723 подписчика

Виды с вершины Москва-сити (Canon 600D + EF-S 18-200)

Сегодня хочу поделиться панорамными фотками Москвы, сделанными с одной из башен Москва-сити. Расскажу про оборудование, технику съёмки и покажу не только итоговые снимки, но и исходники.

Итак, непосредственно фотографировал не я, а моя подруга, которую я попросил об этом просто узнав что она туда едет на экскурсию. Подруга - не профессиональный фотограф, поэтому кадры, которые вы увидите, может сделать практически любой человек, почитав мои объяснения и рекомендации. Использованная камера - Canon 600D - очень старый, недорогой и далеко не идеальный аппарат. Особенно не желательно снимать им в тёмных условиях, хотя, как увидите в этой статье, кое-что получить можно даже ночью. В аппарате доступны полностью ручные настройки, но достаточно и разнообразной автоматики, к тому же, в неё можно установить Magic Lantern - альтернативную "прошивку" (на самом деле - отдельную программу, не мешающую родной прошивке) и получить огромное количество дополнительных функций. Про ML у меня есть подробнейший обучающий курс на ютуб-канале PAUL KRETZ (позже залью и в дзен-видео). Для универсальности я дал подруге объектив 18-200mm, который позволяет снимать как широкоугольно (достаточно для открытых пространств, хотя у Canon есть и гораздо более широкоугольные объективы, например 15-85мм или 10-22мм) так и телефото, т.е. с приличным увеличением, если захочется снять какие-то отдельные объекты. В этой модели также есть стабилизатор изображения, что значительно помогает при съёмке с рук (подобные пейзажи лучше снимать со штатива, но, в условиях экскурсии, это нереально). Ну, и, наконец, учитывая слабую техническую компетентность фотографа, я заранее выставил в фотоаппарате режим "приоритет диафрагмы". Хотя для пейзажной фотографии не требуется размытого заднего или переднего плана, наоборот, всё должно быть в резкости, поэтому можно было бы снимать даже в полностью автоматическом режиме. И ещё один момент: смотровая площадка находится за толстым защитным стеклом и нет возможности куда-то выглянуть, т.е. все снимки сделаны прямо через стекло, что снижает резкость, крадёт контраст, даёт блики. Поэтому фотографии далеко не идеальны, но посмотрим что удалось запечатлеть и как обработать для устранения указанных недостатков. В этой статье привожу только отобранные мной хорошие кадры, а вообще из общего количества примерно 2\3 пошло в корзину (это нормально). Каждый первый кадр - обработанный в Lightroom raw-файл, каждый второй - JPEG-исходник из фотоаппарата без обработки. Помним, что первоначальную композицию создавал не я (хотя в посте кадрировал на свой вкус), а вот обработка выполнена мной.

Начнём с вида в сторону Кремля, на Москва-реку, одну из "сталинских высоток" - гостиницу "Украина", Кутузовский проспект, Киевский вокзал, вдалеке - новый Арбат и ещё одна высотка. Композиция неплохая, есть несколько выдающихся объектов, создающих геометрию снимка (изгиб реки, высотка, проспект), 1\4 кадра занимает небо, рельефное благодаря облакам. Отдельно можно выделить бывший "Бадаевский пивзавод" ("Трёхго́рный пивова́ренный заво́д") - красные здания слева внизу. Высокой художественностью снимок не отличается, но и придраться особо не к чему. Для справочной информации или открытки сойдёт.

Выше - та самая "Украина". Очень эпичное здание, как и все "сталинские высотки". Сам кадр не отличается композиционной красотой, здание по центру сразу бросается в глаза, а остальное не особо к месту. Зато можно увеличить и рассмотреть поближе.

Про обработку. День съёмки не был пасмурным, но был облачным. Что на самом деле очень хорошо, поскольку увеличивает динамический диапазон и "рисует" небо тучками и облаками, создавая рельеф, а не пустое "молоко". В связи с этим было принято два решения: повысить насыщенность, для создания более цветастой, радостной картины и поработать над контрастом и четкостью, чтобы компенсировать потери от съёмки через стекло и "прорисовать" небо. Таким образом, обработка получилась довольно позитивная, яркая, почти мультяшная. Ну, "я художник, я так вижу".

Следующий снимок - один из моих любимых. Выделяется среди остальных приглушенной насыщенностью, как бы серостью, но при этом присутствует яркое закатное солнце. Вопреки распространённому правилу (где всё наоборот), небо занимает 2\3 снимка, город всего 1\3. Создаётся ощущение апокалиптичности, заката цивилизации (особенно, если на горизонте прифотошопить ядерный взрыв, гы-гы). Вы видите, что без хорошего исходника ничего бы не получилось, но грамотная обработка только улучшает то, что уже запечатлено.

Следующие снимки, в отличие от предыдущего, эпичностью не отличаются, но привлекли меня двумя вещами: "рамочностью" композиции и цветовым разнообразием объектов. Первый снимок (1,2) идеально ложится в обе диагонали, создавая Х между рекой и дорогой, стройка справа добавляет живости и реалистичности. И, добавив насыщенности и контраста, получаем вполне сносный кадр. Вторая фотография (3,4) намного интереснее. И стала она таковой благодаря кадрированию - я слегка увеличил и развернул кадр, чтобы слева и справа получилась симметричная рамка из зданий, акцентирующая внимание на центральном объекте, которым является дорога с цветастыми автомобилями. Дополнительную вкусность придаёт многослойность, этажность снимка, которую создают эстакады. Отдельно можно отметить приятную "сплющенность" всех слоёв - это эффект компрессии, прерогатива большого фокусного расстояния объектива. Ещё два снимка (5-8) демонстрируют то же, что и первый, но в мелком масштабе и затемно. Посмотрите исходники (6,8) и получите представление, что можно вытянуть из raw-файлов такого древнего фотоаппарата при таких тёмных условиях.

Данная картинка не выделается ничем, кроме красно-белых труб, расположенных в верхней трети слева. Однако, заполненность всего кадра зданиями, уходящими в горизонт, создаёт урбанистическую масштабность. А достаточно большое разрешение (18 мегапикселей в исходнике), позволяет рассмотреть многие детали.

Главная особенность кадра ниже не видна с первого взгляда. Несмотря на в целом хорошую композицию (небо в 1\3 картины, МГУ слева и башня справа, расположенные по "правилу 2\3"), особый шарм снимку придаёт... самолёт, который можно разглядеть справа вверху над башней, если увеличить снимок. Как вы понимаете, поймать такой кадр очень сложно и в 99% это просто удача. Но именно здесь, этот маленький объект - щепотка пикантной специи, придающая законченный вкус блюду. Ну, а из-за приличного количества эффекта dehaze (для устранения дымки стекла, см исходник), картинка получилась похожей на советскую выцветшую открытку. Вполне замечательно.

Ещё одна открытка - МГУ. Почему так мощно? Максимальное для данного оптического прибора фокусное расстояние - 200мм. Как результат - сильная компрессия, ощущение сближенности всех зданий, хотя на самом деле между ними могут быть километры. А почему так "шумно"? ISO 1600 многовато для кропнутой камеры, тем более такой старой. К тому же, увидев исходник, поймёте сколько потребовалось обработки. Но открытка есть открытка. Снятая на плёнку в прошлом веке в таких же условиях и распечатанная в реальности она выглядела бы так же 🙂

Следующий снимок, разумеется, не является выдающимся, хотя и сделан вполне по канонам: площадь и аллея ведёт зрителя из нижнего левого угла прямо к стелле и зданию музея, расположенного по "правилу 2\3", при этом нижняя часть композиции занимает 2\3 кадра, верхняя 1\3, что тоже укладывается в "правила". Но всё же суть снимка в том, что показана реконструкция "Поклонной горы", знаменитые фонтаны закрыты, аллея вдоль них разобрана, идут строительные работы. Такое увидишь не каждый день. Обработка усилила блик слева, который, впрочем, только добавляет антуража и не выбивается из цветовой гаммы. Снимок просто на память.

Кадр ниже примечателен тем, что снят на максимально широкий для данного объектива угол. Благодаря этому и зданий поместилось на снимке гораздо больше и небо получилось размашистым, как будто разлетающимся в стороны. Хотя нижняя его часть ровно стелется по горизонту. Обратите внимание, как оно было выведено при обработке, в сравнению с исходником. К сожалению, отражения в стекле справа при съёмке избежать не удалось, а вычищением каждого сантиметра в фотошопе я не занимаюсь, поэтому оставляем как есть. В конце концов не на выставку.

Вот мы дошли и до вечерних снимков. Их здесь два (1 и 3) и по композиции второй мне нравится больше (в первом низ башни обрезан, а во втором она целиком, что создаёт ощущение законченности). Но! В первом цветовая гамма и микроконтраст гораздо приятнее. Чтобы понять почему, посмотрите на исходники (2 и 4): благодаря более длительной выдержке, первый вобрал больше света, значит содержит больше информации и при обработке получается гораздо сочнее. Второй же был изначально слишком тёмным, поэтому динамический диапазон и, соответственно, степень обработки была сильно ограничена. Вот и выбирай: правильная экспозиция или правильная композиция. В идеале, набираясь опыта, следим и за тем и за другим.

На последок ещё несколько тёмных кадров, в том числе в ракурсе, аналогичном уже рассмотренному выше на дневном снимке (река, "Украина", Кутузовский). первый кадр обработан по минимуму, всего лишь подчёркнут рельеф местности. На втором заметно акцентирована "Украина", выделена её (и не только её) ночная подсветка. Ну, а в третьем я вообще решил не обращать внимания на возможные артефакты и обработал безжалостно, создавая впечатление раскалённой лавы, текущей по улицам. И даже блик справа (напоминаю, что всё снято через толстое стекло) не умаляет пугающей эпичности огненного города.

Выводы: даже старая и недорогая техника способна на многое, если уметь ею пользоваться. Конкретно в данном фотосете с данным оборудованием я лично постарался бы всегда закрывать диафрагму до f/5.6-8 днём, чтобы получать максимальную резкость и больше глубины и укорачивать выдержку до 1\20с-1\30с ночью (стабилизатор вполне позволит снимать с рук), чтобы не задирать ISO и иметь насколько возможно чистую картинку.

Напишите в комментариях какие снимки вам понравились и чем (так же как и что не понравилось), предложите темы для новых статей. Лайк и подписка - само собой разумеющееся 😉