 108 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 51 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 51 на ул. Металлургов, 03.02.2017 года
Вагон номер 268 на ул. Плеханова, 03.02.2017 года
Вагон номер 268 на ул. Плеханова, 03.02.2017 года

Вплоть до середины 2000-х годов была интересная тенденция. Вагоны модели 71-608К списывались, во втором депо уходили на покой и более новые трамваи Т-6В5, а парк трамваев Т-3 поддерживался за счет поставок бывших в употреблении вагонов из Москвы и даже немецкого Шверина. Подержанные "Татры" Т-3 поступали в Тулу в период 1992 - 2005 годов. С середины 2000-х годов можно вновь было говорить о монополии чешских трамваев в Туле, правда двух основных типов Т-3 и Т-6В5. После 2005 года единственный поезд 71-608К был отставлен (списан в 2009 году), на маршруты выходили исключительно "Татры". В 2008 году в депо, тогда уже единственное, поступил вагон ЛМ-2008, который разбавил монополию чешских трамваев. В 2013 году парк пополнился трамваями 71-407. Примерно тогда же было принято решение о постепенном выводе трамваев Т-3 из эксплуатации. После "разгрома" 2015 года трамваев Т-3 стало почти в два раза меньше, чем вагонов модели Т-6В5, общим числом немногим более 20 вагонов.

Вагон номер 108 на ул. Плеханова, 17.02.2017 года
Вагон номер 108 на ул. Плеханова, 17.02.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Н. Руднева, 04.03.2017 года
Вагон номер 426 на ул. Н. Руднева, 04.03.2017 года

В 2016 году из Москвы поступило 30 трамваев 71-619КТ, из которых поехало в итоге 24 трамвая. Еще один вагон со временем попал в аварию и был списан. Как итог из них работает 23 вагона. Этого оказалось вполне достаточным для полной замены всех трамваев модели Т-3 в Туле.

В наше время имеется один музейный вагон Т-3, а также семь служебных. Всего же с завода, из Москвы, Твери и Шверина за период 1965 - 2005 годов поступило немногим менее 500 трамваев "Татра" Т-3 разных модификаций. Долгое время казалось, что данные трамваи будут навсегда на тульских улицах, они были их символом и создавали городской антураж. Но вечного ничего не бывает. Постепенно покидают наши улицы и трамваи модели Т-6В5, с их уходом история чешских вагонов в Туле будет закончена.

Последним вагоном, выходившим на линию в августе 2017 года, стала "Татра" Т-3 номер 10. В сентябре того же года трамвай был списан.

Т-3 номер 10 стал последней "тройкой". выходившей на улицы Тулы, ул. Советская, 20.06.2017 года, фото Алексей Лыков
Т-3 номер 10 стал последней "тройкой". выходившей на улицы Тулы, ул. Советская, 20.06.2017 года, фото Алексей Лыков

Канал "ПАНТОГРАФ". Необозначенные фото автора.

Другие материалы канала о тульском трамвае:

Синие и желтые

Немного фотографий тульского транспорта рубежа 90/00 годов

Последние системы в Туле

-15

#тула #туларегион71 #тульская область #транспорт #городской транспорт

#трамвай #трамваи #общественный транспорт #электротранспорт #подвижной состав