Найти тему
kin0guru

Кинофильм «Донецкие шахтёры» — ретро-рецензия 1951 года

Афиша 1951 года - из свободных интернет-источников
Афиша 1951 года - из свободных интернет-источников

Этот фильм я впервые посмотрел ещё на рубеже 1980-90х годов в рамках публицистического телепроекта "Киноправда" и тогда лента запечатлелась (наряду с "Кавалером Золотой Звезды"), как наименее интересная в своей бесконфликтности среди откопанных спустя 40 лет производственных "рапортичек" и агиток, снятых в период малокартинья. Плакатность, бравурность и бьющий через край пафос - больше ничего. Однако после недавнего пересмотра в ютубе нашлись плюсы хотя бы за счёт игры Василия Меркурьева и Петра Алейникова - в узких рамках поставленной задачи оба актёра умудрились сыграть "живых человеков" (пусть и в типичном для каждого из них амплуа). А ещё оказалось, что горный комбайн "Донбасс" действительно существовал и, мало того, повсеместно внедрялся. И произвели суперагрегат к 1951 году уже свыше 500 штук - как и распорядился вождь народов.

А теперь, чтобы погрузиться в атмосферу той эпохи с головой, предлагаю отзыв самого настоящего шахтёра, найденный в газете за июнь 1951 года, когда картина только вышла на экраны и Сталинская премия 2-й степени её создателям ещё лишь предполагалась:

-2
Далеко в небо уходят дымящиеся трубы шахт. Высятся громадные корпуса, стучат гружённые углём вагонетки. Неумолкает могучий подземный гул... Перед нами — индустриальный Донбасс, поднявшийся из развалин войны.
В просторном зале Дворца культуры собралась дружная семья шахтёров. Они чествуют сегодня своего старого товарища, машиниста врубовой машины, Степана Недолю, который отдал родной шахте полвека честного труда. Трогательна судьба этого человека. Когда-то он пришёл в бывший поселок Собачеевку нищим пролетарием, не имевшим ничего, кроме своих рабочих рук. Вот она, ветхозаветная Собачеевка. Кадры фильма на несколько мгновений переносят нас в безрадостное прошлое. Дедовские примитивные орудия, согнутые от непосильной тяжести фигуры, горестная песня шарманщика.
С каким облегчением, с каким восторгом возвращаемся мы снова в нашу советскую действительность...
Главное, что раскрывает нам фильм в жизни Донбасса —это пафос новшества. Мы встречаемся здесь с неутомимой, бурной жизнью. Давно ли на шахте была внедрена врубовая машина? А сейчас врубовка уже — «вчерашняя техника». Об этом вечном движении вперёд, постоянном торжестве советской нови лучше всего говорит в фильме вождь Иосиф Виссарионович Сталин: «...Механизация даст нашему рабочему возможность как можно дольше жить полнокровной трудовой жизнью».
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Но сама техника без людей мертва. Начальник шахты Горовой справедливо замечает: «Без нас ничего бы этого не было». Творческий, увлечённый труд шахтеров,— вот другое, что замечательно раскрыто в фильме. Сама советская жизнь требует от людей трудиться увлечённо, самозабвенно. Именно такими тружениками являются в фильме Вороной, Недоля, его сыновья, навалоотбойщик Василий Орлов, конструктор Трофименко.
Это уже не те шахтеры, которые жили в Собачеевке. Как не похожа молодость детей Недоли на отцовскую! Вот Павел — старший сын. Благодаря большому труду, долгой учёбе он стал парторгом шахты. А младший — Владимир— инженер, начальник участка. Мысль о необходимости больших технических знаний проходит через весь фильм. Не случайно, желая стать машинистом комбайна, Андрей Постойко заявляет: «Я грамотный, я семь классов кончил». Уходит с шахты в институт Лида Недоля, чтобы снова вернуться сюда горным инженером. К необходимости учиться всё более приходит и её любимый — Василий.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Хорошо разрешена в фильме тема коллективизма. В отрыве от друзей, от товарищей невозможно представить себе героев фильма. Именно сила коллектива заставила работать самоходный угольный комбайн. Навалоотбойщик Василий чувствует недостаток своих знаний, но, страдая ложным самолюбием, решает начать учёбу в другом месте. Товарищи доказывают юноше, что ему нет необходимости уходить с шахты и возвращают его в коллектив.
Афиша 1951 года - из свободных интернет-источников
Афиша 1951 года - из свободных интернет-источников

По содержательности, по злободневности, по художественности, с какой разработана тема трудовой романтики наших будней, фильм «Донецкие шахтеры» войдёт в число лучших произведений советской кинематографии. Постановщик, лауреат Сталинской премии Л. Луков, главный оператор М. Кириллов, режиссёр Л. Перельштейн. композитор Т. Хренников творчески подошли к созданию фильма о Донбассе. В кинокартине мы встречаемся с рядом любимых артистов. Затаив дыхание, следим мы за каждым движением артиста М. Геловани, исполняющего роль Иосифа Виссарионовича Сталина. Большое впечатление производит образ Степана Недоли, созданный артистом Б. Чирковым. Он так удачно передал молодую горячую душу старого шахтёра. Сильный образ неутомимого искателя Трофименко нарисовал артист В. Дружников. Только нам кажется не совсем оправданным, что подчас он слишком отчаивается.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
В целом фильм производит хорошее впечатление. И сахалинцам он, пожалуй, особенно близок. Ведь мы тоже привыкли начинать трудовой день под музыку шахтных гудков, нам так же понятен пафос людей, возрождающих свой край из руин. Поэтому кадры фильма нас так увлекают.
Н. Пустынник, инженер-механик комбината «Сахалинуголь»

(с) OCR и подготовка оригинального текста статьи — Albert Magnus