В 1961 году 16-летний житель абхазского города Новый Афон Гиви Смыр обнаружил вход в Новоафонскую пещеру, ранее не известную исследователям. С тех пор пещера стала знаменитым туристическим объектом Абхазии, а сам Гиви Смыр был директором пещерного комплекса с 2004 года до самой своей смерти.
При этом о том, что в Иверской горе около Нового Афона есть пещера местные жители знали давно. Но расщелину, которая вела вглубь пещеры старались обходить стороной, так как без специального снаряжение попасть туда было невозможно.
Первым, кто решился спуститься в неё был именно Гиви Смыр.
Пещера заинтересовала советские власти и они решили построить здесь туристический комплекс. К 1975 году залы пещеры были оборудованы для посещения туристов, а также была построена Новоафонская пещерная железная дорога, которую часто называют метро из-за её подземного расположения. Это единственное в своём роде такое метро в природной пещере.
Железная дорога в длину 1,3 км и имеет 3 станции: «Входные ворота», «Зал Анакопия» и «Зал Апсны». Состав состоит из пяти пассажирских вагонов и за сезон перевозит до 700 тысяч пассажиров.
Новоафонская пещера состоит из девяти залов, в шести из которых проводятся экскурсии, один зал используется для научной работы. Еще один зал используется для акапельных концертов, устраиваемых для высоких гостей. Последний зал закрыт так как он представляет опасность из-за низких потолков.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы