Найти тему

Принципы для бизнеса в эпоху неопределенности

Мы с командой продолжаем делать ресёрч текущей ситуации, и что в её рамках предпринимать бизнесам СНГ.
Обнаружилась вещь, о которой
пишу уже 2 года, и пора бы её формализовать.

Помимо прочего, у бизнесов к контрагентам появился явный и читаемый запрос на принципы.
И это не то, о чем вы сразу подумали.

Начну с истории.
В Минске есть одна ранее известная и успешная IT-компания, которая давно и долгое время эффективно делала много всего цифрового в том числе для одного известного молочного завода.
Потом пришел 2020-й год, и появились странные люди, которые почему-то решили, что глазированные сырки именного этого завода – покупать нельзя.
Ну помните эту истерию, когда ходили со списками, типо вот это можно покупать, вот это нельзя, вот на этих заправках можно, на этих нельзя и т.д. 🤦‍♂️
Наш герой, успешная IT-компания, вдруг словила “неожиданный” (кто бы мог раньше об этом подумать, вот новость)) инсайт, что это типо у них какой-то неправильный клиент. И расторгли договор (по факту – просто кинули в один день), мол они такие прогрессивные, и работать именно с этим производителем глазированных сырков теперь не позволяет религия)
Естественно, об этом всем рассказали, словили миллион репостов и сердечек от тронутых их поступком ранимых тинейджеров, и даже получили несколько “правильных” заказов на фоне хайпа.
Прошло 2 года. Сейчас наши герои ходят по рынку, где огромный дефицит качественных IT-подрядчиков, и от всех белых (в смысле частных, иностранных, БЧБ и всё такое) компаний получают отказы.
Почему? ЛПРы мне рассказали, что не хотят иметь дело с компанией, у которой нет принципов 😳
В этом и есть весь шок-контент. Поступить конъюнктурно, выпендриться ради псевдо-одобрения толпы, кинуть (пусть и очень аффилированного с государством) своего клиента – это демонстрация ОТСУТСТВИЯ принципов.
И все крутые частные компании, когда прошла истерия, сейчас им говорят: да, вы молодцы, против диктатуры и всё такое. Но вы кинули своего клиента. Если у вас такие правильные принципы – не надо было начинать сотрудничество. А если начали – будьте с ними до конца, и за это будет уважение.
Такой вот неожиданный конец истории (и бизнеса).

Теперь давайте мораль.

Быть технологичным, эффективным, организованным – это необходимость, но уже недостаточная.

-2

Мир меняется. Завтра любую компанию могут обвинить в чем угодно. Допустим, у вас клиент в Польше. Допустим, завтра Польша пойдет отжимать Западную Украину.

Этот клиент должен быть уверен, что вы с ним потому, что считаете его адекватным, видите за договором конкретного человека, его бизнес и ответственность перед сотрудниками, и не кинете его потому, что изменилась внешняя конъюнктура и вам сейчас это стало в моменте выгодно.

Я как-то писал, в чем основной кайф от бизнеса. Он в свободе быть собой.

Все наши клиенты знают, что я в любой ситуации буду какого-то своего, не диктуемого обстоятельствами мнения (могу, например, написать что-то про Пасху, ну или там Тихановскую, хотя прекрасно понимаю, что это нифига никому не понравится, но мне и плевать). Все знают, что я могу назвать клиента мудаком (вежливо) и отказаться делать фигню, настояв на чем-то альтернативном.

Но также все знают, что если что-то случается – мы всегда идем до конца. Заложим свои деньги, заплатим подрядчику в убыток независимо от того, заплатили ли нам, на баррикадах умирать тоже будем рядом.

Если у меня клиент в России, и я пару лет назад посчитал, что мои принципы не мешают мне с ним работать, то из-за того что теперь все от него публично открещиваются – меня это только разозлит. Мы приложим ещё больше сил, все наши мозги, чтобы этот Клиент вынес вообще весь рынок нахрен. Даже если у него меньше денег нам платить.

Потому что Клиент не изменился, он нас когда-то устраивал ведь (как не изменился молочный завод в 2020). А то что вокруг него изменилась конъюнктура – это не повод быть флюгером.

Жесткие принципы, и главное – умение им следовать, это требование номер 1 в эпоху неопределенности. Вы должны быть предсказуемы, открыты, и не себе на уме.

Если выбрали бизнес-партнера – ну так и будьте с ним независимо от обстоятельств. А если что-то не устраивает – не начинайте сотрудничать изначально, думайте головой.

В этом плане смешно смотрятся проф. спортсмены, которых в 2020, после окончания карьеры, вдруг “осенило” давать прямо противоположные интервью. А где вы были эти 27 лет, епта))

Ровная позиция, которая диктуется логикой и неизменными принципами, сейчас редкость и конкурентное преимущество. Это ценят абсолютно любые контрагенты.

В этом плане мир (и наши Европейские коллеги) немного откатился (в хорошую сторону).

Дружба, партнерство, готовность в сложные времена (а они теперь и дальше будут сложными) биться за интересы клиента себе в убыток – снова ценятся. Думать головой заранее – вообще вау-эффект:)

Менять мнение после каждой новости, эмоциональные решения, истерить, выгорать по поводу и без, охать и ахать про страны агрессоры и т.д. – теперь признак д*билов, с которыми не будут работать даже европейские заказчики. Потому что они не хотят оказаться на месте молочного завода через год, когда снова что-то поменяется.

Приверженность неким фундаментальным принципам надежности, доверительности и партнерства, на которое можно положиться – золото, которое ценят контрагенты в наше время.

И нет, менять аватарки после каждого кликбейта и перепощивать фейки – это не плохо, но тревожный звоночек для крупных частных игроков, что в голове у вас не знания (которые им помогут выжить), а какая-то каша из новостей, пропаганды и эмоционального мусора.