Зашел у меня недавно разговор с одной моей знакомой, много лет проработавшей учительницей, о школе.
Она все больше говорила о своих насущных профессиональных проблемах - и дети теперь не такие, как раньше, и у молодых учительниц глаза не так горят, как у старшего поколения...
Конечно, разговор коснулся такой важной проблемы. как малое количество среди учителей представителей сильного пола.
Я, дабы как-то перевести разговор на более знакомую мне тему, сказала:
-Да, в каждой школе не помешало бы хотя бы по одному такому, как Илья Семенович Мельников из "Доживем до понедельника" (1968).
На это замечание моя собеседница "взвилась свечкой".
-Да какой из Мельникова учитель! Таких учителей не бывает. Они так себя не ведут, не говорят. У такого учителя не будет авторитета у школьников. Да, он будет пользоваться популярностью у учеников, но никогда они не будут его слушаться, и знаний он не даст. Aмёбa он, а не учитель!
Сказала, как отрезала.
Никогда я не задумывалась об этом, с детства немного завидуя тем ученикам, у которых был такой чудесный учитель.
Но теперь, с высоты взрослых лет, общаясь регулярно с учителями, я согласилась со своей собеседницей - нет в Мельникове учительской жилки, именно учительской. Такой, чтоб одним взглядом мог навести в классе порядок, которого бы ученики беспрекословно слушались.
И именно таких и любят дети.
Моя собеседница, проработавшая в школе 35 лет, каждый год на свой день рождения получает от бывших своих учеников охапки цветов. Один ее ученик, давно живущий где-то за границей, каждый год заказывает ей через фирму доставку огромного букета роз.
Но нет человека более жесткого в отношениях, чем она. "Строит" всех одним взглядом, включая меня, зашедшую просто на чашку чая.
А до такого Мельникову, "как до луны".
Так что я, поразмышляв по дороге домой над словами моей знакомой учительницы, вынуждена была с ней согласится - да, Мельников никакой не учитель. Не амёба, конечно.
Скорее, Штирлиц под прикрытием.
Вот Нина Меньшикова сыграла настоящую учительницу.
И я сейчас не о ее морально-этических качествах. А именно об "учительской жилке", о взгляде, об отношении к делу.