Как понять, что у ребёнка нарушение сенсорной интеграции и диспраксия, а не неуклюжесть и невнимательность?

133 прочитали
Чувствительность кожи и двигательные рефлексы формируются у ребёнка в утробе на 8й неделе беременности.

Чувствительность кожи и двигательные рефлексы формируются у ребёнка в утробе на 8й неделе беременности. Дисфункцию можно начать распознавать примерно в 2-2,3 года, когда у ребёнка должна появиться фразовая речь (Мама, дай/папа, иди/киса, на), но ее все еще нет.

На каких пробах проверить?

Различение тактильных стимулов:
-идентификация пальца (к какому пальцу прикасаюсь).
-мануальное восприятие формы (определение формы предмета с помощью манипуляции с ним, можно с муфтой или закрытыми глазами).
-локализация тактильных стимулов (прикосновение к руке разными предметами: мягкими, твёрдыми, шершавыми, гладкими, холодными, тёплыми, пушистыми; у ребёнка закрыты глаза «чем потрогала ручку?»).

Переработка вестибулярной и проприоцептивной информации:
-гравитационная неуверенность, держится за взрослого или опирается на стену, но сам не держит равновесие (проверяется заданием, стоя на одной ноге, стоя двумя ногами на бордюре, на ступеньке).
-кинестезия/проприоцепция (мышечное ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве; проба: разгибание в положение лежа на животе, удержание головы при подъёме из положения лёжа на спине).

Праксис:
-постуральный праксис (повторение за взрослым необычных поз, с 3 лет повторяет).
-динамический праксис (воспроизведение последовательности движений «руки вверх-руки в сторону-хлопок»).
-билатеральная координация (плавность скоординированных движений рук и ног - прыжки в положении ноги вместе с 2 лет; прыжки на одной ноге с 3,5 лет; подпрыгивание с разведением рук и ног с 4 лет; после 5 лет прыжки с попеременным выбрасыванием вперёд противоположных ног и рук).
-оральный праксис (воспроизводить положение губ, языка и челюсти: улыбка, губы в трубочку, язык вытянуть вперёд, влево-вправо, вверх-вниз).

Восприятие формы и пространственных характеристик, зрительно-моторная координация и конструирование:
-моторная точность после 5 лет (проводить линию ручкой);
-координация глаз-рука: в 2 года щипковым захватом ребёнок кидает в копилку фишки или монетки.
-копирование рисунка после 5 лет (воспроизведение двухмерных фигур - круг, квадрат).
-пространственные представления (величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов; здесь же визуально-ритмический ряд, моторное планирование: ряд 1:1 - шишка, ложка, шишка, ложка, - ряд должен быть ровный, не смещаться в сторону). В 2 года говорящий ребёнок уже умеет выкладывать такой ряд, так как формирование упреждающего синтеза формируется до появления речи.
-восприятие фигуры, фона (способность сосредоточиться на чем-то и заблокировать фон; найти персонажа на сюжетной картинке).
-конструктивный праксис (складывать по образцу; в 2 года ребёнок может повторить дорожку из палочек за взрослым).

Сенсорная модуляция:
-Избегает прикосновения, остро реагирует на некоторые звуки, закрывает уши, боится прикасаться к некоторым предметам (шишки, шерстяные изделия).
-или наоборот подносит телефон с музыкой близко к уху, засовывает руки полностью в контейнер с сыпучкой.
-гипотеза обратимости: ребёнок ранее спокойно относился к какому-то предмету или звуку, теперь воспринимает его как нечто неприятное, вызывающее тревогу.
-коммуникативный дефицит, общение формальное, в коллективе старается быть один.