Найти тему
Ellen Bridal

Эльза Скиапарелли - вдохновение миллионов

Безусловная королева авангардной моды. Спустя почти 70 лет сегодня фамилия Скиапарелли вновь популярна. А ведь в свое время основательница бренда не уступала всем известной Коко Шанель и была ее главное конкуренткой.

Это Эльза Скиапарелли придумала использовать
застежки-молнии в женской одежде, встроенные бюстгалтеры и "шокирующий розовый" цвет так всем нам знакомый. Одни ее наряды были очень удобными и практичными, как спортивная одежда, с которой она открыла свой Модный Дом в Париже. Другие - поражали своей экстравагантностью.

Модный в те годы во Франции сюрреализм потрясающе проявился в нарядах от Эльзы Скиапарелли. Это был прорыв, переворот в моде. Никто до нее не позволял такого. Смелость самовыражения прочно вписала Эльзу Скиапарелли в историю моды. О ее вкладе и будет эта статья.

"
Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серенький костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других." ©

Знаменитое платье - скелет, 1930-е
Знаменитое платье - скелет, 1930-е

Ин­те­рес к одеж­де Эльза про­яв­ля­ла с детс­тва. На чер­да­ке, где её мать хра­нила свои старые на­ряды, она подолгу лю­бовалась найденными сок­ро­вища­ми. Родители были аристократами, поэтому она с детства была окружена предметами искусства и впитывала прекрасное.

После учебы в Рим­ском уни­вер­си­тете, где будущая кутюрье изу­чала фи­лосо­фию, Эльза ре­шила жить самостоятельно и от­пра­вилась в Лон­дон, в ка­чес­тве гувернантки. Там она вышла замуж и переехала с мужем в Нью-Йорк. Откуда она вскоре вернулась, без мужа, но с дочкой, у которой диагностировали церебральный паралич. На лечение нужны были деньги, а значит работа.

В Париже Эльза попала в дом Моды
Поля Пуаре, знаменитого модельера того времени. Там, придя в восторг от его нарядов, Эльза и решила заниматься модой.
Первую популярность ей принесли
свитера с рисунками, имитирующими банты и шарфы. Сви­тера име­ли большой ус­пех, заказы поступали один за другим. Аме­рикан­ский «Vogue» на­звал эту мо­дель «ше­дев­ром».

В 1929 году Эльза открыла магазин «Pour le Sport»(«Всё для спорта»), где продавались готовые костюмы для гольфа, тенниса, катания на коньках и пляжного отдыха, сви­теры с узо­рами, платья из джер­си. Капсульный гардероб - тоже изобретение Эльзы Скиапарелли. Придуманный ею повседневный костюм из 6 предметов можно было носить целый день по-разному, комбинируя вещи.

Примечательно, но Эльза совсем не умела шить, зато прекрасно рисовала. И дружила с известными художниками того времени. Дружба с Сальвадором Дали явно читается во многих ее работах.

В 1930-е годы Модный Дом Эльзы Скиапарелли стал одним из ведущих в Париже. Она производила всю одежду - от спорта до вечерних нарядом, также бижутерию и духи. Там одевались знаменитости того времени.

Экспериментировала Эльза не только с фасонами, но и с материалами. Она пускала в ход ней­лон, бу­магу, цел­ло­фан, кле­ён­ку. Да­же работая с традиционными тка­нями, Скиап (так сокращенно ее называли) за­час­тую ис­поль­зо­вала их не­обыч­ным об­ра­зом, например, из таф­ты, об­ра­ботан­ной таким образом, что­бы та ста­ла во­донеп­ро­ница­емой, де­лала дож­де­вики.

Дождевик Скиапарелли
Дождевик Скиапарелли

Пу­гови­цы на её одеж­де всег­да бы­ли нетрадиционными, они мог­ли представлять собой всё, что угодно – фигурки животных, насекомых, сказочных персонажей, могли быть сделаны из зо­лотых мо­нет, из де­рева, из плас­ти­ка, но ни од­на пу­гови­ца не выг­ля­дела так, как дол­жна выг­ля­деть пу­гови­ца.

Застежку - молнию, хоть и придумали еще до нее, но никак не могли приспособить для женской одежды. Ее использовали в основном для дорожных сумок. Эльза пробовала ее использование в женской одежде, хотя на тот момент популярности она (застежка) все же не получила.

Первое платье с молнией
Первое платье с молнией

В 1936г. она явила Миру свой фирменный цвет - ярко розовый, шокирующий. О нем она сама говорила так:
Яр­кий, не­воз­можный, дер­зкий, прив­ле­катель­ный, жиз­не­ут­вер­жда­ющий, как буд­то со­еди­нились во­еди­но весь свет, все пти­цы и все ры­бы в ми­ре… шо­киру­ющий цвет». Свою ав­то­би­ог­ра­фию, яр­кую, как этот ро­зовый, она впос­ледс­твии на­зовёт «Моя шо­киру­ющая жизнь».

Жа Жа Габор платье Schiaparelli в фильме Мулен Руж, 1952г
Жа Жа Габор платье Schiaparelli в фильме Мулен Руж, 1952г

Она прославилась ку­паль­ни­ками с бо­лее от­кры­той, чем было принято, спи­ной, в которых проз­рачные бре­тели, не ме­шав­шие за­гару, экстравагантными прин­тами на плать­ях, шар­фами и съ­ём­ными меховыми во­рот­ни­ками, шля­пкой в ви­де вя­зано­го кол­пачка-тру­бы, ко­торую мож­но бы­ло ук­ла­дывать на го­лове нес­коль­ки­ми спо­соба­ми (мо­дель, ока­зав­ша­яся нас­толь­ко по­пуляр­ной, что од­нажды Скиап не вы­дер­жа­ла и при­каза­ла унич­то­жить все ос­та­вав­ши­еся эк­зем­пля­ры).


В её модном доме стали шить
тви­довые юб­ки-брю­ки и брючные костюмы для женщин, несмотря на то, что эти предметы гардероба, начавшие проникать в женскую моду в середине XIX века, но упорно считающиеся исключительно мужскими, вызывали в обществе споры и раздор. Она же придумала модель брюк - кюлоты, которые были очень популярны в наше время всего пару лет назад. Скиапарелли создавала одеж­ду, ко­торая бы­ла од­новре­мен­но и авангардной и удоб­ной.

Она же стала родоначальницей современных показов мод. То, как Эльза презентовала свои новые модели, можно смело назвать отдельным видом искусства. Скиапарелли превратила обычные дефиле в Fashion Show – праздничные и яркие шоу, на которых выступали именитые артисты. Пресс-релизы она печатала прямо на тканях, а на подиум выпускала нетипичных для того времени худощавых манекенщиц. Кроме того, именно она стала первой, кто давал модным показам названия : «Стой, смотри и слушай», «Бабочки», «Современная комедия, «Музыка», «Возвращение тюрнюра», «Цирк», «Ас­тро­логи­чес­кая кол­лекция», «Языч­ник» и др.

Необычные материалы она использовала и для создания бижутерии : китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик и стеклянные стразы. Ее украшения быстро полюбились модницам того времени.

Не­обыч­ные де­тали, ак­сессу­ары, ма­тери­алы и ри­сун­ки на тка­ни ста­ли уз­на­ва­емы­ми, ими восхищались, их ко­пировали. В её бу­тик за­ходи­ли не толь­ко ку­пить что-ни­будь, но и по­любо­вать­ся не­обыч­ной об­ста­нов­кой, про­ник­нуть­ся ца­рящей в этом мес­те ат­мосфе­рой ве­сёло­го бе­зумия, че­го сто­ило од­но толь­ко яр­ко-ро­зовое чу­чело мед­ве­дя в свет­ло-ли­ловом ат­ласном паль­то!

Конец блестящей карьеры Эльзы Скиапарелли положила Вторая мировая война. Ей пришлось уехать в Нью-Йорк. После войны по возвращению в Париж она так и не смогла вернуть свою популярность. Миром моды стал править Кристиан Диор. Эльза закрыла свой Модный Дом, оставив только выпуск духов и аксессуаров, и полностью посвятила себя дочке и внучкам.
Скончалась Эльза Скиапарелли в 1973 году и согласно ее просьбе ее похоронили в пижаме ее любимого цвета - "шокирующего розового"

"Понадобились годы, чтобы понять: единственный настоящий грех тот, что направлен против божественной искры во мне самой, которую принято называть душой". ©

Так много нового привнесла Эльза Скиапарелли в мир моды. Настоящий новатор и вдохновение миллионов!

Сегодня Модный Дом Скиапарелли переживает свое Возрождение. Дизайнерам удается также восхищать умы модных критиков и прекрасно продолжать основные идеи Эльзы.
Об этом я расскажу в следующих публикациях.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновления.