Сегодня мы перелистаем несколько страниц истории туркменской земли. Впервые так ее назвал русский путешественник XV века Афанасий Никитин, а официально Туркменистан существует 1924 года. Как бы ни именовали этот древний край и его жителей, долгие годы здесь многое было неизменно как горы и пустыня.
В советское время киностудия "Туркменфильм" сняла ряд ярких художественных фильмов о родном крае, некоторые из которых были экранизациями. Например, пользовавшийся популярностью в СССР "Решающий шаг" 1965 года по роману Берды Кербабаева. О нем я уже писала, начну с картины в которой можно увидеть нескольких актеров из этого фильма.
"Люди моего аула" 1983 г. 3 серии
Прекрасна цветущая весной туркменская земля, но в человеческих отношениях не все так гармонично. Молодой, красивый пастух Керим беден и не может думать о браке с Зибой, дочерью Атанияз-бая. Советская власть всех уравняла в правах, но Керим - юноша неграмотный, ничего об этом не знает и живет как прежде.
А вот Атанияз-баю как прежде жить не удается. Новая власть собирается отобрать его большие отары, а главное - прежнего уважения нет. Какой-то Батыр, вчерашний нищий, а теперь активист смеется, изображая какой большой живот наел Атанияз-бай, грабя бедняков. За ним это повторяет вся аульская детвора.
Честно говоря, бай прав - живота у него нет. Да и, судя по всему, он не худший из хозяев, но богатства отдавать не хочет и не считает такую меру справедливой. Хоть и тяжело покидать родину, Атанияз соглашается на предложение иностранного гостя Бахрам-хана уйти с имуществом через границу в Иран.
Атанияз-бай - авторитет в своем кругу, за ним потянулись и другие, но такого поворота событий не может допустить начальник отделения ГПУ Сергей Юрин со своими чекистами.
Трехсерийный фильм "Люди моего аула" поставлен по роману Язмурада Мамедиева "Родная земля". И в книге, и в ее экранизации много действующих лиц. В романе их можно разделить на положительных и отрицательных, что, может быть, плакатно, но зато логика действий персонажей всегда обоснована.
Создатели фильма решили отойти от такой однозначности. Атанияз-бай не просто жадный эксплуататор, а любящий отец и патриот. Председатель Батыр груб и вспыльчив, несмотря на преданность идеям революции, но самые большие изменения претерпел образ родственницы бая - Халтач.
Социальная драма дополняется семейной, и в этой линии сюжета Халтач - главный двигатель. В книге это просто красивая и эгоистичная интриганка, вышедшая замуж за богатого, чтобы ни в чем не нуждаться и за спиной мужа крутить романы с кем хочется.
В экранизации Халтач - женщина, любившая в юности Батыра, но вышедшая замуж по расчету. Она недовольна своей судьбой и срывает свое недовольство на тех попадется под руку. Поступки этой молодой женщины поражают своей взбалмошностью. Тем более странно, что судьба сомнительной героини закончилась в фильме лучше, чем у всех других.
Кстати, никогда не думала, что в ранние годы Советской власти в среднеазиатских республиках отпущенные волосы у мужчин были такой же формой протеста против старого уклада жизни, как снятие пресловутой женской паранджи. В фильме их буквально руками вырывали в наказание за отход от обычаев. Как выразился басмач Карабай: "Побреем голову и отсечем".
Первая серия показалась мне слишком растянутой, но постепенно динамика набирается . Боевые эпизоды начинаются к концу второй части. В сюжете есть также интрига о том, кто среди чекистов является агентом врага. Неоспоримое достоинство картины - красота натурных съемок и показ бытового уклада.
Привлекателен и естественен в роли честного и открытого влюбленного героя Керим Аннанов, сын Баба Аннанова, Артыка из "Решающего шага". Часть актеров, как я уже писала, перешла из этой киноэпопеи: Артык Джаллыев (Атанияз-бай), Сарры Каррыев (Баба-ага), Огульджан Мамикова (Огулхан, жена Атанияза).
В других ролях: Мая Сатымова (Зиба), Гейды Сейдиев (Ниязкула, брат Атанияз-бая), Аман Одаев (басмач Карабай), Ходжадурды Нарлиев (Батыр), Инара Гулиева (Халтач), Любовь Германова (Наташа, дочь геолога Макарова), Виталий Медведев (Сергей Юрин) и другие.
"Легенда древних гор" 1988 г.
В какие годы это было - неизвестно, потому что действующие лица истории и место, где она произошла, могли существовать в любые времена. Во всяком случае ружья уже изобрели.
В одном ауле стал пересыхать колодец. "Люди не могут жить без овец, а овцы без воды", - сказал их лидер Карахан и все приготовились откочевать на новое стойбище. В это время старый охотник Нурягды потерял беркута.
Всадник и большая ловчая птица добывали вместе и зайцев, и лис, и волков. Однажды старик не успел прийти на помощь своему другу, дравшемуся со зверем. Беркута похоронили как воина - в глубокой могиле, а Нурягды с маленьким внуком Мередом отправились в горы добывать маленьких орлят.
Мальчика с ружьем и осликом охотник оставил в пещере. Наказал возвращаться в аул, если он не придет на следующее утро. И не пришел.
Меред не хотел идти домой без дедушки. Он искал, стрелял, но ему откликался только шайтан, потому что голос отвечал со всех сторон. Вечно людям этот шайтан мешает! А между тем, дед сидел и кричал на карнизе скалы рядом с гнездом орлицы, которая сорвала со скалы его веревку.
В этом замечательном фильме о людях, живущих в огромном мире природы и зависящих от нее, звери и птицы существуют наравне с человеком. Как и духи добра и зла. Люди разговаривают с ними, просят помощи, поддержки, милости.
Ослик, закричав в пещере от одиночества, спасает заблудившегося Мереда. Кобра уходит с дороги, пропуская мальчика, ищущего деда. Всевышний посылает испытания и дождь.
Конечно, многое из происходящего происходит в воображении героев. Или все таки на каком-то ином уровне бытия? Ведь уже добравшийся до мира мертвых Нурягды узнает о смерти жены и друга, случившейся в реальности. В любом случае от человеческой любви и дружбы многое зависит. Именно они решат исход этой истории.
Фильм поставлен по мотивам повести Худайберды Дурдыева "Сильнее скал". Очень захватывающая картина. Благодаря умелой работе оператора и прекрасно подобранной музыке Данатара Хидирова даже сцены охоты смотрятся напряженно. О борьбе героев с силами природы, развернувшейся в горах я уже и не говорю.
Картину можно смотреть с детьми и определенно стоит увидеть любителям природы и животных, хотя ее нельзя назвать мимимишной. Жизнь - есть борьба, в которой от каждого требуются ум, силы и мужество, фильм это хорошо показывает. Как и то, что люди должны помогать друг другу.
В ролях: Ата Довлетов ( Нурягды), Язмурад Бекиев (Меред), Сапар Одаев (Нунна-ага), Гульнара Чокубаева (Дойдук, мать Мереда), Айсолтан Бердыева (жена Нурягды), Курбан Кельджаев (Карахан).
"Манкурт" 1990 г. (СССР, Турция, Ливия)
Манкурт - человек насильно лишенный разума и памяти, а значит и личности, среднеазиатский аналог гаитянских зомби, полностью подчиненный господину идеальный раб.
Фильм начинается с конной атаки кочевников на соседнее племя. Мимо античных развалин бегут от вооруженных всадников мирные жители и слепо смотрят на набег полуразрушенные статуи чужих забытых богов.
Завоеватели осматривают пленных, пригнав их к себе: молодых отводят в одну сторону, пожилых - в другую. Старикам вырезает глаза палач, успевая при этом шутить над их мольбами. Потом ослепленных привяжут к длинной палке и отведут на место работы. Теперь они всю жизнь будут крутить жернова. Глаза для этого не нужны, достаточно рук.
Юношам на выбритые головы надевают куски шкуры только что освежеванного верблюда, привязывая их веревкой. Затем пленников распинают на земле под палящим солнцем.
За всеми процедурами обработки рабов наблюдают подростки из аула победителей. Мальчиков собирают на это зрелище, чтобы учились быть мужчинами. Сын вождя, чувствительный Таннир, делает попытку убежать к матери, затем падает в обморок. Его отец очень недоволен.
Главный герой истории, Еломан, - тоже сын вождя, но ему не повезло. Отец убит в бою, а он попал в плен. Связанный и беспомощный как и его соратники юноша пытался сопротивляться, взывал к человечности врагов, плюнул в лицо своему будущему хозяину. "Скоро тебя начнет мучить жажда, глотка пересохнет и ты пожалеешь об этом плевке", - ответил тот.
Привязанные к колышкам пленники извиваются на земле, стонут. В бреду перед Еломаном проходят видения счастливого прошлого: сильный и благородный отец, добрая мать, любимая невеста, свадьбу с которой прервало известие о нашествии захватчиков. Все это, даже собственное имя, он забудет, превратившись в послушного идиота, любящего только хозяина и луну.
Процесс создания манкуртов впервые в литературе описал казахский писатель Абиш Кекельбаев в повести "Кюйши", но этот фильм создан по эпизоду из более известного произведения: романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". В книге история о манкурте похожа на притчу, рассказывающую о том как страшно для человека потерять свои корни. Это лишает его личности, убеждений, достоинства и превращает в удобный для чужого употребления инструмент.
Instrumentum vocale (говорящими орудиями) - называли рабов римские рабовладельцы. Таким же орудием в руках хозяина становится изначально добрый и благородный, воспитанный достойными родителями герой.
Фильм значительно расширил его историю, добавив к канве притчи красочные детали. Например, историю знакомства Еломана с Гюзель. Молодой человек поймал для заболевшей возлюбленной зайца, мясо которого рекомендовал лекарь, но девушка пошла на поправку от одного его посещения. Заяц так и остался жив, его даже взяли на свадьбу.
Белого верблюда тоже можно считать героем истории: он единственный, кто кричит над трупом матери Еломана, когда ее сын уже неспособен осознать потерю.
Руины античной цивилизации, среди которых развивается часть действия картины, также деталь, напоминающая о забытом прошлом. Целые народы могут потерять связь со своей историей, что обедняет их сознание.
Жесткий и трагичный фильм с умело выстроенным контрастом между картинами мирной свободной жизни и эпизодами войны и неволи.
В ролях: Тарык Тарджан (Еломан), Майя Аймедова (Айим, мать Еломана), Йылмаз Дуру (Донмез, отец Еломана), Ходжадурды Нарлиев (Каббор, хозяин), Майса Алмазова (Гюзель), Тахыр Нарлиев (Таннир).
Как всегда, надеюсь, что представленные в обзоре фильмы понравятся читателям. Если тема вас заинтересовала, предлагаю прочесть предыдущую статью: "Шпионы, разведчики и освобожденные женщины Востока": 3 забытых советских фильма о басмачах".