По поводу безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)...
Вчерашняя авария на Федоровском гидроузле сподвигла написать об этой проблеме в целом.
Подавляющее большинство ГТС в России досталось в наследство от Советского Союза. И построены они были в бытность СССР. но тогда были другие времена, другая экономика. плановая. Одной из положительных сторон ее был системный подход. Касаемо ГТС он проявлялся в следующем: все запроектированные сооружения планово возводились, а построенные - эксплуатировались. Смысл эксплуатации: принять на баланс, следить за состоянием, вовремя ремонтировать, вовремя в случае необходимости подвергать реконструкции. Так и было.
В 90-е плюс-минус 5 лет вся эта система рассыпалась. А если какие-то средства и выделялись, то только для удачного освоения, т.е. построили, к примету, дамбу кое-как и забыли о ней, а о ранее построенных в советское время и не вспоминали.
Но это долго продолжаться не могло. ГСТ находятся в зоне постоянного воздействия вод (волны, течения. изменение уровня) и если не следить и не ремонтировать, то все ветшает и приходит в негодность (это закон энтропии, а реки и моря - это ее орудия, об этом будет отдельная статья).
В итоге - череда аварий. наводнений. разрушений, затоплений и подтоплений (чаще этим словом заменяют затопления и наводнения, на самом деле подтопление - это когда территории покрывается водой из-за повышения уровня грунтовых вод и не более того). После этого 1997 году приняли Федеральный закон №117 о безопасности ГТС. Закон полноценно заработал лишь лет через 10-12, а то и больше.
Суть закона: контроль за обеспечением безопасности - за Ростехнадзором. Он ведет Регистр ГТС. Ответственность за безопасность - за собственником или пользователем. Они обязаны поставить на учет в Ростехнадзор с включением в Регистр. Для этого нужно разработать и утвердить декларацию безопасности ГТС. А это само по себе непростое и недешевое удовольствие. 2-3 миллиона рублей в среднем. Нужно иметь штат соответствующих специалистов-гидротехников. Установить контрольно-измерительную аппаратуру и вести контроль (мониторинг) с соблюдением правил эксплуатации. Если этого не делать, то по предписаниям прокуратуры и Ростехнадзора нужно платить огромные штрафы. А что случить - можно понести еще и уголовную ответственность.
В этих условиях происходит вот что. Ростехнадзор (их теруправления в регионах) обязывают регионы навести порядок с ГТС. Те создают комиссии, выявляют бесхозные и неоформленные ГТС и передают их на содержание в МО, а те, соответственно, стараются спихнуть поселковым образованиям. Тем уже некому спихивать. Средств на разработку декларации безопасности нет, штата нет. Все зависает в надежде на то, что ничего не случится.
Причем все, кто причастен к сложившейся ситуации и в теме, прекрасно понимают степень ее абсурдности...Статья написана на скорую руку....
Э. Кушу
#берегоукрепление
#берегозащита
#гидротехнические сооружения
#декларация безопасности ГТС
#водохранилище
#защита берегов