Круглые даты — всегда повод оглянуться назад. С 1922 по 1932 год Citroen провел три успешные грандиозные экспедиции. В двух из них особую, значимую роль сыграл наш соотечественник, Александр Евгеньевич Яковлев. Талантливый художник своими средствами создал летопись событий. Если фото- и кинохроника задокументировали их, то работы Яковлева помогают ощутить эмоциональную атмосферу легендарных рейдов по Африке и Азии.
11 ноября 1918 года, ровно в день объявления перемирия, означавшего завершение первой мировой бойни, Андре Ситроен объявил о конверсии своего завода на парижской набережной Жавель: снаряды должны были уступить место легковым автомобилям. Причем — впервые во Франции — речь шла об организации конвейерного производства. Чем оно масштабнее, тем ниже цена продукции и больше преимущество над конкурентами — так рассуждал Андре Ситроен.
Однако конкуренты, Renault и Peugeot, вскоре взяли на вооружение ту же стратегию. Оставался один выход — постоянно и ощутимо наращивать объемы выпуска автомобилей. При этом товар мало произвести, его надо быстро продать. Тут не обойтись без рекламы, а ее эффективность напрямую зависит от эффектности. Компания двух шевронов сделала ставку на запредельные по сложности, как мы бы теперь сказали, трофи-рейды на разных континентах.
Организация этих проектов и сегодня может считаться образцом PR-кампании. Для всестороннего освещения хода экспедиций к ним на разных этапах привлекались связисты, специалисты в области географии, геологии, палеонтологии и искусствоведения, а также, разумеется, фототографы и кинооператоры.
После первого рейда через Сахару, который проводился в 1922–1923 годах, в штатном расписании появилась и должность портретиста-этнографа. Такой художник был просто необходим в следующем, так называемом «Черном рейде», маршрут которого пересекал всю Африку с севера на юг. Выбор пал на российского эмигранта Александра Яковлева, который получил известность во Франции благодаря серии работ о Японии и Китае, выполненных во время поездки по этим странам в 1917–1919 годах.
Впрочем, в России имя Александра Яковлева давно было на слуху. Обладавший даром рисовальщика, он после окончания знаменитой гимназии Карла Мая продолжил обучение в Академии художеств. Уже тогда Александр сотрудничал в качестве иллюстратора с популярными изданиями «Аполлон», «Нива», «Сатирикон». Параллельно художник создавал декорации, расписывал церкви. С 1912 года Яковлев вошел в знаменитое объединение «Мир искусства», а через год окончил Академию со званием художника 1-го класса, получив в качестве поощрения двухгодичную оплачиваемую стажировку в Италии и Испании. Александр в основном занимался портретной живописью и рисунком, но пробовал себя и в монументально-декоративном искусстве, вел педагогическую работу.
Талант по наследству
Словом, у художника имелся солидный профессиональный бэкграунд. И все же в выборе Citroen экспедиционного художника трудно не заметить руку судьбы. Действительно, отец Александра, Евгений Александрович Яковлев, считается создателем первого русского ДВС на жидком топливе и вместе с Петром Фрезе — главным разработчиком первого отечественного автомобиля.
Так или иначе, цикл из трехсот картин и рисунков, выполненных за время «Черного рейда», принес Александру Яковлеву громкий успех (Лувр, поступившись своими правилами, приобрел работы здравствующего автора), немалые деньги и орден Почетного легиона — в знак официального признания заслуг создателя художественной летописи экспедиции.
Через несколько лет последует продолжение, и Александр Яковлев в ходе азиатского «Желтого рейда» создаст около 800 портретов участников экспедиции, местных жителей, зарисовок ландшафтов и бытовых сцен.
Тень императора Николая II
Талант и слава художника открыли его работам путь на выставочные площадки не только Европы и Америки, но даже СССР, что было почти невозможно для эмигранта.
В 1934–1937 годах Александр Яковлев возглавлял живописное отделение Школы изящных искусств в Бостоне (США). 12 мая 1938 года в Париже жизнь художника оборвала неудачная хирургическая операция.