Безусловная королева авангардной моды. Спустя почти 70 лет сегодня фамилия Скиапарелли вновь популярна. А ведь в свое время основательница бренда не уступала всем известной Коко Шанель и была ее главное конкуренткой.
Это Эльза Скиапарелли придумала использовать застежки-молнии в женской одежде, встроенные бюстгалтеры и "шокирующий розовый" цвет так всем нам знакомый. Одни ее наряды были очень удобными и практичными, как спортивная одежда, с которой она открыла свой Модный Дом в Париже. Другие - поражали своей экстравагантностью.
Модный в те годы во Франции сюрреализм потрясающе проявился в нарядах от Эльзы Скиапарелли. Это был прорыв, переворот в моде. Никто до нее не позволял такого. Смелость самовыражения прочно вписала Эльзу Скиапарелли в историю моды. О ее вкладе и будет эта статья.
"Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серенький костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других." ©
Интерес к одежде Эльза проявляла с детства. На чердаке, где её мать хранила свои старые наряды, она подолгу любовалась найденными сокровищами. Родители были аристократами, поэтому она с детства была окружена предметами искусства и впитывала прекрасное.
После учебы в Римском университете, где будущая кутюрье изучала философию, Эльза решила жить самостоятельно и отправилась в Лондон, в качестве гувернантки. Там она вышла замуж и переехала с мужем в Нью-Йорк. Откуда она вскоре вернулась, без мужа, но с дочкой, у которой диагностировали церебральный паралич. На лечение нужны были деньги, а значит работа.
В Париже Эльза попала в дом Моды Поля Пуаре, знаменитого модельера того времени. Там, придя в восторг от его нарядов, Эльза и решила заниматься модой.
Первую популярность ей принесли свитера с рисунками, имитирующими банты и шарфы. Свитера имели большой успех, заказы поступали один за другим. Американский «Vogue» назвал эту модель «шедевром».
В 1929 году Эльза открыла магазин «Pour le Sport»(«Всё для спорта»), где продавались готовые костюмы для гольфа, тенниса, катания на коньках и пляжного отдыха, свитеры с узорами, платья из джерси. Капсульный гардероб - тоже изобретение Эльзы Скиапарелли. Придуманный ею повседневный костюм из 6 предметов можно было носить целый день по-разному, комбинируя вещи.
Примечательно, но Эльза совсем не умела шить, зато прекрасно рисовала. И дружила с известными художниками того времени. Дружба с Сальвадором Дали явно читается во многих ее работах.
В 1930-е годы Модный Дом Эльзы Скиапарелли стал одним из ведущих в Париже. Она производила всю одежду - от спорта до вечерних нарядом, также бижутерию и духи. Там одевались знаменитости того времени.
Экспериментировала Эльза не только с фасонами, но и с материалами. Она пускала в ход нейлон, бумагу, целлофан, клеёнку. Даже работая с традиционными тканями, Скиап (так сокращенно ее называли) зачастую использовала их необычным образом, например, из тафты, обработанной таким образом, чтобы та стала водонепроницаемой, делала дождевики.
Пуговицы на её одежде всегда были нетрадиционными, они могли представлять собой всё, что угодно – фигурки животных, насекомых, сказочных персонажей, могли быть сделаны из золотых монет, из дерева, из пластика, но ни одна пуговица не выглядела так, как должна выглядеть пуговица.
Застежку - молнию, хоть и придумали еще до нее, но никак не могли приспособить для женской одежды. Ее использовали в основном для дорожных сумок. Эльза пробовала ее использование в женской одежде, хотя на тот момент популярности она (застежка) все же не получила.
В 1936г. она явила Миру свой фирменный цвет - ярко розовый, шокирующий. О нем она сама говорила так:
Яркий, невозможный, дерзкий, привлекательный, жизнеутверждающий, как будто соединились воедино весь свет, все птицы и все рыбы в мире… шокирующий цвет». Свою автобиографию, яркую, как этот розовый, она впоследствии назовёт «Моя шокирующая жизнь».
Она прославилась купальниками с более открытой, чем было принято, спиной, в которых прозрачные бретели, не мешавшие загару, экстравагантными принтами на платьях, шарфами и съёмными меховыми воротниками, шляпкой в виде вязаного колпачка-трубы, которую можно было укладывать на голове несколькими способами (модель, оказавшаяся настолько популярной, что однажды Скиап не выдержала и приказала уничтожить все остававшиеся экземпляры).
В её модном доме стали шить твидовые юбки-брюки и брючные костюмы для женщин, несмотря на то, что эти предметы гардероба, начавшие проникать в женскую моду в середине XIX века, но упорно считающиеся исключительно мужскими, вызывали в обществе споры и раздор. Она же придумала модель брюк - кюлоты, которые были очень популярны в наше время всего пару лет назад. Скиапарелли создавала одежду, которая была одновременно и авангардной и удобной.
Она же стала родоначальницей современных показов мод. То, как Эльза презентовала свои новые модели, можно смело назвать отдельным видом искусства. Скиапарелли превратила обычные дефиле в Fashion Show – праздничные и яркие шоу, на которых выступали именитые артисты. Пресс-релизы она печатала прямо на тканях, а на подиум выпускала нетипичных для того времени худощавых манекенщиц. Кроме того, именно она стала первой, кто давал модным показам названия : «Стой, смотри и слушай», «Бабочки», «Современная комедия, «Музыка», «Возвращение тюрнюра», «Цирк», «Астрологическая коллекция», «Язычник» и др.
Необычные материалы она использовала и для создания бижутерии : китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик и стеклянные стразы. Ее украшения быстро полюбились модницам того времени.
Необычные детали, аксессуары, материалы и рисунки на ткани стали узнаваемыми, ими восхищались, их копировали. В её бутик заходили не только купить что-нибудь, но и полюбоваться необычной обстановкой, проникнуться царящей в этом месте атмосферой весёлого безумия, чего стоило одно только ярко-розовое чучело медведя в светло-лиловом атласном пальто!
Конец блестящей карьеры Эльзы Скиапарелли положила Вторая мировая война. Ей пришлось уехать в Нью-Йорк. После войны по возвращению в Париж она так и не смогла вернуть свою популярность. Миром моды стал править Кристиан Диор. Эльза закрыла свой Модный Дом, оставив только выпуск духов и аксессуаров, и полностью посвятила себя дочке и внучкам.
Скончалась Эльза Скиапарелли в 1973 году и согласно ее просьбе ее похоронили в пижаме ее любимого цвета - "шокирующего розового"
"Понадобились годы, чтобы понять: единственный настоящий грех тот, что направлен против божественной искры во мне самой, которую принято называть душой". ©
Так много нового привнесла Эльза Скиапарелли в мир моды. Настоящий новатор и вдохновение миллионов!
Сегодня Модный Дом Скиапарелли переживает свое Возрождение. Дизайнерам удается также восхищать умы модных критиков и прекрасно продолжать основные идеи Эльзы.
Об этом я расскажу в следующих публикациях.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновления.