1,4K подписчиков

Из военнопленных - в участники чужой Гражданской войны: как словак Дорчак стал красноармейцем после Первомая 1918 года

1,4K прочитали
Пленные солдаты Австро-Венгрии под присмотром русских конвоиров перед отправкой в тыл
Пленные солдаты Австро-Венгрии под присмотром русских конвоиров перед отправкой в тыл

Очень интересная биография словацкого красноармейца попалась, и как раз к Первомаю. Кирилл Дорчак в компартию Чехословакии вступил только в 1945 году, хотя с русскими коммунистами в юные годы пересекался неоднократно.

Интерес к политике у Дорчака, как и у многих его земляков, появился в плену. В него он попал в Галиции в июне 1916 года в 19-летнем возрасте, чему был несказанно рад - выжил все-таки. Сперва пленный изъявил желание вступить в чехословацкий легион, чтобы воевать против армии, в рядах которой он сам недавно служил, правда, до фронта он так и не доехал.

Зато Дорчак получил более интересный опыт - он стал свидетелем Октябрьской революции и уличных боев в Москве. Поначалу его участие было лишь косвенным - подносил патроны, еду и воду красногвардейцам. Но несколько дней, «которые потрясли мир», затянули в воронку и военнопленного словака:

Никольские ворота Кремля после уличных боев 1917 года
Никольские ворота Кремля после уличных боев 1917 года
«Хотя от нас никто не требовал в эти дни браться за оружие, мы должны были сами сделать выбор: остаться в стороне от событий, как поступили некоторые, или встать на одну из сторон баррикады. Я и мои товарищи встали на сторону революции».

1 мая 1918 года Дорчак принял участие в московском Первомае, и понеслось! Он уже был красногвардейцем, но под впечатлением от демонстрации и первого парада РККА на Ходынке (на нем присутствовали Ленин и Троцкий), иностранец вступил в Красную Армию добровольцем:

«Позднее мы узнали, что чехи и словаки организуют самостоятельный отряд и что он формирует
ся в рабочем сердце Москвы — на Красной Пресне. Мы перешли туда. Командиром нашего отряда был чех Маршак».
1918 год. Первомайский парад РККА на Ходынке. Троцкий еще в гражданском
1918 год. Первомайский парад РККА на Ходынке. Троцкий еще в гражданском

Пока «фатерланд» разваливался, Дорчак боролся с анархистами в Москве и воевал в составе интернационального батальона (в нем была рота чехословаков, рота китайцев и рота русских) против красновцев на Южном фронте. Осенью он ступил в РКП, а зимой узнал о крахе империи и образовании Чехословацкого государства.

Домой Дорчак пробирался полгода. За это время трижды переболел сыпняком, пережил нападение банды атамана Зеленого, побывал в плену у украинских националистов и даже вынужден был участвовать в подавлении венгерской революции. Последний факт словака не смущает, потому что в конце своего рассказа он уверяет, что всегда «был предан идеям социализма».

В общем, живой, а не плакатный пример проникшегося идеями революции иностранца. Еще одна щепка, подхваченная бурлящим течением Октября.

Даешь подписку на канал «Красный Фронтовик»!

Читайте также другие публикации:

Мат в Красной Армии: «наследство царских держиморд» или отличительная черта пролетария?

«Затянуть пояса и пришить пуговицы!» как Красная Армия переживала режим жесткой экономии

Кем бы мог стать главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов