Найти тему
Сколково

От креатора до айтишника: какие профессии будут востребованы в ближайшие годы

Оглавление

В середине апреля стартовала программа «Цифровые профессии». В этом году получить новые профессии в сфере IT смогут 75 тыс. человек. Для некоторых категорий граждан предусмотрены скидки или даже полная оплата обучения. Мы поговорили с резидентами Фонда ​​«Сколково», компаниями «Нетология» и Skillbox, которые выступают поставщиками образовательного контента для программы, и узнали, какие профессии востребованы сегодня и на каких специалистов будет спрос в ближайшем будущем.

В последнее время сложно давать четкие прогнозы, но чтобы понимать, какие профессии будут актуальны в ближайшие 5 лет, любому специалисту следует наблюдать за изменениями в экономике и на рынке — какие сферы потерпят наибольший ущерб из-за кризиса, а какие останутся на плаву и будут расти, рассказывает Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии».

«Сейчас мы видим, что компании из сферы услуг столкнулись с трудностями в закупках. Уход многих зарубежных брендов ставит перед страной задачу заменить ушедшие компании и сервисы собственными аналогами. А для этого потребуются специалисты, которые будут создавать новые продукты, — разработчики, аналитики, дизайнеры, маркетологи, проджект- и продакт-менеджеры», — считает Елена.

Большое внимание уделяется IT-отрасли. Несмотря на то что абсолютное число вакансий в IT на российском рынке снизилось, структура спроса осталась прежней, рассказывает Влад Ситников, бренд-директор компании Skillbox.

На первом месте по количеству вакансий — позиции во фронтенде, а самыми востребованными языками программирования остаются Java, PHP и Python. Спрос также будет расти на креаторов*, уверен эксперт.
«Бренды борются за внимание аудитории на ограниченном количестве ресурсов и каналов. Выиграют те, кто будет показывать запоминающийся, эмоциональный, яркий контент. Такая тенденция открывает возможности для фотографов, видеографов, видеомонтажеров, стилистов, дизайнеров и копирайтеров», — считает он.
*Креатор — это специалист, который занимается разработкой новых идей и концепций. Его идеи могут быть использованы в рекламных агентствах, на телевидении, радио. Может придумать рекламный сюжет или, например, нарисовать удачный логотип. Отличается нестандартным и творческим мышлением.
*Креатор — это специалист, который занимается разработкой новых идей и концепций. Его идеи могут быть использованы в рекламных агентствах, на телевидении, радио. Может придумать рекламный сюжет или, например, нарисовать удачный логотип. Отличается нестандартным и творческим мышлением.

Перспективные профессии для детей

Еще лет 10 назад самыми популярными у абитуриентов были специальности юриста и экономиста. На них учились все, кто не знал, какую профессию выбрать. Что касается отраслей, то приоритет был у госкорпораций, особенно в нефтегазовой сфере — о такой карьере для своих детей мечтали многие родители. Сегодня ситуация изменилась. По оценкам экспертов, уже сейчас растет спрос, и в будущем он будет только увеличиваться, на айтишников, специалистов по работе с данными, с «цифрой». Также стоит обратить внимание на все, что связано с технологиями искусственного интеллекта, робототехникой.

«Сейчас от программиста требуется универсальность. Миру сегодня представлены первые наработки по запуску ИИ-проектов, которые самостоятельно смогут писать программы. Так, рутинные задачи разработчиков будут автоматизированы, что должно стать стимулом для программистов к повышению навыков и изучению других сфер в профессии», — рассказывает Влад Ситников.
-3

На кого переобучаться взрослым

В «Нетологии» рекомендуют переучиваться на любые профессии, которые направлены на создание и продвижение цифровых продуктов.

«Если представить себе цикл разработки этого продукта от идеи до продаж, то становится понятно, что речь о таких специальностях, как программирование, веб-дизайн, верстка сайтов, проектирование интерфейсов (UX), бизнес-аналитика, SEO, видеомонтаж, системная аналитика», — рассказывает Елена Герасимова.

Для бизнеса останутся востребованными продукт- и проджект-менеджеры, готовые к принятию сложных решений и созданию цифровых продуктов, которые помогут компаниям диверсифицировать деятельность и остаться нужными для потребителей. В последние полтора месяца сильнее всего пострадало направление интернет-маркетинга из-за ограничений на размещение рекламы в запрещенных соцсетях и зарубежных поисковиках.

Однако именно маркетологи смогли сейчас в короткие сроки освоить новые площадки, нарастить трафик за счет других сервисов и удержать лояльную аудиторию. Поэтому и в перспективе ближайших лет компании не откажутся от специалистов, умеющих продвигать продукт и коммуницировать с целевой аудиторией, уверена Елена.

В компании Skillbox отмечают, что все большее количество взрослых людей четко осознают, что могут и хотят изменить карьерную траекторию путем прохождения программ дополнительного профессионального образования. Если раньше казалось, что смена социального статуса и повышение уровня дохода зависят исключительно от предпринимательских способностей, выслуги лет и внешних причин, то сегодня люди отчетливо понимают, что такие изменения напрямую коррелируют с уровнем профессионального образования. Это и создает тенденцию к массовой переквалификации.

«В ходе недавнего опроса Skillbox мы выяснили, что 65% опрошенных сегодня планируют освоить новую профессию. 17% рассматривают сферу дизайна. О том, чтобы переквалифицироваться в разработчики, задумываются 13% — в том числе инженеры, фармацевты, финансовые аналитики, геодезисты и другие. Перспективными отраслями респонденты также назвали дата-аналитику, маркетинг, 3D-дженералистику», — отмечает Влад Ситников.
-4

По мнению экспертов, в ближайшее время государство будет еще активнее поддерживать переподготовку кадров:

  1. в переквалификацию специалистов вкладываются достаточно серьезные средства,
  2. поэтому для тех, кто хотел поменять профессию на более перспективную и востребованную, но почему-то откладывал, сейчас самое время это сделать.