Украинцы – обособленный и принципиально отличный от своих соседей народ, или же – часть «триединого» русского народа? Споры на эту
и подобные темы далеко не новы, но вновь и вновь возникают в нашей информационной повестке. Кто-то вполне разделяет мнение, изложенное в статье президента Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», название которой говорит само за себя. Другие, как например директор Центра по изучению истории Украины Института истории СПбГУ Татьяна Таирова-Яковлева, считают идею о русско-украинском единстве и братстве «имперской мифологией».
Тема очень большая, и вряд ли формат блога удобен для ее качественного научного освещения. Да и притворяться специалистом по вопросам, связанным с этногенезом и образованием наций, я не стану. Но хочется обратить внимание читателей на некоторые детали и факты, актуальность которых резко возросла в связи с последними политическими событиями. В дальнейшем намерен посвятить этому серию постов.
А пока – хочу указать на интересный момент. В современном историческом «пантеоне» Украины видное место занимает фигура знаменитого историка Николая Костомарова (1817–1885).
Это неслучайно, ведь он выступал одним из организаторов тайного «Кирилло-Мефодиевского братства», существовавшего в Киеве
в 1846–1847 годах и выступавшего за разрушение Российской империи
и создание «славянской федерации» с центром в Киеве, куда вошли бы все славянские народы, включая поляков, чехов, сербов, болгар и т. д.
Однако, что характерно, даже Костомаров не отрицал, в сущности, русский характер населения Украины.
В статье «Две русские народности», опубликованной в петербургском украинофильском журнале «Основа» в 1861 году, желая обосновать необходимость культурной автономии Украины, он рассуждал:
«Оказывается, что русская народность не едина. Их две, а кто знает, может их откроется и более, и тем не менее они – русские […] я думаю, что задачею вашей Основы будет: выразить
в литературе то влияние, какое должны иметь на общее наше образование своеобразные признаки южнорусской народности.
Это влияние должно не разрушать, а дополнять и умерять
то коренное начало великорусское, которое ведет к сплочению,
к слитию, к строгой государственной и общинной форме, поглощающей личность, и стремление к практической деятельности, впадающей в материальность, лишенную поэзии. Южнорусский элемент должен давать нашей общей жизни растворяющее, оживляющее, одухотворяющее начало.
Южнорусское племя, в прошедшей истории, доказало неспособность свою к государственной жизни. Оно справедливо должно было уступить именно великорусскому, примкнуть к нему, когда задачею общей русской истории было составление государства.
Но государственная жизнь сформировалась, развилась и окрепла. Теперь естественно, если народность с другим противоположным основанием и характером вступит в сферу самобытного развития
и окажет воздействие на великорусскую».
#история #украина и россия #украинцы #костомаров #национальная идея #русские #украина