Судьбы наших православных храмов, как и судьбы священников, неповторимы.
Пройдя последовательно все церковные чины, отец Константин Лукичёв вот уже несколько лет окормляет два старообрядческих храма в Орехово-Зуевском округе Московской области: в старинной деревне Молоково (видевшей осенью 1812 года наполеоновских фуражиров) и в Орехово-Зуево – городе Морозовской крупнейшей политической стачки 1885 года.
С матушкой Верой (дочерью известного в России старообрядческого протоиерея Леонтия Пименова) они воспитывают шесть детей.
В нынешнем году исполняется 138 лет со дня основания старейшего в подмосковном Орехово-Зуеве православного старообрядческого храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы на улице Кузнецкой (его и окормляет в настоящее время отец Константин Лукичёв).
Заметим, что этот храм был раньше безпоповским, а теперь в нём молятся под одной крышей и поповцы и безпоповцы (единственный, уникальный, пример в истории российского старообрядчества!).
Согласно распоряжению Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ № 215/452-р от 1.04.1999 года орехово-зуевская святыня является памятником истории и культуры регионального значения. Строительство храма на улице Кузнецкой началось ещё в XIX веке на средства меценатов-земляков — старообрядцев-беспоповцев поморского брачного согласия Григория Ивановича и Николая Макаровича Зиминых, а также - Алексея Викулыча Морозова и других уважаемых жителей староверческого села Зуева.
Один из авторов проекта реконструкции храма — выдающийся российский архитектор-старовер Илья Евграфович Бондаренко. Основанный осенью 1884 года, храм получил второе рождение в 2013 году. А в 2018 году была освящена возрождённая колокольня святыни.
Судя по воспоминаниям и описаниям очевидцев, в девятнадцатом столетии и начале двадцатого Молитвенный дом - храм выглядел внутри просторным и светлым. Местные мастера-староверы всё устроили профессионально чудесным образом: в центре храма под сводом укрепили громадное паникадило. Эта центральная люстра со множеством свечей перед большими праздниками величественно поднималась и опускалась при помощи специальной системы блоков. Церковная калориферная система отопления и вентиляция обеспечивала нужную температуру в помещениях, с учётом погоды и времени года.
Все иконы в большом иконостасе строгого древлеправославного письма, без дорогих золотых и серебряных окладов.
Церковное старообрядческое пение было ярким дополнением к богослужению. Мастера-староверы через столетия сохранили уникальные распевы песнопений по крюкам.
Именно в том виде, как это было принято от начала христианства на Руси. По большим церковным праздникам в молитвенном доме села Зуева пели три хора: мужской, девичий и смешанный. Интерес к крюковому и знаменному пению (до сих пор!) был огромным. И для того, чтобы услышать унисонное пение староверов, сюда приезжали верующие со всей Российской империи.
Значительный вклад в развитие древнерусского знаменного пения внёс один из видных представителей династии Морозовых — Арсений Иванович Морозов, а также земляк-старовер Иван Аверьянович Фортов — прадед экс-президента Российской Академии наук Владимира Евгеньевича Фортова (1946-2020 гг.).
В начале двадцатого столетия старообрядческая община Зуева разительно пополнилась верующими. Этому событию способствовал царский указ Николая Второго о даровании религиозных свобод старообрядцам, изданный в 1905 году.
В 1912-м проект реконструкции здания храма выполнил Илья Бондаренко.
После этого храм был вновь освящён. Знаменательное событие произошло 22 декабря 1913 года в предпразднество Рожества Христова.
В приглашении на освящение было указано: Совет Зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия извещает своих единоверцев, что перестройка святого храма во славу Рожества Пресвятыя Богородицы и святителя Николы при помощи Божией окончена, и в 22-й день декабря сего года будет совершено освящение оного…
Обновлённый храм на Кузнецкой вмещал более тысячи прихожан. Незадолго до Октябрьской революции, в 1916 году, Зуевская старообрядческая община получила от Ивана Викуловича Морозова, возглавлявшего «Товарищество Викулы Морозова с Сыновьями», на возведение центральной главы храма десять тысяч рублей.
Деньги это были немалые в ту эпоху. Для наглядности напомню: хороший конь стоил от 150 рублей, а хорошая дойная корова – от шестидесяти. Вот и посчитайте, сколько табунов можно было приобрести, а также – не одно стадо коров на указанную сумму.
К прискорбию, репрессии 1930-х не позволили завершить задуманное. Церковь христиан-поморцев в Зуеве закрыли постановлением президиума Облисполкома от 29 февраля 1936 года. Согласно документу здание предполагалось использовать под аэроклуб и Дом обороны. Здание отдали местному отделению ДОСААФ.
Но староверы-поморцы Орехово-Зуева решили не сдаваться. Быстро составили коллективное обращение к Всесоюзному старосте (председателю ЦИК СССР) Михаилу Калинину с большой надеждой на возврат храма. Письмо подписали около трёхсот староверов. Но… решение местных властей и после этого обращения почему-то осталось неизменным. В храме запретили молиться. Мало того, сбросили с церковного здания колокола, разрушили саму колокольню… Потрясённый надругательством над храмом, от сердечного приступа скончался последний его настоятель – девяностопятилетний старец Симеон Васильевич Герасимов.
Прихожане зуевской общины смогли лишь тайно сохранить свои древние иконы и дореформенные церковные служебные книги.
После сильного пожара у единоверцев в поморском древлеправославном храме латвийского Даугавпилса, часть своих икон зуевские староверы пожертвовали им.
Позже другая часть древних святынь была отдана московской старообрядческой общине и нескольким другим поморским древлеправославным общинам и частным лицам.
В годы Великой Отечественной — с 1941 по 1945 гг. — старинный храм на Кузнецкой с небольшим перерывом служил госпиталем для раненых советских воинов, прибывавших в подмосковный город со всех фронтов войны.
После Победы здание храма кому только ни принадлежало. Сначала – городскому промышленному комбинату, где располагалось сапожно-валяльное производство. Затем – спортивно–парашютной школе, аэроклубу…
В 1990-е годы о многострадальной истории старообрядческой святыни Орехово-Зуева я не раз беседовал со знаменитым лётчиком-земляком чкаловского призыва, героем Великой Отечественной Николаем Павловичем Закокиным (1917-2003 гг.), которого фашисты пять раз в войну сбивали, а он остался цел и невредим.
В конце 1940 – начале 1950 гг. майор Закокин работал начальником Орехово-Зуевского филиала областного аэроклуба, располагавшегося в бывшем церковном здании на улице Кузнецкой, 25, подготовил около трёхсот курсантов. Николай Павлович признался мне, что в то время находились желающие (в том числе и высокопоставленные) «поживиться» зданием церкви. Пока святыня находилась под патронажем Закокина, бывший боевой лётчик, по его словам, не дал разрушить или украсть ни одного церковного кирпича. Господь Бог, не сомневаюсь, отблагодарил его за это по-своему. Фронтовик счастливо дожил с супругой до глубокой старости, отметив бриллиантовую свадьбу, на которую я был приглашён почётным гостем.
После Победы старообрядцы не раз пытались добиться возврата здания церкви на Кузнецкой. Однако все ходатайства отклонялись ввиду того, что «здание переоборудовано для производственных целей». В 1948-м верующие также поднимали вопрос об открытии Молитвенного дома (вместо храма) в частном здании. Но городские власти вновь отказали старообрядческой общине «вследствие непригодности помещения».
И так тянулось до середины 1970-х, пока разрешение не было получено и местом для постоянных богослужений староверов Орехово-Зуева стал частный дом № 15 на улице Совхозной. Но это отдельная особая история, к которой я прикоснулся в середине 1980-х с приходом священника Леонтия Пименова, бывшего строителя-реставратора из Нижнего Новгорода, сына расстрелянного в 1937-м церковного старосты… К середине 80-х Леонтий Иванович Пименов лично восстановил не один десяток старообрядческих храмов на территории СССР. Тогдашний старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (бывший моряк и земляк Пименова) благославил 49-летнего Леонтия на священство. И тот дал согласие.
Спустя несколько десятилетий после Победы в Великой Отечественной началось и возрождение храма, признанного правительством Московской области памятником истории и культуры. Положительно в этом направлении сработала (летом 1990-го) и инициатива народных избранников городского Совета. В числе тех депутатов были и будущий старообрядческий митрополит Корнилий (в миру Константин Иванович Титов) и автор этого очерка.
Почти четверть века, начиная с первого августа 1990 года, восстановительные работы на территории храма возглавляли экс-благочинный староверческих приходов Подмосковья протоиерей Леонтий Пименов (строитель по образованию) и председатель церковного совета Константин Титов (инженер по образованию), ныне — почётный гражданин Орехово-Зуева, Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Именно с названной даты по решению Орехово-Зуевского городского Совета народных депутатов историческое здание передано действующей старообрядческой общине во имя Рожества Пресвятыя Богородицы (Русская Православная Старообрядческая Церковь).
Проект восстановления храма выполнила в качестве дипломного архитектор из Нижнего Новгорода, потомственная староверка, дочь о. Леонтия Вера Пименова (ныне — матушка Вера Лукичёва). Кстати, со своим будущим супругом, а ныне – настоятелем храма Константином, она познакомилась именно на строительных работах по возрождению святыни на улице Кузнецкой.
С 1990 по 2000-е гг. территория возрождаемой святыни стала поистине «народной стройкой».
Посильную помощь оказывали жители города и Орехово-Зуевского района. Приезжали добровольцы из Кирова, Нижнего Новгорода, Владимира, Москвы, Павловского Посада, Ногинска, Магадана… Среди волонтёров были и зрелые люди, и молодежь, в том числе студенты и школьники. На просьбу о помощи откликнулись руководители известных промышленных предприятий города: потомственный старовер Александр Брызгалин (завод «Респиратор»), Анатолий Ветлов (завод «Карболит»), Сергей Ильин (Демиховский машиностроительный завод), Геннадий Богданов («Мособлстрой-12»)…
С Божьей помощью случилось так, что Орехово-Зуевский старообрядческий храм на исходе двадцатого столетия увидел продолжение благотворительных традиций староверов Зиминых в лице бывшего президента АО «ВымпелКом», доктора технических наук, академика Академии связи, лауреата Государственной премии России Дмитрия Борисовича Зимина (1933-2021 гг.). Талантливый инженер, сын репрессированного в 1935-м советского инженера, доцента МВТУ им. Баумана Бориса Николаевича Зимина (его предки были участниками Зуевской старообрядческой общины), помог свершиться на родине предков тому, чему помешал Октябрьский переворот 1917 года под руководством Ленина. А именно: возведению центральной главы храма и установлению на ней золочёного креста…
В настоящее время настоятель храма Константин Лукичев достойно продолжает дело протоиерея Леонтия Пименова и митрополита Корнилия. Предстоятель РПСЦ Корнилий не забывает родной храм, с которого началось его служение Богу. Периодически он участвует в богослужениях, оказывает общине посильную помощь в решении сложных хозяйственных проблем.
В церковной службе, в том числе на клиросах, также принимают участие многочисленные внуки и внучки протоиерея Леонтия Пименова, воспитанные по примеру деда и родителей в любви к древлеправославной вере, к малой родине, к России.
А ещё уникальность орехово-зуевского старообрядческого храма в том, что под его крышей немало лет молятся Богу староверы двух разных согласий – поповцы и безпоповцы… Подобных примеров в России больше нет, такая ситуация возникла в силу исторической объективности.
Среди сереньких, безликих панельных многоэтажек расцвёл животворный красно-белый цветок древлеправославного Благочестия и Веры, великой христианской любви. Есть надежда, что вслед за ним возродится и вся историческая территория, прилегающая к храму и к одной из самых старых улиц города — Кузнецкой.