Система быстрых платежей (СБП) набирает популярность благодаря простоте внедрения для бизнеса и возможности экономить по 3% на эквайринге. Комиссия при работе через СБП — 0,7 %. В среднем это в 3–5 раз меньше, чем при использовании эквайринга. Выглядит заманчиво, особенно для тех, у кого прибыль с товара до 10%.
Сервис получил название «куайринг» и… оброс мифами. Так уж вышло, что в нашей стране в любом выгодном решении принято искать подвох.
Давайте разберемся, все ли вы знаете о Системе быстрых платежей. И правдиво ли то, что вы знаете.
Гипотеза № 1. СБП — что-то вроде мобильного или интернет-банкинга
Неправда.
Мобильный и интернет-банкинги — инструменты дистанционного обслуживания. Буквально отдел банка в вашем смартфоне или браузере.
СБП не дублирует функции личного кабинета. Это сервис, который обеспечивает возможность приема «безналички» еще одним способом.
Гипотеза № 2. СБП — это денежные переводы, только быстрые
Правда на 50 %.
Через Систему быстрых платежей можно не только моментально перевести деньги с одного счета на другой, но и оплатить товар или услугу по QR-коду.
Гипотеза № 3. QR-код — это картинка, в нем нельзя зашифровать значимую информацию
Неправда.
QR-код способен вместить до 7 089 цифр или 4 296 знаков, включая спецсимволы. В нем могут быть зашифрованы:
- URL сайта, паблика, фото-, видеохостинга;
- геолокация;
- сведения о продукте, включая цену;
- физический адрес;
- номер телефона.
Гипотеза № 4. В QR-коде могут зашифровать что угодно, расплачиваться по нему опасно
Правда на 50 %.
Оплата товаров и услуг по QR-коду ничуть не опаснее операций, совершаемых в мобильном банке. В плане защищенности сервис даже выигрывает: похищенные номера и ПИН-коды карт используются для краж. Имея на руках только номер телефона, провернуть мошенничество намного сложнее.
Но доля правды в этом убеждении все же есть. Так, в 2017 в Гуанчжоу злоумышленники украли у населения около 90 млн юаней (14,5 млн долларов), подменяя статические QR-коды.
Гипотеза № 5. Если зайти на сайт с телефона, то нельзя отсканировать QR-код. СБП не подходит для интернет-магазинов!
Правда. Но вывод неверен.
Дело в банковских реквизитах. Вместо QR-кодов на сайтах онлайн-магазинов используются кнопки со скриптами, которые содержат данные для приема безналичной оплаты. Покупатель «клацает» по иконке СБП, а система переадресует его на платежную форму банка. Остается подтвердить перевод.
Гипотеза № 6. Через СБП нельзя оплатить дорогую вещь
Правда.
Хотя — стоп! Что значит «дорогую»? Стоимостью свыше 600 000 р. Правило работает для клиентов Тинькофф. Остальные банки лимитируют разовый платеж суммой в 150 000 р.
Гипотеза № 7. Оплата по QR-коду — для одного продукта! Выгодно только предприятиям сферы услуг и заправкам
Правда. Но вывод неверен.
Дело в том, что банк-партнер генерирует или позволяет предпринимателям создавать в приложении QR-коды двух типов — статические и динамические.
Первые содержат только данные продавца и действительно сужают область применения.
В динамических же QR-кодах зашифровывают сведения о товаре, включая цену, а срок их действия — от 5 минут до 90 дней. Продавец может генерировать или запрашивать у банка QR-код того типа, который ему требуется.
Бонус: банки практически не подключают самозанятых к эквайрингу, поэтому куайринг для них — лучшее решение.
Гипотеза № 8. Через СБП нельзя оплачивать подписки
Правда.
Пока нельзя, но банки активно работают над этим. Возможно, уже скоро такая опция появится.
Гипотеза № 9. СБП отпугивает клиентов и ухудшает конверсию
Неправда.
QR-код, размещенный в кассовой зоне, или кнопка на сайте интернет-магазина не влияет на решение клиента купить продукт. Люди, привыкшие расплачиваться картами, будут и дальше так делать — речь о замене эквайринга куайрингом не идет. Зато «продвинутые» покупатели с радостью воспользуются новым способом оплаты.
Так конверсию можно повысить, но никак не понизить.
Гипотеза № 10. Из-за оплаты через СБП покупатели лишатся кешбэка
Правда.
Банки-участники СБП берут с подключенных предпринимателей низкую комиссию: 0,4 % — с льготников, например, предприятий сферы ЖКХ, благотворительных организаций и 0,7 % — с остальных. А кэшбэк формируется из части прибыли, полученной от эквайринга.
Гипотеза № 11. СБП — только для покупателей со смартфонами
Правда.
Людям, у которых нет смартфонов с камерами и банковскими приложениями, нечем отсканировать и обработать QR-код.
Гипотеза № 12. На клиентах со смартфонами особо не сэкономишь
Неправда.
К концу 2020 в России было около 95,3 % пользователей смартфонов (по статистике компании Forward Leasing). Каждый из них потенциально готов к расчету за товары и услуги с гаджета по QR-коду. Это проще и быстрее, чем оплата банковской картой.
Гипотеза № 13. При оплате через СБП нельзя вернуть деньги клиенту
Неправда.
Можно, причем моментально! Продавец получает оплату за товар или услугу в течение нескольких секунд, а не суток, как при использовании эквайринга. При возврате покупатель предъявляет чек, сообщает свой номер телефона и название банка, в котором держит счет. Продавец переводит деньги, они поступают клиенту сразу. Не нужно ждать несколько дней.
Гипотеза № 14. В сервисах СБП нет холдов, гостиницам не подходит
Правда.
Не подходит гостиницам и точкам проката авто. Контраргумент у поклонников Системы быстрых платежей такой: мол, можно же списывать большие суммы. Потом компания просто вернет клиентам разницу. Резонно, но это не холд: заморозка денег — не списание.
Гипотеза № 15. Система быстрых платежей — разработка Центробанка России. Ее поддерживают только крупные банки
Правда на 50 %.
В 2022 перечень участников СБП насчитывает более 200 организаций. Центробанк России обязал значимые банки подключаться к системе и собирается требовать этого от всех остальных.
Остались вопросы? Читайте статью в нашем блоге! Подробно и понятно рассказываем о том, что такое Система быстрых платежей.
#куайринг #СБП #Система быстрых платежей #QR-код #Тинькофф #СберБанк #оплата по QR-коду