Выспались на славу! Хозяйка подаёт завтрак в половине девятого, так что мы существуем в нетипичном для наших отпусков режиме. Просыпаемся от солнечных лучей. Они хоть и бочком-бочком — а всё же ухитряются каким-то отражённым образом заглядывать в наше окошко. И мы поднимаемся-умываемся, и сидим в нетерпении на веранде в ожидании трапезы…
Прекрасен утренний Ереван! Солнечно, свежий ветерок, свежая зелень. А мы спешим на «Вернисаж». Тут так называются торговые ряды, где местные мастера продают свои творения. Так получилось, что единственные выходные пришлись на начало нашего визита в Армению, но лучше, конечно, планировать посещение этого рынка на конец отпуска, так как здесь совершенно невозможно остаться без покупки («Купил дудук, как дурак» — цитировала нам наш водитель одного из гостей). Даже нам, не планировавшим серьёзных трат, пришлось-таки сбегать в обменник за драмами.
Чего тут только нет! Сувениры всех видов, резьба по дереву, керамика, музыкальные инструменты, куклы, чеканка, кинжалы, сумки, посуда, украшения самого разнообразного толка… И картины в великом множестве. Мы долго и со вкусом ходили-бродили среди ярких разноцветных рядов, разглядывая и приценяясь. И в конце концов осчастливили себя магнитиками с очень славными миниатюрами местного художника — у него же самого и купили. И ещё получили магнитик в подарок от автора — бонусом. А потом Лена соблазнилась-таки на кулончик из местной пейзажной яшмы, и весь день периодически им любовалась, страшно довольная приобретением.
Так как на следующие дни у нас были запланированы загородные вояжи, то мы решили заранее купать экскурсию в Татев. Местная турфирма «Йур Сервис» — фактически монополист в Ереване — возит в Татев-монастырь по средам, так что пришлось подстраиваться. Раз уж мы не нашли попутчиков, чтобы арендовать авто. Зато сэкономили — приятный сюрприз — билеты на канатку оказались включёнными в стоимость экскурсии. Довольные, мы вышли в солнечный город и уселись на солнечную лавочку — перекусить и погреться на солнышке после тенистого и ветреного «Вернисажа».
По дороге к Национальной Галерее мы заглянули в замечательный магазин сувениров, похожий на пещеру Али-Бабы. Это оказалось чудесное место. Помимо самого помещения магазина, за ним оказался колоритный дворик с продолжением экспозиции (это, пожалуй, более подходящее слово, чем витрина), с прекрасными картинами, керамикой, волшебной посудой. А ещё во дворике оказалось кафе и лестница в выставочный зал на втором этаже. Замечательная хозяйка рассказала нам много интересного об истории оригинальных сувениров в лавке и пригласила в семь вечера на открытие выставки современной живописи. Мы, конечно же, с удовольствием приняли приглашение. А пока — мы спешим в Национальную Галерею.
По дороге нас задержал огромный металлический паук у здания кинотеатра «Москва»… Если верить геокэшингу, где-то рядом должен быть такой же монструозный бык, но мы его не нашли. Наверное, убежал.
И вот, наконец, мы очутились в громадном здании Национальной художественной галереи. Смотрительница проверила билетики, вызвала лифт, пригласила нас внутрь и, сама оставаясь снаружи, нажала кнопку — двери закрылись. Мы очутились на восьмом этаже – и только тут осознали масштабность предстоящего нам осмотра… Времени для осмотра всей экспозиции у нас было явно маловато — всего три часа. И пролетели они совершенно незаметно!
Коллекция музея оказалась замечательной. Кого тут только не было — от Боттичелли до Маковского, Левитан и Кент, Коровин и Серов, Верещагин и Рерих, Шишкин, Куинджи, целый этаж Айвазовского… А кроме него, конечно же, Сарьян и множество потрясающих армянских художников. Интересное собрание картин бубновалетовцев Фалька, Гончаровой, Кончаловского... Особую радость узнавания доставляли эпизодически встречающиеся виды Крыма! Мы до самой макушки наполнились впечатлениями, информация усваивали уже с трудом, но всё бегали по залам. Спасибо — хоть купили билет на фотографирование, можно будет поразглядывать картины спокойно! И, конечно, мы не успели осмотреть всего. Неожиданно в половине пятого вместо пяти музей закрылся, оставив для нас тайной коллекцию современников на нижних этажах.
Да, Агарац и Казбек так и остались в наших мечтах… На первый нас никто не повёз по причине заснеженных дорог и горных холодов. Четырёхтысячник всё же! А ко второму мы почти подобрались — по крайней мере, этот вид должны были увидеть. Но дождь помешал. Впрочем, о Степанцминде мы расскажем, когда подойдёт очередь наших грузинских дневников. А вот следующая картина по ощущениям чем-то напоминает зимний Уч-Кош…
Усталые, но довольные, мы вышли на Площадь Республики. И решили прогуляться до открытия выставки по ещё нехоженым улочкам. Увы, старые кварталы в самом центре оказались зажаты жутковатого вида новостройками, навевающими мысли о саркофагах. От старых домов оказались либо стены, либо просто груды камней. Гулять нам сделалось неуютно. В Сети видели, что некоторые называют Конд самым депрессивным районом Еревана — бред, в центре они не ходили! Хотя, раз строят — значит, кому-то это нравится…
А мы поспешили к зданию Оперы, чтобы в прилегающем уютном скверике найти ответы к геокэшерском тайнику, посвящённого экспрессивному памятнику пианисту Арно Бабаджаняну. Первый раз его установили осенью 2002 года, но спешно демонтировали. Неординарная работа ереванского скульптора Давида Беджаняна и архитектора Левона Игитяна вызвала большие споры. Впрочем, летом следующего года скульптуру вернули на место. Авторы изобразили композитора в гротескном виде: с неправдоподобно короткими ногами, огромным носом и большими руками — во взрыве экспрессии, таким, каким и был «Великий Арно».
У нас ещё оставался целый час, и мы решили отправиться в знакомое по первому вечеру уличное кафе — очень нам там понравилось. Тем более, что в скверике возле кафе (опять же!) оказалась целая выставка ереванских художников, и мы немного побродили, разглядывая картины. А потом заказали шашлык из свиной корейки, оказавшийся просто невероятно вкусным. Не врал Интернет, утверждая, что лучший шашлык (как и лучший кебаб) готовят именно в Армении! Настоятельно рекомендуем!
Мы вернулись в сувенирный магазин, прошли в выставочный зал и познакомились с уже открывшейся к нашему приходу выставкой. К сожалению, фамилии автора мы нигде не вычитали — всё кругом было только на армянском, в том числе и книжки стихов с авторскими иллюстрациями. На выставке автор представила две монохромные серии — «Птицы» и «Пейзажи» — «находящихся в различных точках пути, ведущего от реализма к абстракции»... Мы понаблюдали за неспешно беседовавшей местной богемой (ну всё как у нас!), побродили по другим залам, разглядывая креативные и необычные экспонаты современного арта. Не зря мы сюда заглянули — получили ещё одну порцию впечатлений и оптимизма!
Поблагодарив радушную хозяйку, мы не спеша отправились домой. Вечер был тёплым и ясным, и в прогале между домами мы вдруг увидели снежную пирамиду Арарата. Гора казалась такой близкой, что её можно было принять за купол большого здания. И странно сделалось от мысли, что вот прямо над крышами домов мы можем видеть другое государство — Турцию, на территории которой, согласно современным границам, находится главная армянская гора…
17 апреля 2016 г.
#Армения #Ереван #вернисаж #живопись #музей #По ту сторону Кавказа