Найти тему
Словодел

Советская классика на службе Украины: может ли Киев получить от Запада старые МиГ-21

Ведущие российские СМИ со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби сообщают, что Украина получила от третьих стран самолеты и запасные части к ним, что позволило увеличить количество работоспособных машин в распоряжении ВВС страны. Однако ни конкретных поставщиков, ни марку самолетов американский чиновник называть не стал.

Если смотреть стенограмму выступления Кирби, то становится заметно, что представитель военного ведомства США достаточно четко отвечает на вопросы о танках, пушках и прочем снаряжении, отправленном на Украину. Но когда речь заходит об истребителях — начинает изворачиваться. По его словам, Киеву достались запасные части и «платформы», которые следует понимать как «самолеты».

Таким образом, возникают определенные сомнения, действительно ли на Украину перегнали работоспособные машины, или речь идет о неспособных оторваться от земли самолетах, которые необходимо привести в надлежащий вид.

К тому же остается неизвестным способ доставки. Перегонялись ли боевые машины своим ходом, или прибыли в разобранном виде в грузовиках гражданской наружности. Разобраться в этом вопросе журналу «Слово и Дело» помог военный эксперт Михаил Тимошенко.

«По частям самолет перевезти, конечно, можно. Но кто его потом будет собирать? Для этого нужно иметь как минимум авиаремонтный завод, а мы там, по-моему, уже побили все что можно. Разве что на Западной Украине. Самолеты проще перегнать своим ходом, были бы живые украинские летчики», — объяснил он.
-2

Что касается модели самолетов, то наиболее вероятным выглядит отправка на Украину МиГ-29. Эти истребители стоят на вооружении украинских ВВС, пилоты умеют ими управлять. К тому же с самого начала российской спецоперации Киев клянчил у стран ЕС именно эти машины.

Однако в КБ Микояна и Гуревича еще в 50-х годах прошлого века разработали самолет, который стал самым массовым истребителем третьего поколения. Речь идет о МиГ-21. По количеству выпущенных машин он на порядок превосходит МиГ-29 и все еще эксплуатируется некоторыми, в том числе и европейскими странами.

Несмотря на солидный срок службы (более 60 лет), МиГ-21 в умелых руках остается серьезной боевой машиной. Кроме того, из Европы на Украину идет множество боевых систем, созданных еще до распада СССР, и на их фоне старые МиГи не выглядят безвозвратно устаревшими. Впрочем, Михаил Тимошенко скептически относится к перспективе появления в небе над Украиной реактивных истребителей хорошо узнаваемой формы с сине-голубыми опознавательными знаками.

-3
«Это все-таки самолет. Прозвище в войсках — "балалайка". Самый массовый истребитель, выпущенный Советским Союзом. Вот только — откуда их взять? И еще есть вопрос, в каком они состоянии. Если летной годности — это одно. Если ресурс ограничен —это другое. Может не долететь. Есть ли на Украине летчики, которые могут эксплуатировать этот самолет? Вопросов довольно много», — отметил он.

Тимошенко напомнил, что карьера строевого военного летчика продолжается лет до 40, что исключает возможность наличия в ВВС Украины людей, летавших на МиГ-21. Разве что какие-нибудь генералы, в молодости заставшие эту машину в качестве учебной. Однако есть большие сомнения, что высокопоставленные офицеры ВСУ горят желанием лично вылетать на боевые задачи.

Ранее китайский информационный портал Sohu выдвинул четыре неудобных вопроса к украинской версии гибели флагмана Черноморского флота ракетного крейсера «Москва».