3,6K подписчиков

Золото больше не в моде: как изменился рынок украшений за 20 лет?

15K прочитали

Руки, усыпанные кольцами из желтого золота с разноцветными фианитами, уже давно считаются признаком дурного вкуса, а не богатства. Бижутерия и драгоценности стали уживаться в одной шкатулке и даже сочетаться друг с другом. В этой статье рассказываем, как изменился рынок украшений за 20 лет, какие тренды возвращаются к нам из девяностых и какие украшения предпочитает современное поколение.

Как изменилась мода на украшения за 20 лет

Девяностые показывали людям недостижимый идеал: на подиумах блистали высокие модели с безупречной фигурой и тонкими чертами лица, а дизайнеры одевали их в дорогие материалы и драгоценности.

Жители в России в девяностые годы наконец смогли выбирать одежду. Постсоветская модница видела показы со сказочными нимфами, обвешанными драгоценнстями. Мечта о шкатулке, полной ювелирных изделий, позднее переродилась в дурную манеру приобретать и копить даже ненужные ювелирные изделия. Так и появились «сороки», у которых на каждом пальце по кольцу.

Christian Dior haute couture весна-лето 1997
Christian Dior haute couture весна-лето 1997

Русские женщины долгое время стыдились носить украшения не из драгоценных металлов. Идеальным вариантом для них было жёлтое и красное золото. Белое не было в ходу у обывательниц: вдруг кто-то подумает, что это серебро? А поскольку позволить себе качественное украшение с изумрудами, рубинами или бриллиантами могли единицы, любительницы показной роскоши носили позолоченные изделия (зачастую устаревшего дизайна) с недорогими разноцветными фианитами. Эта привычка до сих пор осталась у многих женщин несмотря на то, что золотом вряд ли удастся кого-то впечатлить.

В 2000-е годы стиль для молодежи диктовали западные поп-музыканты: Бритни Спирс, Гвен Стефани, Аврил Лавин, Шакира, Кристина Агилера, Джастин Тимберлейк и другие. Все они одевались броско, украшая себя обилием ювелирных изделий. Поп-дивы ввели в моду пирсинг в пупке и скайсы — стразы на зубах. Несмотря на то, что пик популярности поп-звезд приходился на первую половину нулевых, эти тренды пришли в Россию ближе к 2006-2008 годам.

Бритни Спирс
Бритни Спирс

Бижутерию стали больше покупать в 2010-е
Бижутерию стали больше покупать в 2010-е

В 2010-2015 годы в России стали множиться магазины бижутерии и аксессуаров: Accessorize, Lady Collection, MARMALATO и другие. В моду вошли крупные бусы и серьги разных форм и цветов, пластмассовые браслеты, перстни геометрических форм. По большей части такие украшения носила молодежь. Такие изделия быстро приходили в негодность: застежки ломались, ржавели, а «лепнина» и стразы терялись. Но тренд на бижутерию внёс большой вклад в рынок украшений: покупатели перестали гоняться за драгоценными металлами.

В противоположность тренду на крупные и нестандартные украшения позднее пришел минимализм. Наряду с ним стали появляться изделия необычного дизайна: ассиметричные серьги, тонкие кольца на фаланги, серьги-гвоздики, изящные каффы. Минимализм завоевал множество поклонников и популярен до сих пор.

В 2020 году среди трендов в ювелирном мире были сюрреализм, скульптурное серебро, жемчуг и цепи. К слову, цепи часто попадают в ряды трендов, но с каждым годом меняется их актуальная форма, размер и способ носить.

Marc Jacobs 2020
Marc Jacobs 2020

Некоторые тренды переходят из разряда временных модных в социальные, то есть значимые для общества и влияющие на его жизнь. Пример такого тренда во всем мире — эко-френдли. Следуя моде на экологичность, ювелирные марки создают изделия из натуральных материалов, стараются производить меньше украшений, снижают количество отходов производства и делают пожертвования в организации по защите окружающей среды.

Одно из отличий трендов двадцатых годов — отсутствие комплектов украшений. Теперь не обязательно покупать одинаковые серьги, ожерелья и кольца. Наоборот, приветствуется неординарность и необычные сочетания. Кроме того, ювелиры отказались от идеальных геометрических или анималистических форм.

BAGGIRA
BAGGIRA

Смелые новаторы отдают предпочтение изделиям, которые создают некий редизайн тела — дополняют его новыми формами. Пример футуристического ювелирного бренда в России — BAGGIRA. Марка выпускает только серьги-каффы. Бренд был запущен дизайнером Ренатой Латыповой в 2019 году. «Желание исследовать будущее привело к моде на футуризм. Синхронно стал появляться тренд на бодимодификации и виртуальные телесные наращивания — в том числе на каффы. Это украшение — яркий пример того, как что-то из прошлого (первые каффы были найдены в бронзовом веке) трансформируется для будущего», — рассказала Рената в интервью изданию The Blueprint.

Тренды на рынке украшений 2022 года

Многие дизайны украшений, популярные и своевременные в 2022 году, вернулись из эпохи 2000-х. И всё же они подверглись изменениям, были адаптированы под запрос нового поколения покупателей — зумеров. Важно отметить и вернувшуюся моду на большие украшения: вновь на подиумах предстали модели с огромными серьгами, подвесками, браслетами и кольцами.

Массивные браслеты разных форм

Такие впервые были замечены на показах Saint Laurent, Rokh, Givenchy, Loewe, Hermès, Fendi и других Модных домов. Примечательно, что такие браслеты дизайнеры и стилисты предлагают носить не только на голую руку, но и поверх перчаток. Помимо крупных браслетов в тренде большие серьги из нескольких элементов.

Saint Laurent весна-лето 2022
Saint Laurent весна-лето 2022

Подвески на длинных цепях и ремни-цепочки

Подвески на длинных цепочках, многослойные цепи на талию и бедра снова на пике популярности. Ювелирные тренды интегрирует в свой образ Рианна, сочетая многослойные ожерелья, подвеску с большим крестом и камнями, массивный браслет на запястье и ремень-цепочку. К слову, такие кресты на длинных цепях или бусах были популярны ещё в начале девяностых

Рианна
Рианна

Sustainability

Идеология заботы об экологии отразилась и на ювелирном рынке. Природные материалы и камни гармонично вписываются в современную модную картину sustainability. Ювелиры зачастую вдохновляются природой и создают украшения, которые напоминают натуральные объекты: листья, цветы, деревья, горы, фигурки животных. Но тренд на натуралистичные украшения работает несколько иначе. Из внешнего мира ювелиры берут то, что создано природой, например ракушки. Создаются украшения и из дерева: этот материал несёт в себе отсылку к культурным национальным кодам и народным промыслам.

Руки, усыпанные кольцами из желтого золота с разноцветными фианитами, уже давно считаются признаком дурного вкуса, а не богатства.-8

Украшения из детства

Влияние поколения Z отслеживается в тенденции носить «детские» и причудливые украшения с разноцветными камнями, бисером, бусинками и стеклянными прозрачными элементами. Такие украшения могут гармонично смотреться не только в образе для вечеринки или прогулки, но и дополнить повседневный неброский комплект одежды. К слову, на эту моду повлияли зумеры, которые ещё совсем недавно носили по-настоящему детские украшения.

Coach
Coach

Браслет на плечо

Следующий из «приветов» 2000-х — браслет на плечо. 20 лет назад это изделие блистало на Николь Кидман, Кейт Мосс, Джанет Джексон, певице Алие и многих других звездах. В сезоне 2022 украшение дополнило образы на показах Blumarine, Fendi, Emilio Pucci, Prada, Etro, Tory Burch и других брендов.

Tory Burch
Tory Burch

Драгоценные чокеры

Ещё одно легендарное возвращение — чокеры. Эстетичные ошейники были востребованы в начале нулевых, вернулись в моду в период популярности сети микроблогов Tumblr в 2010-2013 годы, а теперь их носят не только юные школьницы. Ценности трендовых чокеров уделяется больше внимания: в ходу не ленты и «плетенки», а драгоценные металлы и камни, в том числе жемчуг.

Ким Кардашьян
Ким Кардашьян

Несмотря на популярность массивных цепей и драгоценных ожерелий, моды на показную роскошь нет: напротив, она должна быть небрежной. Более того, в 2022 году дорогие изделия — не признак состоятельности, как и дешёвые — бедности. Тренд на осознанное потребление и жизнь по средствам добрался и до ювелирного рынка.

Какие украшения хочет носить поколение Z

Поколение Z — следующее после миллениалов. Это люди, рожденные в период ориентировочно с конца 1990-х по 2010-й год. Сейчас самые старшие зумеры — уже активные и независимые покупатели. Поколение отличается свободолюбием, толерантностью, общественной и политической активностью. Безусловно, черты молодых людей находят отражение в их стиле.

В октябре 2021 года бренд Pandora выпустил коллекцию, вдохновленную поколением Z — Pandora Me. По мнению создателей ключевые слова, отражающие ценности зумеров — решительность, свобода, отсутствие страха заявить о себе. Коллекцию составили подвески в виде эмодзи, изделия с киберэстетикой, цепи с крупными звеньями.

Pandora Me
Pandora Me

В украшениях для зумеров читается символичность и минимализм. Фешен-эксперты часто отмечают, что современная молодежь не зациклена на количестве и дороговизне ювелирных украшений.

«Я не уверена, что поколению Z важны украшения: всё-таки зеды больше про минимализм, чем любое другое поколение. Они чаще тратят деньги на путешествия и концерты любимых исполнителей, чем на вещи и украшения. Мне кажется, их ювелирка странной формы, в ней отсутствуют камни и другие лишние детали. Ювелирные украшения должны символизировать базовые ценности зумеров: принятие себя и свободу самовыражения», — рассказала изданию Flacon magazine Анастасия Попелыше, инфлюенсер и создательница цветочного бренда биз’у.

 Концепт-стор дизайнерских украшений 12
Концепт-стор дизайнерских украшений 12

Вопреки мнениям об абсолютной любви молодежи к минимализму встречаются зумеры, готовые украшать каждый сантиметр своего тела. Яркий представитель поколения Z тик-ток блогер Валя Карнавал — поклонница трендовых украшений, среди которых — тяжелые серьги, широкие и геометричные кольца с буквенной символикой. Кроме того, Валя часто интегрирует в свой стиль элементы детских украшений и разноцветные недрагоценные изделия.

Тиктокерша Валя Карнавал
Тиктокерша Валя Карнавал

Зумеры ценят уникальность, поэтому украшения ручной работы по индивидуальному заказу у них пользуются популярностью. Тренд на украшения ручной работы гармонично сочетается с идеологией экодвижения. В России заказы на кольца, браслеты и другие аксессуары из дерева и смолы принимает мастерская ritewood.

Кольцо ручной работы из смолы от ritewood
Кольцо ручной работы из смолы от ritewood

Важная ценность зумеров — смелость быть собой и быть терпимым к другим людям. Бренд украшений из полированного металла Rayya пример того, как ювелирная марка может нести посыл в общество и призывать к изменениям. Одно из изделий выполнено в виде символа «Лямбда», который отражает поддержку и принятие ЛГБТ-сообщества. Стоит отметить и то, что подвески Rayya выглядят как 3D-модель, что делает отсылку к цифровой эпохе и осовременивает бренд.

Rayya
Rayya

Хороший способ адаптироваться под современного покупателя — создавать агендерные украшения. Уральская марка Moonswoon допускает вероятность того, что кольца с сердечками будут носить и мужчины.

Moonswoon
Moonswoon

Новаторы-зумеры догадались, что носить украшения можно не только привычными способами. Молодые люди надевают изделия не только на запястья, пальцы, шею и мочки ушей, но и на щиколотки, голову, ногти, в нос, губы и другие места пирсинга. Испанский бренд MAM создает необычные браслеты на ноги, «обручи» на голову, причудливой формы серьги. К слову, марка делает украшения для лица таким образом, чтобы их можно было носить без проколов.

MAM
MAM

Главный вывод для тех, кто хочет запускать свой бренд украшений

Важно не просто следовать тенденциям, а нести историю через весь бренд. Современный покупатель охотно приобретает вещи с историей, транслирующие определенный образ жизни или мировоззрение. Ранее мы рассказали о запуске ювелирного бренда как сериала.

Рекомендации при создании ювелирной коллекции:

  • Иметь в виду рост экоактивизма. Украшения не приносят такого вреда экологии, как производство одежды, но и здесь есть нюансы. Показать свою приверженность к культуре «экофрендли» можно с помощью украшений из дерева, натуральных камней, смолы и других природных материалов.
  • Не стоит ориентироваться на микротренды.
  • Учитывать интерес молодого поколения к игровой индустрии и цифровому искусству. Если создатель бренда хочет видеть среди своих покупателей зумеров, ему стоит обратить внимание на дизайн изделий с киберспортивной тематикой и 3D.
  • Ориентироваться на качество. Современный потребитель хорошо ориентируется в реальной стоимости предмета. Покупателей, которые внимательно изучают специфику рынка, труднее заставить переплатить.
  • Подчеркивать ценность ручных работ и уникальность.
  • Избегать дороговизны. Даже такой легендарный бренд, как Tiffany&Co в последние годы терпит убытки. Пандемия помогла осознать людям, что есть более важные вещи, чем количество бриллиантов в кольце.
  • Ориентация на комфорт.
  • Необязательно создавать сеты с одинаковыми украшениями. Лучше предложить покупателю разнообразные гармоничные сочетания.
Славянский оберег «Лунница» из серебра. Ручная работа Nord Lights
Славянский оберег «Лунница» из серебра. Ручная работа Nord Lights

Какие тренды внедрять, чтобы украшения были востребованными и долговечными:

  • Sustainability и экофрендли. Природные материалы, в том числе необработанные.
  • Популярность культурных кодов, национальных и народных элементов, ремесленных техник.
  • Мифология, легенды и фэнтезийные миры. Например, российский ювелирный бренд Nord Lights сосредоточен на эстетике северных народов, скандинавских мифов и языческих символов.
  • Минимализм. У этого мегатренда всегда будут приверженцы.
  • Гендерная нейтральность.
  • Все, что связано с новыми технологиями, игровыми и виртуальными мирами, космической тематикой.
  • Зумерские ценности: свободолюбие, смелость, ориентация на свои чувства, любовь к комфорту.

На каждый формат и дизайн найдется свой покупатель. Люди не боятся экспериментировать и не стремятся к покупке одинаковых вещей. Это даёт большую свободу выбора концепции бренда. О том, как молодому ювелирному бренду заявить о себе, мы рассказываем на курсе «Управление брендом украшений».