45 подписчиков

Как сделать презентацию: пошаговая инструкция для новичков

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме. С помощью графика можно объяснить большой объем цифр важному инвестору, а с помощью интерактива — закрепить знания у целой группы студентов. Набор слайдов помогает последовательно двигаться от проблемы к решению, и аудитория успевает воспринять главную идею докладчика.

В статье вы найдете конкретные советы, как делать презентацию, чтобы каждый человек в зале вас понял. Узнаете, в каких программах можно создать классный макет и почему PowerPoint — прошлый век. В финале вас ждет подробная инструкция, как создать презентацию на компьютере — со скриншотами и на конкретном примере.

Основные виды презентаций

Все виды презентаций можно условно разделить на три типа: маркетинговые, корпоративные и информационные. Их можно оформить в электронном виде или на бумаге, но бумажный носитель не будет так эффективен, как мультимедийный слайд.

Почему на встречу со слушателем лучше принести флешку, а не буклеты, набранные в ворде? Людям сложно читать с листа и одновременно слушать выступающего. Взгляду приходится все время переключаться, внимание рассеивается и часть информации утекает вникуда. А когда спикер самостоятельно управляет страницами и указывает аудитории на экран, внимание всего зала находится в одной точке.

Поэтому мы посмотрим, как работают именно электронные презентации — в каких случаях они полезны и в чем особенность каждого типа.

Маркетинговые презентации

Основная цель маркетинга — продажа, поэтому маркетинговая презентация всегда направлена на то, чтобы продемонстрировать пользу.

Презентация компании. Работает на имидж фирмы и строит новые связи с аудиторией. С ее помощью бизнес закладывает в сознание аудитории положительный образ компании, демонстрирует собственные преимущества и отстраивается от конкурентов.

Слушатели узнают об истории бренда и его нынешней позиции на рынке, знакомятся с миссией и ценностями, основной деятельностью и достижениями. Как делать слайды, чтобы укрепить доверие и авторитет? В рассказе о предприятии можно упомянуть о влиятельных партнерах или клиентах, а также познакомить аудиторию с командой.

История развития Икеа, слайд презентации
История развития Икеа, слайд презентации

Презентация услуги или товара. Действует с позиции выгоды для клиента. В ней важно раскрыть, какими характеристиками и преимуществами обладает продукт, какие потребности и «боли» потребителя закрывает. Компания также должна знать основные сомнения аудитории, поэтому часть слайдов посвящаются отработке возражений. В финале обычно располагается CTA — призыв к действию.

Кадр знаменитой презентации iPhone 4 Стива Джобса
Кадр знаменитой презентации iPhone 4 Стива Джобса

Коммерческое предложение. Обычно небольшого содержания, до десяти слайдов. В них не требуется рассказывать о компании, поскольку коммерческие предложения отправляют уже «прогретым» клиентам. В презентации в лаконичной форме даются цифры и факты, доказывающие выгоду работы с организацией. Если презентация продукта может включать в себя неограниченное количество креатива, то КП оформляются в сдержанном стиле и умеренных цветах. Главное в них — не развлечь и впечатлить, а донести суть предложения.

Пример слайда коммерческого предложения для проекта Qiwi
Пример слайда коммерческого предложения для проекта Qiwi

Разновидностью коммерческого предложения можно считать медиа-кит. Это презентация, созданная СМИ, блогом, радиостанцией. Медиа-кит может включать информацию об издании и анализ целевой аудитории. Его суть — предложить клиентам разместить рекламу или стать участником промоакции.

Ивент-презентация. Рассказывает о предстоящем мероприятии или отчитывается о прошедшем событии. Объем больше, чем в предыдущих видах — до полусотни страниц с инфографикой, фотографиями и видео с ивент-площадки. Зритель после просмотра такой презентации должен загореться желанием побывать на мероприятии, купить билет или зарегистрироваться как гость, если ивент бесплатный.

Начальный слайд ивент-презентации Медиа-Банка
Начальный слайд ивент-презентации Медиа-Банка

Портфолио. В нем хранятся лучшие работы и кейсы компании или отдельного лица. С помощью портфолио можно заниматься самопродвижением — это актуально для фрилансеров, экспертов разных отраслей, студентов. Задача такой презентации — продемонстрировать профессионализм и способности автора, получить доверие аудитории. Желательно не делать портфолио слишком большим, не собирать в нем «все, что было», а выделить наиболее удачные образцы.

Страница портфолио дизайнера интерьеров Никитиной Татьяны
Страница портфолио дизайнера интерьеров Никитиной Татьяны

Корпоративные презентации

Используются для коммуникации внутри предприятия — между отделами, между подчиненными и руководством, между hr-отделом и соискателем. В закрытых внутрикорпоративных презентациях оформление носит строго регламентированный характер — в годовом отчете по финансам особо не покреативишь. А вот для обучения или подбора новых сотрудников дизайн слайдов может быть более свободным.

Презентация для акционеров и инвесторов. Если предприятие коммерческое и работает в формате акционерного общества, в его интересах поддерживать диалог с партнерами. Несколько раз в год компания готовит презентации для инвесторов, в которых отчитывается о полученных результатах, сообщает о достижениях и делает прогнозы на будущее. Формат популярен для таких мероприятий, например, как демо-день или День инвестора.

Слайд из презентации ВТБ, подготовленной для акционеров банка
Слайд из презентации ВТБ, подготовленной для акционеров банка

Годовой отчет. Готовится для потенциальных инвесторов и акционеров и обычно размещается на сайте организации. В годовом отчете анализируют динамику развития компании, объясняют бизнес-модель, планируют мероприятия по развитию предприятия и, конечно, считают деньги. Презентация по итогам года всегда объемна, поскольку захватывает разные направления деятельности. В ней может находиться от 50 до 200 страниц!

Одна из страниц годового отчета Росатом Академии
Одна из страниц годового отчета Росатом Академии

Отчет об устойчивом развитии. Этот вид касается нефинансовой деятельности компании. Отчет сообщает, какой вклад сделала компания в развитие социально-экономических условий жизни общества. Затрагиваются вопросы экологии, безопасности труда, защиты прав человека и многие другие. Форма такой презентации строго регламентирована внутренними документами, российским законодательством и международными требованиями. Одним словом, это самая стандартизированная презентация в списке.

Из Отчета об устойчивом развитии за 2020 год от Лукойла
Из Отчета об устойчивом развитии за 2020 год от Лукойла

Onboarding-презентация (для сотрудников). Нацелена на то, чтобы улучшить микроклимат в коллективе, предупредить текучку кадров и повысить доверие сотрудников к компании. Этот вид используют, чтобы упростить адаптацию новых сотрудников. Через онбординг «молодого бойца» знакомят с коллективом, внутренним распорядком и должностными обязанностями, сообщают о корпоративной культуре, принципах и ценностях.

Страница презентации для новых офисных сотрудников компании ERG
Страница презентации для новых офисных сотрудников компании ERG

Как должна выглядеть презентация для сотрудников? Четкого регламента нет. Предприятие само решает, какие из вопросов имеют больший вес и должны быть включены в презентацию — структура компании и ключевые лица, либо то, как получить пропуск или где стоит кулер.

Брендбук. Создает визуальный и идеологический образ компании на рынке. В нем находится информация о том, какие оттенки, шрифты и графика считаются корпоративными, как компания позиционирует себя и какую идею несет. Обычно структура брендбука разбита на три части:

  • миссия и философия бренда;
  • концепция и стандарты;
  • гайдлайн — руководство по фирменному стилю.
Начальный слайд брендбука М.Видео Начальный слайд брендбука М.Видео
Начальный слайд брендбука М.Видео Начальный слайд брендбука М.Видео

Стартап питч дек и презентация инвестиционного проекта. Это разные форматы, но общая цель у них одна — найти инвесторов. Отличие в том, что инвестиционный проект — это действующий бизнес, реальный и с проработанной концепцией, а стартап питч дек — презентация идеи, то есть «бизнес на бумаге». Если мы делаем презентацию готового проекта, для завоевания инвестора нужно использовать реальные цифры и сведения о достижениях. Для питч дека цифры будут примерными, поэтому в него лучше поместить вдохновляющую историю и эмоции.

Питч дек презентация устройства отслеживания домашних животных
Питч дек презентация устройства отслеживания домашних животных

Информационные презентации

Что такое презентация в образовании? Это отличный способ для учителя, чтобы передать знания, а для учащегося, чтобы доказать их наличие. В сегменте среднего образования этот формат рекомендован ФГОС, а в ВУЗах его чаще используют студенты и аспиранты — при защите научной работы.

Обучающая презентация. Не обязательно по школьным предметам — с помощью слайдов можно объяснять, как работать в Adobe Photoshop, как заполнять бланк 3-НДФЛ или стричь кошку. Количество страниц будет зависеть от объема информации, которую нужно передать, а дизайн всего макета и вовсе может быть свободным. Главное, чтобы материал был понятен и хорошо усвоился выбранной возрастной группой.

Обучающая презентация в медицине
Обучающая презентация в медицине

Научная презентация и защита диплома. Содержит основные тезисы научной работы. Знакомит аудиторию с темой, проблемой и актуальностью исследования, основными выводами. Объем зависит от длительности выступления:

  • студенту на защите диплома обычно отводится 7-10 минут;
  • на защите кандидатской диссертации — 15-20 минут;
  • будущие доктора наук презентуют свой труд не менее получаса.

Структура презентации для ВУЗов включает в себя вступительную, теоретическую, практическую и заключительную части. Начальный слайд оформляется как титульный лист.

Страница презентации на защиту диплома Горбач Максима
Страница презентации на защиту диплома Горбач Максима

Этапы подготовки презентации

Как сделать слайды, чтобы во время выступления чувствовать себя уверенно и уложиться в отведенное время? Начинать лучше не с подбора красивых картинок из Pinterest, а с размышления

  • кому,
  • зачем,
  • что вы хотите рассказать.

Нашли ответы — записали. Дальше алгоритм такой:

Сформулируйте тему

Хорошая тема — узкая тема. Чем точнее проблема или вопрос, заключенный в ней, тем проще составлять структуру презентации и выступать перед аудиторией. Вы не будете перескакивать с мысли на мысль, легко удержите внимание слушателей и последовательно придете к запланированному выводу.

Как определить тему? Возьмите все имеющиеся наработки и выделите один конкретный проблемный вопрос. Это и будет названием вашей презентации и основой всего макета. Другой способ — воспользоваться школьным методом анализа текста. Идея метода в том, что внутри каждого абзаца, главы или произведения можно выделить собственную тему. Поищите то самое предложение — обычно главная мысль уже написана. Ее остается только взять и зафиксировать на начальном слайде.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-15

Определите цель

Чтобы определить цель, подумайте, какую эмоцию или действие вы хотите вызвать у людей. Что они должны будут сделать, когда выйдут из зала? Купить акции вашего банка, успешно сдать ОГЭ или стать волонтером? Сформулируйте свои ожидания.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-16

Изучите аудиторию

Как делать презентацию со слайдами, если не знаете, перед кем будете выступать? Никак. Анализ аудитории — один из главных этапов в подготовке продаж. Презентация — тоже продажа, только здесь у вас должны принять идею, эмоцию, импульс к действию. То, насколько вы понимаете клиента, насколько изучили точки воздействия на него, зависит, подхватит ли аудитория вашу волну или останется равнодушной, станет ли слушать и вникать, или просто уснет в середине.

Хороший спикер во время презентации обращается не просто к абстрактной толпе, а к группе людей с конкретными характеристиками.

Узнайте, чем интересуется будущий слушатель, что его мотивирует и волнует. Найдите, чем ваше предложение будет полезно для него, как ваш продукт или услуга решит его «боль». Учитывайте половые и возрастные особенности. Это основные параметры для анализа целевой аудитории в маркетинге. Для публичных выступлений важны еще такие:

  • Размер группы. Выясните, какое количество слушателей будет в зале. Это поможет спланировать, как вы будете устанавливать контакт с аудиторией в начале презентации. На крупных собраниях предложите выступить желающим с ответом на волнующий вопрос по теме встречи. Если группа небольшая, обратитесь к каждому лично.
  • Уровень осведомленности. Если группа не погружена в тему, ее нужно будет ввести в курс дела, начать с простого и постепенно усложнять информацию. Это актуально, например, для презентации стартапа или школьного урока по новой теме. Для выступления перед экспертами, соответственно, используйте более сложный материал и готовьтесь к каверзным вопросам.
  • «Король» и «серые кардиналы». Актуально для корпоративных собраний и встреч с инвесторами. Вас будет слушать масса людей, но принимать решение будет кто-то один. Лицо, чье слово является решающим — «король». Это руководители отделов, директор предприятия или активные вкладчики, которые чаще других присутствующих инвестируют средства в новые проекты. Вам следует о них знать и изучить заранее.

Как составить презентацию, если директор не разбирается в теме и придет с консультантом? Готовьтесь покорять «серых кардиналов» — влиятельных лиц, к которым прислушивается «король». Обычно руководители советуются с коммерческим директором, бизнес-аналитиком, юристом. Именно эти люди и будут ключевой целевой аудиторией.

Определите структуру

Структура строится из цели. Понимая, какого результата вы хотите достичь, легко понять, как выстраивать «скелет» презентации. Выпишите главные мысли, которые собираетесь сообщить, — строить будем из них. Основные тезисы следует распределить по блокам:

  1. Введение. Обозначьте проблему. Опишите, почему она актуальна в мире аудитории. Покажите, как презентация поможет справиться с проблемой.
  2. Основная часть. Дайте решение ситуации и выделите его преимущества.
  3. Заключение. Сконцентрируйте главные мысли и сделайте вывод. Набросайте план действий и предложите группе сделать первый шаг.
Три составляющие структуры, в центре — цель
Три составляющие структуры, в центре — цель

Подготовьте текст

К этому этапу у вас уже есть понимание, кому, что и как вы будете рассказывать.

Мозговой штурм. Выпишите все тезисы по теме, пришедшие в голову. Оформите их в виде предложений. Не анализируйте, насколько полезны или содержательны эти тезисы — отсеете лишнее позже. Штурм хорош именно тем, что освобождает ум от чрезмерного рационализма. В нем рождаются креативные решения, обнаруживаются новые смыслы и главная задача становится еще более ясной.

Построение структуры по принципу пирамиды Минто. В 60-е годы прошлого столетия Барбара Минто, сотрудница консалтингового агентства McKinsey & Company, работала с деловыми бумагами и вот что заметила. Оказывается, даже лучшие эксперты с трудом могут донести свою мысль до аудитории, хотя в теме разбираются прекрасно и могут рассказывать о ней часами. Проблема была в том, что люди говорили сбивчиво, без какой-либо структуры, смешивая «круглое с холодным».

Минто предложила все упростить: строить коммуникацию в виде пирамиды, на вершине которой бы лежали проблема и главная мысль, а в основании — доказательства и вывод. В заключении следует поместить призыв к действию, чтобы аудитория поняла, как ей действовать дальше. Можно оформить в виде инструкции.

Главная мысль = тезис, доказательство = аргументы Главная мысль = тезис, доказательство = аргументы
Главная мысль = тезис, доказательство = аргументы Главная мысль = тезис, доказательство = аргументы

Согласно принципу пирамиды Минто, монолог должен идти сверху вниз — от введения и проблемы через основной тезис к аргументам. Если аргументов много, их можно разбить на группы. Если же главная мысль сложна, двигаться можно в обратном направлении, снизу вверх, — от аргументов к основному тезису.

Если выписанное во время мозгового штурма предложение ничего не доказывает, его следует удалить из пирамиды.

Примеры и антипримеры. В основной части, когда будете аргументировать свою позицию, используйте живые примеры. Они сделают повествование убедительнее и слушателям будет легче вас понять. Можете применять метод антипримеров — представьте проблемные ситуации, в которых может оказаться человек.

Оформите слайды

Алексей Бурба, специалист по презентациям, рекомендует соблюдать баланс в оформлении слайдов. Креативных и визуально насыщенных страниц должно быть примерно столько же, сколько и текстовых. Не заставляйте гостей презентации читать страницу за страницей. Нужно чередовать слайды с разным наполнением — так создается динамика и аудитория меньше устает.

Раскадровка. Распределите собранные тезисы по слайдам, оформите как заголовки. Добавьте основной текст и вычитайте. Исключите ошибки и опечатки.

Как правильно делать презентацию, чтобы все успеть, но говорить спокойно? В среднем один слайд занимает около минуты эфирного времени, поэтому, если ваше выступление рассчитано на 12-15 минут, не набивайте в него 30-50 страниц. Вместо последовательного изложения зритель запомнит только мелькание чего-то там перед глазами.

Изображения. Чтобы проиллюстрировать информацию, добавьте схемы, таблицы и диаграммы. Можно готовить их прямо в программе, если позволяет функционал, или импортировать с компьютера, как картинку. Загрузите фотографии и видео, чтобы украсить слишком строгую презентацию.

Стиль. Поэкспериментируйте с шаблонами, фонами и переходами, поиграйте со шрифтами. Нужно сделать 3-5 «примерок» разных стилей, прежде чем взять лучший. Мы рекомендуем выбирать оформление для страниц в финале работы над презентацией, а не наоборот. Лучше адаптировать стиль под содержание, а не подгонять смыслы под дизайнерский шаблон.

Потренируйтесь

Менторы акселератора Сбербанка и 500 Startups рекомендуют провести минимум 20 тренировочных презентаций собственному отражению в зеркале. Так вы запомните текст и не будете отвлекаться на конспект, а все внимание посвятите аудитории и зрительному контакту с ней.

Чтобы увидеть себя чужими глазами, запишите тренировки на видео. Для улучшения ораторских способностей и постановки голоса используйте специальные онлайн-сервисы вроде Presentation Robot или Pitcherific. И не забывайте про тайминг — отслеживать время во время тренировок можно с помощью обычного секундомера на телефоне. В какой-то момент вы почувствуете, какой темп речи выбрать и сколько времени отвести на паузы, чтобы уложиться в заданный интервал.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-19

10 рекомендаций для создания эффектной и красивой презентации

У профессиональных спикеров есть ряд правил, чтобы выступать успешно. Эти правила звучат так:

Один слайд – одна мысль

Вся презентация должна служить одной цели, а каждый слайд — одной мысли. CRM-система Salesforce, например, считает, что на странице не должно быть более 30 слов. Нам кажется, это много, и достаточно 10. Когда открывается слайд, аудитория должна с первых секунд считывать, о чем сейчас пойдет речь. Текст не вызывает таких эмоций, как фото или видео, поэтому когда человек читает, концентрация его внимания падает. К тому же из прочитанного запоминается лишь малая часть.

Читабельные шрифты

Главное, что требуется от букв — они должны быть видны даже с дальних рядов. Используйте простые машинописные шрифты — никаких кружев и прочих украшательств.

Если вы проводите презентацию онлайн, требования к количеству текста и шрифту особые. Представьте, что ваше выступление смотрят с маленького экрана мобильного телефона — сможет ли зритель прочесть написанное? Для таких случаев у нас есть три любимых шрифта:

HK Grotesk Medium. Выглядит просто, но интересно, подходит для просмотра с мобильных устройств. Без засечек, с оптимальным межбуквенным интервалом

HK Grotesk Medium
HK Grotesk Medium

Clear Sans Regular. Строгий, но стильный. Легко читается с любого экрана. Пропорции узкие, формы однозначные. Хорошо смотрится в коротких формулировках. Часто используется в пользовательских интерфейсах.

Clear Sans Regular
Clear Sans Regular

Typeface Inter. Плотные близко посаженные буквы без засечек. Выглядит контрастно и убедительно. Можно использовать для мелких надписей и заголовков.

Typeface Inter
Typeface Inter

Скачать эти и другие варианты шрифтов для презентаций можно на Google Fonts или oFont. После загрузки их нужно установить в папку «Шрифты» через панель управления компьютером.

Проверенные цветовые схемы

Гармонично выглядит презентация, в которой используется не более 4-х цветов. Слайды могут быть и черно-белыми, но с яркими вставками выглядят интереснее. Цвет можно использовать в оформлении фона, иконок, заглавных букв, выделять акцентные словосочетания.

Если презентация содержит четкие смысловые блоки, можно выделить каждую группу слайдов отдельным цветом. Допустим, вы презентуете новое мобильное приложение для обработки фотографий. Слайды с информацией о функционале могут иметь фон с желтой заливкой, о преимуществах перед конкурентами — с синей, а начальный и финальный слайд — с белой.

Пример из инвестиционного диджитал-проекта
Пример из инвестиционного диджитал-проекта

Есть несколько универсальных цветовых схем, которые подходят практически любому проекту — как образовательному, так и коммерческому. Это бицветные сочетания синего и белого, темно-зеленого и белого.

Также можно «примерять» дизайнерские HEX-комбинации. Они выглядят как подборки кодов, обозначающих цвет. HEX означает, что выбор цвета будет происходить математически, внутри шестнадцатиричной системы. Этот метод дает именно те варианты оттенков, которые нужны. Особенно важно использовать его, если в презентации следует придерживаться корпоративных цветов из брендбука.

Примеры HEX-комбинаций:

  • Сдержанный синий. Код оттенков в палитре 1A4E66, E26C22, FFFFFF.
  • Черно-желтый. 3A3839, FED650, FFFFFF.
  • Нейтральный зеленый. 8CBA60, 59724B, FFFFFF.
  • Спортивный красный. E90039, FF1800, 2B2B2D.
  • Инста-бежевый. EDDACC, DDDED9, FFFFFF.

Третий способ безошибочно подобрать цвет — воспользоваться специализированными сервисами:

Adobe Color. Палитра подбирается с помощью цветового круга. Вы используете одну из десяти схем, двигаете ползунок и получаете набор с кодами HEX. Другой вариант — пользователь загружает фотографию с ПК, а система создает тему на основе изображения. Результат можно пропустить через инструмент WCAG — алгоритм определения контрастности. WCAG покажет, насколько полученная цветовая схема будет понятна людям с различными видами дальтонизма.

Coolors. Генератор цветовых палитр подбирает новую комбинацию, когда вы нажимаете пробел. Если понравился какой-то оттенок — кликните по иконке замка на нем. Выбранный цвет зафиксируется, и следующие палитры будут формироваться с опорой на него.

Современные шаблоны

Шаблон включает в себя повторяющиеся элементы презентации. Это упрощает работу с макетом и помогает сохранять единообразие стиля. Чтобы собрать шаблон самостоятельно, выберите, как будут выглядеть:

  1. Буквы и цифры. Не более 1-2 шрифтов на проект.
  2. Цветовая палитра. Возьмите ее из брендбука, определите по теме фотографии или через онлайн-генератор.
  3. Направляющие. Бывают вертикальные и горизонтальные. С их помощью вы обозначаете места, где будет находиться основной и дополнительный контент.
  4. Якорь логотипа. Определяет размер и местоположение фирменного знака. Мы рекомендуем фиксировать логотип только на вступительном и финальном слайде, чтобы оставить больше места на «рабочих» страницах.
  5. Заголовки. Настраиваются один раз — на мастер-странице. Заголовки на остальных слайдах автоматически появятся в том же размере и положении.
  6. Заполнители. Однотонный фон можно заменять фотографиями — они вызывают больший эмоциональный отклик, чем просто цвет, и могут дополнять содержание выступления. Чтобы сделать изображение фоновым, его нужно вставить в слайд и перенести на задний план.
Пример, как фотография может стать заполнителем
Пример, как фотография может стать заполнителем

Если вы не чувствуете в себе способностей дизайнера, берите готовые шаблоны из интернета. Есть как платные ресурсы с коллекциями шаблонов — GraphicRiver, Creative market, так и бесплатные — Showeet, Slides Carnival. Прежде чем скачать пресет, проверьте, поддерживает ли он русский шрифт и содержит ли необходимые для работы элементы. Например, если вы разработали структуру с диаграммами и множеством картинок, нет никакого смысла рассматривать текстовый шаблон.

Крупный и лаконичный текст

В зале могут находиться люди с особенностями зрения, поэтому буквы должны быть крупными и контрастными. Мы рекомендуем использовать не более двух шрифтов, чтобы вся связка слайдов выглядела аккуратно.

Что касается самого выступления, говорите только о том, что важно. Выводите на слайд основную мысль, а ее краткое и живое содержание проговаривайте сами.

Вспомним еще раз гениального оратора Стива Джобса. На mac-презентациях отец Apple использовал в макетах очень простые тексты — короткая емкая фраза во весь экран. Джобс знал в совершенстве содержание своего выступления, поэтому на слайд выводилась только основная мысль. Остальное он говорил сам. Делайте также.

Сравните:

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-25

Один слайд — одна картинка

Канзасский университет утверждает, что всего за 36 миллисекунд человеческий мозг воспринимает 80% визуальной информации. Это в тысячи раз быстрее, чем если бы мы заставили аудиторию читать текст. Поэтому пользоваться фотографиями и графиками намного эффективнее, чем забивать страницу буквами.

Издательство «МИФ» пишет, что любую идею можно передать с помощью всего 6 картинок. Используя изображения, вы можете легко показать что произошло, где и когда это случилось, как следует действовать и почему это важно. На любой из перечисленных вопросов можно ответить всего одной картинкой.

С визуальным контентом действует то же правило, что и с текстом. Если каждый слайд содержит только одну мысль, объясняйте ее только одной картинкой. Сложные тезисы разбивайте и делите на два слайда.

Слайд из презентации издательства «МИФ» с подборкой книг о маркетинге
Слайд из презентации издательства «МИФ» с подборкой книг о маркетинге

Качественные картинки, видео, инфографика

Картинки и видео должны быть в высоком разрешении, чтобы их можно было вывести на большом экране. Низкое качество визуала недопустимо, если вы хотите произвести впечатление на аудиторию. Когда вместо четких изображений зритель увидит «мыло» и пиксели, то решит, что и к собственной работе вы относитесь так же халатно.

  • Идеальные по качеству картинки и видео можно взять бесплатно на фотостоках вроде Pexels и Pixabay.
  • Только фотографии — на бесплатных VisualHunt или Unsplash. Среди стоков с платным контентом рекомендуем Envato Elements и Depositphotos.
  • Иконки, которые считываются как текст, но выглядят как изображения, можно скачать бесплатно на Icons8 и Noun Project.
Главная страница сайта Noun Project
Главная страница сайта Noun Project

Правила верстки

В верстке вы фиксируете, как будут выстроены блоки текста, где разместятся изображения, сколько отвести под поля и так далее. Чтобы сверстать макет правильно, придерживайтесь шести правил:

  1. Установите направляющие. Направляющие — это ориентир, по которому выравнивают содержимое слайда — заголовки, графику и так далее. С их помощью, например, текст не будет «разбегаться» по странице, а встанет вдоль заданной оси.
  2. Добавьте акцентов. Ключевые слова выделите цветом или сделайте жирными. Столбцы цифр оформите на плашках.
  3. Текст и картинки нельзя оформлять встык. Чтобы контент было легче воспринимать, между блоками оставляйте свободное пространство.
  4. Сделайте заголовок титульного листа в 1,5-2 раза больше остальных. Названия самих слайдов оформляйте в одном и том же размере.
  5. Используйте для текста 22 кегль или больше, если планируется презентация на большом экране. Не делайте строки слишком широкими, чтобы по ним не пришлось бегать глазами. Логотип и контакты не выносите в колонтитул, найдите для них место внутри самого слайда или поместите на отдельную страницу.
  6. Выровняйте элементы. Используйте направляющие мастер-слайда, чтобы разметка для текста и фотографий для всех страниц выглядела одинаково. Для текстового контента выбирайте выравнивание по центру или по краям. Если выровнять по ширине, между словами возникнут некрасивые крупные пробелы разной длины.

«Воздух» на слайдах

«Воздух» — это свободное от контента пространство. Когда странице есть чем «дышать», элементы на ней не смешиваются. Слайд, на котором достаточно «воздуха» легче просматривать и проще понимать.

Свободное пространство должно отделять не только заголовки от визуала, но и текстовые части друг от друга. Увеличьте межстрочный интервал и делайте крупнее отступы между абзацами.

Здесь явно недостаточно «воздуха», слайд перегружен
Здесь явно недостаточно «воздуха», слайд перегружен

Отсутствие ошибок

Когда кажется, что текст на слайдах совсем готов, отложите его на несколько часов или сутки. Затем вернитесь и еще раз вычитайте. Как подготовить презентацию, чтобы она точно была без ошибок? Орфографию, грамматику и пунктуацию можно проверять на Орфограммке. Если бюджет позволяет, привлекайте корректора — специалиста по правке любого рода текстов.

Современные инструменты для создания презентаций

Сделать креативную и современную презентацию в PowerPoint непросто. В программе от Microsoft мало шаблонов и вариантов анимации. Как сделать презентацию на компьютере в другой программе и по-настоящему зацепить аудиторию? Вот несколько подходящих приложений:

ФотоШОУ PRO

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-29

Многофункциональная и легкая в управлении компьютерная программа от отечественного разработчика. Подходит для создания крутых мультимедийных презентаций с музыкой, анимацией и эффектными переходами. В ней можно задавать объектам на слайде любые траектории движения и работать с ключевыми кадрами. Анимацию можно настроить так, что она будет запускаться через определенное время — это используют, например, в обучающих презентациях, когда после вопроса необходимо дать аудитории возможность подумать.

В ФотоШОУ PRO есть библиотеки заставок, эффектных переходов, клипартов и варианты анимированных коллажей. Проект можно улучшить с помощью музыки из коллекции программы или загрузить любимую песню с ПК. Готовый проект можно выгрузить в HD-качестве и просматривать даже на 92-дюймовых презентационных экранах.

Keynote

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-30

Разработка компании Apple с интуитивно-понятным «яблочным» интерфейсом и интересным функционалом. Удобна тем, что работать над проектом в ней могут сразу несколько человек, при этом каждый из участников со своего устройства — iPhone, iPad или компьютера Mac. Пользователи айпадов могут рисовать диаграммы и иллюстрации прямо на слайде с помощью Apple Pencil.

Для докладчика отведен специальный режим. В процессе выступления спикер может видеть текущий и следующий слайд и отслеживать время до перехода к следующей странице. Презентацию можно транслировать в прямом эфире, что особенно актуально в период пандемии, когда многие компании перешли на удаленный формат работы.

Google Slides

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-31

Преимущество программы от Google в том, что ее не нужно скачивать и устанавливать на компьютер. И хотя она зависит от скорости интернета и не сохраняет файл как видео, зато доступна с любого устройства и позволяет компаниям работать над проектом удаленно. Интерфейс меню очень походит на то, как выглядит PowerPoint, поэтому разобраться с программой несложно.

Чтобы вставить изображение, можно использовать встроенный поисковик Google-картинок или фотографии на компьютере. Музыка и видео добавляются с Google-диска, но для роликов с YouTube достаточно указать ссылку. Во время совместного редактирования команда может обсуждать идеи и правки прямо в файле — через комментарии.

Canva

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-32

Онлайн-платформа, которая зарядит стилем любую маркетинговую, образовательную и стартап-презентацию. Сервис ориентируется на то, чтобы давать пользователям готовые дизайнерские решения. Коллекция Canva постоянно пополняется новыми шаблонами для презентаций, появляются новые шрифты и графика. Если вы захотите собрать шаблон самостоятельно, умные алгоритмы подскажут, какой стиль надписей и какие иконки подойдут.

Удобно, что можно не ограничивать себя в выборе файлов и добавлять в проект любые фотографии и видео из интернета, облачных хранилищ и компьютера. Скачать работу можно в виде PDF-документа, как картинку, гифку или выгрузить в формате видео.

Prezi

Сервис для создания по-настоящему интерактивных презентаций. Спикер и контент находятся на экране одновременно. Вы можете демонстрировать график или показывать что-то на карте и параллельно указывать рукой на точку, о которой говорите. Выглядит это так, будто виртуальный объект обретает реальную физическую форму рядом с вами.

Через Prezi можно устраивать онлайн-встречи с коллегами или проводить уроки на удаленке. Сервис интегрируется в Zoom и Google Meet, чтобы вы могли запускать презентации в прямом эфире и находились бы в защищенном канале. А для тех, кто опоздал, трансляцию можно сохранить как видео.

Как создать презентацию

Мы покажем на конкретном примере, как сделать презентацию в формате интерактивного видеоурока. Макет будем создавать в ФотоШОУ PRO. Это простая в управлении программа на русском языке, в которой можно делать видеопрезентации по готовым шаблонам или с нуля.

Преимущества программы:

  • подходит для новичков;
  • совместима с ПК и ноутбуками Windows устаревших версий;
  • можно добавлять фотографии и видео;
  • тонкая настройка анимации по ключевым кадрам;
  • более 250 стильных эффектов и переходов.

Скачайте программу прямо сейчас и следуйте пошаговой инструкции ниже:

Подготовка

Мы будем готовить видеоурок по теме «Космос». Целевая аудитория — начальные классы школы, дети 9-10 лет. Цель презентации — дать ребятам основные знания о солнечной системе и мотивировать их на дальнейшее изучение.

Создали основу. Построили структуру и продумали, какие вопросы зададим в финале. Шаблон для презентации скачали из интернета, открыли в PowerPoint и освободили от ненужных элементов — текстовых блоков, иконок и изображений. По сути из шаблона нам понадобится только фон, остальное сделаем сами. Сохраняем презентацию в формате изображений JPG.

Продумали наполнение. Для текста скачали шрифт Montserrat. Загрузили обучающее видео и сделали нарезку для слайдов. Нашли изображение мультяшной ракеты без фона — будем «запускать» ее на интерактивных страницах. В конце презентации будем использовать забавную гифку с котом-космонавтом, чтобы похвалить класс за активность и закрепить у детей положительное впечатление от занятия.

Определились со звуком. Озвучка нам не нужна — название презентации и содержание вступительного слайда ведущий произносит самостоятельно. Вопросы в конце тоже читаются вживую. Остальная озвучка — это звук самих видео. В качестве фоновой мелодии возьмем музыку из коллекции программы.

Оформление презентации

Запускаем ФотоШОУ PRO, выбираем «Новый проект» и загружаем в программу нужное количество фоновых слайдов. Чтобы страницы сменялись красиво, переходим во вкладку «Переходы» и понравившиеся варианты перетаскиваем на таймлайн.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-33

Займемся заставкой. Выбираем первый слайд и кликаем «Редактировать».

Обратите внимание на редактор самого слайда. Именно с его помощью вы сделаете свою презентацию по-настоящему живой. Здесь можно работать с анимацией, добавлять текст и медиафайлы вторым слоем, ставить музыку и записывать озвучку на микрофон.

Чтобы оформить заголовок, нажимаем «Добавить слой» — «Надпись». Выбираем из списка стилей нужный, вводим текст, меняем шрифт. Сам заголовок переносим вниз страницы.

Мы хотим, чтобы надпись поднималась под углом и напоминала по оформлению титры из «Звездных войн». Для этого переходим в «Анимацию» и добавляем новый ключевой кадр, как показано на странице. Теперь, когда мы изменим положение текста, программа запомнит, что должна перевести надпись из вида 1 в вид 2.

Чтобы анимированный текст уходил как бы вглубь страницы, увеличьте угол 3D-поворота. Чем выше угол, тем сильнее надпись будет обращена внутрь воображаемого пространства.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-34

Добавим текст на второй слайд и сместим его в правую часть страницы. Слева появится свободное место — там мы разместим схему с планетами. Так между текстовым блоком и изображением останется достаточно воздуха, чтобы слайд было легко воспринимать.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-35

Добавим картинку Солнечной системы. Изображение размещаем аналогично тексту — через «Редактировать слайд» и «Добавить слой».

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-36

Во вкладке «Слайд» прописываем, сколько секунд будет длиться слайд — этого времени должно хватить, чтобы видео завершилось. Для интерактивных страниц время также нужно увеличить, чтобы ведущий успел прочитать вопросы, а ребята — ответить.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-37

На следующем слайде ведущий называет планеты, а ребята следят в какой очередности они стоят относительно Солнца. Элементы будут возникать один за другим по мере называния. Чтобы объекты появлялись последовательно, идем в «Анимацию» и настраиваем появление слоя. Главное на этом этапе — правильно отметить время, когда каждая последующая планета начинает появляться. Старт и длительность анимации для каждого объекта прописываем в окошках, указанных на скрине.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-38

Добавим фоновую музыку, чтобы заполнить слайды без озвучки. В основном меню переходим во вкладку «Музыка» и выберем композицию из встроенной коллекции.

Вся музыка в библиотеке ФотоШОУ PRO имеет свободную лицензию. Это значит, что треки как будто не имеют автора и могут быть использованы даже в коммерческих целях. За такие мелодии не банят на YouTube и других площадках, а значит вы можете свободно брать их для публикации в сети.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-39

У нас есть слайды, где должен говорить ведущий или уже есть озвучка. Так как мелодия будет воспроизводится в течение всей презентации, нужно сделать ее тише или выключить на этих участках.

Переходим во вкладку «Шкала времени» и для нужных участков добавляем точку громкости, как показано на рисунке. Новую точку можно делать ниже, чтобы уменьшить громкость, или опустить до нуля, чтобы выключить звук. В том месте, где музыку нужно вернуть или усилить, добавляем новую точку громкости и тянем ее выше.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-40

Как оформить презентацию в финале? Закончим занятие вопросами и добавим динамики с помощью ракеты — заставим ее «лететь» через всю страницу. Работаем аналогично заголовку с первой страницы:Накладываем новый слой, не выходя из редактирования.
Добавляем ключевой кадр для объекта и выбираем тип анимации.
Меняем положение ракеты и сохраняем.
Осталось оформить финальный слайд и сохранить видео. Мы сконвертировали презентацию в HD, но вы можете выбрать другой формат, адаптировать проект для соцсетей или записать на диск.

Запустите видео и оцените, какая презентация у нас получилась.

Презентация — универсальный прием, чтобы передать сложное в простой форме.-41

Часто задаваемые вопросы

Сколько слайдов должно быть в презентации?

Зависит от выделенного для выступления времени. На каждый слайд уходит около 1 минуты. Если вы выходите на защиту диплома, у вас по регламенту есть 7-10 минут. Значит в презентацию попадут около 10 слайдов. Для остальных ситуаций количество слайдов рассчитывается аналогично. Исключение — обучающие презентации. Их длительность зависит от цели занятия, сложности темы, возраста учеников.

Как сделать презентацию за 5 минут?

Используйте готовые шаблоны по аналогичной теме. В них уже выстроены направляющие, добавлены основные смысловые блоки. Вам останется пошагово заполнить слайды собственным контентом, прописать заголовки и вычитать текст, чтобы не было ошибок.

Как сделать презентацию за 5 минут?

Используйте готовые шаблоны по аналогичной теме. В них уже выстроены направляющие, добавлены основные смысловые блоки. Вам останется пошагово заполнить слайды собственным контентом, прописать заголовки и вычитать текст, чтобы не было ошибок.

Заключение

Теперь вы знаете, как создать презентацию для дома, бизнеса и обучения. Вы понимаете, что качественная презентация отвечает таким требованиям:

  • ориентируется на аудиторию;
  • оформлена по правилам дизайна;
  • много раз отрепетирована.

Невыразительные слайд-шоу PowerPoint не отвечают уже первому пункту, поэтому все больше специалистов выбирают другие программы. ФотоШОУ PRO или Prezi, чтобы поддерживать живой контакт с аудиторией и по-настоящему блистать во время выступления. Google Slides и Canva, чтобы работать в команде. Заядлые любители Apple используют Keynote.

Всех этих людей объединяет одно — понимание, что презентация начинается с интересов зрителя. Начните с того же, и ваш спич будет успешен.

Источник: https://great-presentation.ru/kak-sdelat-prezentatsiyu.php