Найти тему
1,5K подписчиков

Визиты прекрасной дамы

фото: pixabay.com
фото: pixabay.com

Первые мои воспоминания связаны с недолгими внезапными появления­ми в нашем доме таинст­венной незнакомки - Прекрасной дамы. Мне тогда было лет пять. Помню образ красивой женщины, лежащей в кровати и улыбающей­ся. Она подзывает меня, я подхо­жу, она говорит что-то ласковое и гладит меня по голове. Потом в её руках появляется кукольная кроватка, она даёт её мне.

В другой раз меня заводят в мрачную комнатку в каком-то убогом жилище. Душно, жара, нудно жужжат мухи, хотя окна и занавешены марлей. И в этой жуткой атмосфере на кровати ле­жит та же молодая красивая жен­щина, но с болезненным лицом. На стуле рядом с ней стакан с вишнями. Она угощает меня яго­дами, а мне хочется поскорее вы­скочить из этого ада на свежий воздух.

Или вот ещё. Я прошу у деда напёрсток для Нади. Уже знаю, что Надя - кто-то из нашей се­мьи, но почему-то она живёт в чу­жом доме, в почти пустой комна­те. Чай заваривает в кастрюльке, это хорошо помню, потому что поразило. Дед откуда-то достаёт дырявый напёрсток: «Отнеси этот». Бабушка с укоризной смот­рит на него и подаёт мне хоро­ший. Я прихожу к Наде и расска­зываю о дедовом поступке. Надя молчит, только низко наклоняет голову над шитьём.

Следующий эпизод. Много гостей. В табачном дыму ведутся оживлённые разговоры. Бабуш­ка, убирая со стола, звякает гряз­ной посудой. Я сижу на дедовой кровати, опустив ножки, а Надя пытается надеть на них чулочки и плачет. Дед встаёт из-за стола, хватает её за плечи, рывком под­нимает и с пьяной силой кидает к двери. Дробно стучат по дере­вянному полу высокие каблуки её чёрных лакированных туфель, но у самой двери поворачиваются и возвращаются ко мне. Помню, от страха я даже не могла плакать. Кто-то из гостей обнимает деда, уговаривает и сажает за стол. На­дя пытается меня одеть, руки у неё трясутся, она бросает одёж­ку, заворачивает меня в одеяло, как маленького ребёнка, берёт на руки и выходит на улицу. Темно, идёт дождь. Какой-то прохожий спрашивает, что случилось. Надя, не отвечая, ускоряет шаг. Она тогда приехала, чтобы забрать меня с собой.

Детство моё прошло с дедом и бабушкой. Их я называла папой и мамой. И только в де­сять лет пришло осознание, что таинственная Надя - моя родная мать. До этого никто никогда не говорил мне об этом. Я не чувст­вовала себя обделённой. В семье меня очень любили и баловали. Детей у бабушки с дедушкой бы­ло шестеро, а я для них стала седьмым ребёнком (моя мать бы­ла самой старшей в семье).

Но почему-то я согласилась уехать к матери, видимо, хоте­лось новых впечатлений. Дедушка и бабушка были почему-то обижены на мою мать, даже её внешним видом они бы­ли недовольны. Всё в ней было плохо. Плохо, что ходила с нама- никюренными ногтями (бездельница!), - на самом деле у неё бы­ли красивые твёрдые ногти, кото­рые не ломались от стирки. Пло­хо, что «не вылезала из парикма­херских» и всегда ходила с мод­ными причёсками, ухоженная, умела со вкусом одеваться. А ещё она умела носить шляпки и аксессуары. И была похожа на артистку. Но она и была ею - иг­рала в народном театре при дворце культуры. Она была так непохожа на своих родных!

Я прожила с матерью один год. Окончила там третий класс. Жизнь с ней была сплошным праздником. Она брала меня на свои спектакли, сажала в зри­тельном зале в первом ряду. По­мню, как меня распирала гор­дость и хотелось крикнуть всему залу, что там, на сцене, моя ма­ма. Каждый выходной ранним ут­ром она тормошила меня, буди­ла, и мы уезжали в город (жили в 11 километрах от него, в посёл­ке). Целый день ходили по музе­ям, гуляли в парке, смотрели ки­но, покупали сладости на базаре.

Да, особых материнских чувств она ко мне не испытывала. Не горела желанием приголу­бить, поцеловать. Не сюсюкала со мной, разговаривала на рав­ных, не лезла с нравоучениями, не проверяла уроков, автомати­чески расписывалась в дневнике каждую неделю (правда, я учи­лась хорошо и не доставляла ей хлопот). Но я как-то нормально всё это воспринимала. Навер­ное, оттого, что у меня была другая семья, где меня ждут, а здесь я просто задержалась «в гостях».

Через год моя семья пере­бралась из южного горо­да в Подмосковье, и я пе­реехала вместе с ними. Очень скучала по бабушке, «бра­тьям и сёстрам», и закатила ма­тери истерику, узнав, что они уез­жают без меня. Простилась я с ней без сожаления и, по-моему, это было взаимно. Всё-таки я ме­шала её личной жизни, ведь мы ютились в маленькой комнатушке в коммунальной квартире. А в се­мье продолжались упрёки в ма­мин адрес: не шлёт мне подарки и деньги; сделала глупость - вы­скочила замуж за мальчишку на восемь лет моложе себя, да ещё и родила от него сына, вместо то­го чтобы подумать о судьбе брошенного ребёнка. И ещё я слы­шала: если бы не бабушкина за­бота, то меня давно бы уже на свете не было.

Родители переживали за меня, а я не понимала, зачем мне надо, чтобы Надя думала обо мне, ведь мне и без этого очень хоро­шо, тепло и уютно. У нас был большой дом: и детская, и столо­вая, и кухня, и большая гостиная, у бабушки с дедушкой своя спальня. И я не понимала, почему в этом доме не нашлось места для их старшей дочери. Помню, что я жалела её ещё тогда, когда при­несла напёрсток и увидела, как она заваривает чай в кастрюльке. Сочетать жалость к матери с лю­бовью к родным мне приходилось молча, чтобы их не обидеть.

Конечно, меня мучил во­прос: что же произошло, почему мать стала отверженной. Я чувст­вовала, что это связано с моим рождением, и не ошиблась. Уже будучи взрослой, спросила об этом мать. Она удивительно лег­ко и беззаботно рассказала.

Было ей 20 лет, поехала в отпуск на родину. Остановилась в частном до­ме, чтобы не обременять дальних родственников. А тут к хозяйке дома приехал сын на вы­ходные. Познакомились. Оба мо­лодые, красивые - пошли вместе на танцы. На обратной дороге по­пали под дождь и вернулись мок­рые и продрогшие. Хозяйка веле­ла им залезть на русскую печку обсушиться. И обсушились...

На следующий день сын хо­зяйки уехал, а вскоре и мать вер­нулась домой. О своём легко­мысленном поступке и думать за­была, но я очень скоро напомнила о нём - зародилась у неё под сердцем.

Дед был буквально потрясён известием. Будучи большим на­чальником в городе, так сказать, на виду, он не мог переступить че­рез барьер тогдашней морали. Дочь его «опозорила» - больше он ничего не хотел знать. И выгнал её из дома. Приютили чужие люди.

Друзья уговорили деда сми­риться и принять случившееся: у одного из них произошла та же история, но он от дочери не отка­зался, а теперь во внучке души не чает. Мать вернули домой. Но с дедом ещё не раз случались при­ступы слепой ярости. Жизнь мо­ей матери превратилась в ад.

Рожала она меня три дня. Смирение пришло с известием о возможном смертельном исходе родов. Бабушка сутками проста­ивала у роддома, а дед не скры­вал слёз. Всё закончилось благо­получно. Я родилась здоровень­кой, но не по правилам - вперёд ножками и в «рубашке». Назвали меня в честь бабушки - Елизаве­той.

Страсти поутихли. Дед от­растил бороду и провозгласил меня любимой внучкой. И действительно, он любил меня больше своих детей. Всегда хвалился пе­ред гостями моими успехами: я уже с пяти лет умела бегло чи­тать, а в шесть лет плавала как рыба.

Судьбу матери дед пытался перекроить по своему разуме­нию. Увёз в другой город, устро­ил учиться в торговый техникум. Снял комнату, обставил её - учись, дочка, будь умницей. Но дочка учиться не захотела. Всё бросила и уехала подальше от всех. И от меня в том числе.

Отца своего я нашла по­том через милицию. Хо­тела встретиться, но в последний момент пе­редумала. Помнит ли он тот единственный день, проведён­ный с матерью? А если у него се­мья, как она это воспримет? Пусть остаётся всё как есть. Дед заменил мне отца, и у меня нет потребности в другом.

Не всё гладко было у меня и в дальнейших отношениях с ма­терью. Одна её фраза «терпеть не могу, когда дети плачут» объ­ясняет многое. Но самое главное: я поняла, что невозможно требо­вать от человека того, что не дано ему Богом. Каждому своё. Кому- то счастье приносит материнст­во, а кому-то - успехи в личной жизни. И нет ни правых, ни виноватых, а есть предвзятость. Всё зависит оттого, насколько ты лю­бишь или не любишь человека. Когда есть любовь, ты принима­ешь его таким, какой он есть, со всеми недостатками, но больше видишь достоинств. А моя мать умерла, так до конца и не поня­тая, не прощённая родными.