Найти тему
Александр Калетинкин

Росатом и искусственный интеллект

Генеральный директор Росатома Лихачев
Генеральный директор Росатома Лихачев

Все мы знаем, что пульт управления АЭС – это целая стена кнопочек, лампочек, тумблеров и рычагов, разобраться в которой, что называется без поллитра, т.е. не пройдя очень солидный курс подготовки, невозможно.

Оператор  Кольской АЭС
Оператор Кольской АЭС

И неужели это будет всегда? Никто не задавался этим вопросом? А ведь это очень интересно. Управление работой реактора должно как-то эволюционировать, совершенствоваться. Должны же применяться современные интерфейсы человек-АЭС, искусственный интеллект, наконец, о котором так много говорят.

1. В каком-нибудь фантастическом фильме было бы прикольно увидеть, если бы управление АЭС свелось к трем параметрам (условно говоря, трем кнопкам) «Пуск», «Останов» и «Побольше – поменьше». Причем это можно сделать голосом. Правда при этом надо решить вопрос надежной идентификации - как отличить голос «авторизованного сотрудника» от голоса «хулигана» или, не дай Бог, террориста. И еще один вопрос – машина не должна исполнять преступные приказы, которые могут привести к аварии, хотя это тоже решабельно. На экране при этом отображается только самая важная информация, включая сообщения об отклонениях/сбоях в работе устройств. Детальная же информация будет доступна по (тоже голосовым) запросам. Это позволит сфокусировать внимание оператора на самом важном.

А что есть важное при управлении АЭС?

Похоже, что на экране как минимум должны появляться:

- ненавязчивые советы по оптимизации технологического процесса,

- предупреждения о возможных негативных последствиях при выполнении оператором того или иного действия.

Если это будет реализовано, то не будет необходимости в целой стене лампочек и кнопочек.

Не нужно анализировать в онлайне целую кучу параметров работы оборудования и мгновенно решать, какой из них критический, а какой нет.

Собственно, в этом и состоит идея минимизации человеческого фактора, который, как правило, приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как авария на Чернобыльской АЭС (если, конечно, это не было диверсией).

Облегченный щит управление
Облегченный щит управление


Но переход на новый интерфейс всегда связан с трудностями привыкания. Персонал привык к своим кнопкам и лампочкам. И хотя это и не является катастрофой, но все-таки проблема.

2. Возможное использование смартфонов при управлении АЭС.

Если, например, оператор по каким-то причинам отлучился с рабочего места, или это большой начальник в Москве, то было бы здорово, чтобы они получил сообщение о превышении критического параметра на смартфон, а не только на экран в операторской.

Значит надо организовать Wi-Fi, но не только надежный, но и защищенный.
На смартфон же можно закачать и средства виртуализации, которые в онлайн формате позволят детально «видеть» физические процессы, происходящие внутри контролируемого реактора либо получать извещения от оборудования о необходимости ремонта. Есть еще понятия дополненной и смешанной реальности.

-4

3. Мы привыкли, что по любым ситуациям в конечном итоге решение принимает человек. Однако есть такое понятие как искусственный интеллект.

Что это такое? Самый простой пример - для того, чтобы поехать куда-либо, в том числе в пределах города, мы включаем навигатор. А что это, как не искусственный интеллект? Он не только найдет самый быстрый маршрут, но и найдет пробки на маршруте и укажет, как их объехать. Причем программа, написанная человеком, совершенствуется по мере накопления опыта работы.

Будет ли искусственный интеллект управлять АЭС? Конечно!

Уже сейчас действуют программы, которые управляют отдельными узлами и системами АЭС, и их параметры корректируются по мере эксплуатации.
И через какое-то время эти программы, набирая опыт и информацию, будут расширять свои возможности и функции управления реактором. Функции оператора-человека постепенно сводятся до положения наблюдателя.

Но вот до какой степени? Где границы? Может быть такое положение, как у военных – «выстрелил и забыл»? Вопрос!

И еще один интересный вопрос. Ведь, если можно управлять реактором дистанционно, то почему бы не загнать его на орбиту? Ну, или хотя бы на дно какого-нибудь водоема, чтобы не мешался под ногами?

Проекты размещения реакторов на грузовиках у Росатома уже были:

- ТЭС-3 Транспортируемая электростанция на базе танка Т-7,

- ПАМИР-630-Ц на базе 5-ти тягачей.

Есть и сейчас. Например, транспортабельная АЭС на базе грузовика. Автор – НИКИЭТ.

АЭС в кузове грузовика
АЭС в кузове грузовика

Удачи Росатому!

Если Вам понравился материал, то оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за внимание!

https://zen.yandex.ru/id/5ffb100597f80a7d5066acc9?lang=ru&clid=300