В наше время люди всех возрастов сталкиваются с этим синдромом. Детям с самого детства внушают важность делать все на "отлично", подростки из-за этой же модели воспитания загибаются от стараний на учебе, а взрослые с головой уходят в личностный рост, забывая о чем-то, кроме работы, семьи и обязанностей, которые они свешивают на себя.
Как многие догадались, главный признак синдрома отличника - это установление и стремление достичь максимального результата в любом деле, за которое возьмется человек. И это затронет все сферы жизни: учеба, увлечения, спорт, работа и даже личная жизнь. Чаще всего "правила" диктуются извне их личного самоощущения, из общества, в котором годами выстраивалась "норма", которой должны придерживаться все люди.
Желание добиться высшей отметки, высшей должности, высших наград и высшего положения в обществе главная задача любого человека, которому присущи кретерии "отличника". Многие из них правда начинают заниматься делами потому что заинтересованы в них: хорошая учеба для хорошего будущего, хобби, потому что ему это правда нравится, деньги для стабильности. Может показаться, что вся суть синдрома состоит в желании добиться такого высокого результата именно для визуальной "стабильности", но это далеко не так.
Я, как человек, который много лет жил и до сих пор живет с данным синдромом могу сказать точно, что стабильностью тут и не пахнет. Постоянный стресс, огромное количество приложенного труда, эмоциональные выгорания и тревога от ощущения того, что можешь не добиться поставленной задачи противопоставлены значению слова стабильность.
Откуда же тут могут расти ноги? Менталитет и устройство мысли старшего, постсоветского поколения воспитывает детей по устаревшей системе. Получишь хорошее среднее образование, получишь хорошее высшее образование, получишь высокую должность и обеспечишь себя стабильностью до конца жизни, уже в осознанном возрасте начав думать о личной жизни и увлечениях. И в их реалиях это было возможно. Это была цель каждого человека.
Но в эпоху цифровых технологий и непостоянства жить по данной схеме означает угробить себя и свою жизнь. Правда страх перед неизведанным будущим заставляет прислушиваться к старшим, как к более авторитетной фигуре еще в детстве.
Так вот перейдем к главной теме статьи. Как же это все связанно с гормонами? А точнее, с дофамином.
Получить пятерку и порадоваться с мамой, означает получить ту самую уверенность в том, что завтра ты будешь иметь билет к хорошему высшему образованию.
Получить высокий результат в соревнованиях означает порадоваться полученным достижениям с семьей, увидеть гордость на их лицах за твои старания.
Получить высокую должность означает порадоваться, что оплата будет выше и авторитет в чужих глазах - тоже.
Радость и удовлетворение полностью зависят от выработки дофамина. И вроде бы, ничего такого - мы ежедневно радуемся мелочам и удовлетворены выполнением любой задачи, но это не означает, что мы испытываем стресс от того, что это не доведено до идеала. Однако, не стоит забывать, что нехватка этого гормона вызывает алкогольные и наркотические зависимости.
Именно этот факт заставил задуматься меня о том, что люди с синдромом отличника с самого начала становятся "зависимы" от дофамина. Весь наш организм формируется в утробе матери, но на протяжении всего взросления устанавливается наше мировоззрение и восприятие мира, которое, в свою очередь, зависит от воспитания. А установка родителей "делать все на отлично и потому получить от них похвалу и уважение" заставляет детей стараться изо всех сил, чтобы получить дозу гормона, отвечающего за радость, ведь неудачи в сферах, в которых на тебя накладываются обязанности быть лучше всех, не принесет выброс дофамина.
Позже, когда человек становится взрослым и самостоятельным, родители сами освобождаются от обязанностей вести их в этом мире и становятся фоном жизни, не ожидая от него каких-то результатов. А установка "добейся и получи" - остается. Именно по ней живут люди с данным синдромом. Им не достаточно той дозы гормона, которая образуется при достижении цели на равне с остальными, а это заставляет приложить еще больше усилий к своей работе.
По той же причине они не могут ответить на вопрос "почему тебе не достаточно просто чем-то заниматься?", ведь за постоянным стрессом и потерей нервов результат "отлично" ими воспринимается, как "нормально" и высокая доза гормона не приносит того же удовлетворения, что и раньше. Пропадает интерес и желание в занятии чем-то, где нет четких правил и кретерий, где не сравнивается результат.
Сондром отличника - это постоянная потребность в дофамине, а люди, которые с ним живут - те же самые наркоманы и алкоголики, которые страдают от потребности и выбросе гормонов, но их не ставят в ряд с "зависимыми", принимая желание добиться высоких результатов, просто ради дозы, за желание добиться стабильности, которая была так важна старшему поколению.