13 подписчиков

Владимир Забудько

 Владимир Забудько — военный штурман первого класса, подполковник запаса. За его плечами учёба в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище, Гуманитарной академии Воздушных Сил РФ (г.

Владимир Забудько — военный штурман первого класса, подполковник запаса. За его плечами учёба в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище, Гуманитарной академии Воздушных Сил РФ (г. Москва) и последующая служба в гвардейских истребительных авиаполках в Туркменистане, Узбекистане и Тверской области РФ.

Летал он в пилотажной группе «Беркуты» в составе экипажей МАКС-1992 и МАКС-1993. Участвовал в показательных полётах в Москве, Кубинке, Туле, Ржеве и других городах России. Его рукам были послушны самолёты Ан-12, ТУ-124, вертолёты Ми-6, Ми-24, Ка-27, Ка-29.

Ныне Владимир Михайлович — помощник депутата областной Думы, а по общественной линии — заместитель председателя первичной организации Воронежского областного Союза военных писателей.

Из всех городов, где ему довелось служить, особый след в его душе оставил старинный русский город Торжок с его потрясающе героической историей, и он посвятил ему свою первую книгу «Торжокская быль», предварив её такими словами:

«Города не бывают малыми, если их жители стали великими. Не бывают маленькими люди, если они не позволили себя сломать. И часто кажущиеся, особенно издалека, незначительными события позволяют обрести величие целым государствам.

Небольшой русский город Торжок, заслонив собой Великий Новгород, не дал угаснуть уже, казалось бы, загашенному огоньку русской государственности».

Герои книги — люди разного сословия — служащие, кузнецы, священники, посадские, купцы, бояре. У каждого из них высоко чувство хозяина родной земли, готовность постоять за неё, не щадя своей жизни. Особенно ярко выписаны образы кузнеца Алексея, его жены Дарьи, сына Григория и дочери Анны. Выпукло и зримо смотрится семейство купца Степана Ивановича и его жены Лукерьи. Впечатляет образ почтенного боярина Акима Вулунковича, посадника Ивана Дмитриевича и бесстрашных воинов Бориса и Кирилла. Захватывающе подана драма влюблённых Григория и Насти.

Восторг и чувство гордости за далёких предков вызывают героические сцены сражений защитников Торжка с сильным и коварным врагом. Они настолько мастерски изображены, что словно в яви, слышатся и полёт стрел, и град камней, и звон мечей, и выплески огненной смолы, и удары о землю снопами падающих тел неприятеля.

Самоуверенные воины хан-Батыя не смогли одолеть героический город. Мужественные торжокцы остановили их у своих стен, перекрыв дорогу на Новгород и тем самым спасли Русь.

Военной теме посвящена и вторая книга В. Забудько – «Небо отважных». В ней собрано более двадцати очерков о соотечественниках, доблестно отстаивающих в воздушных боях интересы и свободу Родины, имена которых стали поистине легендарными. Это Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, Валерий Чкалов, Алексей Маресьев, Кузьма Новосёлов и другие.

К числу молодой героической плеяды автор отнёс бывшего Главнокомандующего ВКС России Виктора Бондарева, Александра Головина, Александра Зелина, Бориса Воробьёва и других, назвав их воздушными асами. О каждом из них он нашёл достойные слова, какие может сказать человек, который сам был с небом «на ты».

Книга открывается очерком о Кузьме Новосёлове, с которым автору посчастливилось встретиться ещё в училище, куда приглашались на встречу звёзды русской авиации. Курсантов удивило, что на парадном мундире гостя рядом с «Золотой Звездой» Героя Советского Союза красовался рыцарский крест фашистской Германии. Это сразу же вызвало вопросы. И он рассказал, что однажды в промежутке между воздушными боями один из немецких лётчиков сбросил на наш аэродром пакет, в котором был вызов на бой любого советского воздушного бойца с обещанием сбить его в течение трёх минут. Кузьма Новосёлов вызов принял и на глазах всего авиационного полка в считанные минуты одержал победу, лишь потом осознав, как враг был силён и ловок.

В знак признания мастерства русского лётчика немецкий ас снял с себя рыцарский крест и вручил его победителю.

В книге блестяще описан один из воздушных боёв бесстрашного лётчика, Героя Советского Союза Бориса Сафонова, который к тому времени на И-16 совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолётов противника. Однополчанам особенно запомнилась его дуэль с «рыжим мессером» — так называли наши лётчики неуловимый фашистский самолёт, на фюзеляже которого был нарисован большой рыжий пёс с краснозвёздным истребителем в зубах, который наносил нашему полку урон за уроном. И вот один на один с ним встретился Борис Сафонов.

В первые секунды «рыжий мессер», выполнив полупереворот, устремился к земле. Сафонов последовал за фашистом в отвесном пике. Перед землёй немец вывел свой самолёт из пике и заложил крутой вираж. Сафонов дал обороты на полную мощь, уходя на вираж. Наш истребитель не уступал «мессеру», что позволило Сафонову выйти на доступную дистанцию и открыть огонь. Он дал длинную очередь, пули достигли цели, ударив по обшивке немецкого самолёта. Но гитлеровец круто потянул машину вверх. Очередь, как оказалось, серьёзного урона не нанесла и немецкий лётчик быстро набирал высоту. Наш самолёт начал отставать, и немец тут же воспользовался выгодной ситуацией — зашёл нашему истребителю в хвост. Теперь уже наш пилот, заложив огромный крен, отправил свой самолёт в крутое пике. Преследуя его, немец стрелял короткими очередями, пытаясь поймать истребителя в прицел. Сафонов перед землёй потянул ручку на себя, вывел самолёт в горизонтальный полёт и тут же заложил крутой поворот. Немец не успел вовремя среагировать на этот манёвр, как наш истребитель оказался у него на хвосте. Последовала длинная очередь, пули ударили по «рыжему псу», и через мгновенье самолёт вспыхнул. Объятый пламенем, лётчик успел покинуть самолёт, прежде чем тот столкнулся с землёй. Купол парашюта еще болтался в воздухе, а внизу его уже ждали наши пехотинцы.

К июню 1942 года Борис Феоктистович Сафонов сбил уже 33 фашистских самолёта, и он был первым, кому в годы Великой Отечественной войны было дважды присвоено звание Героя Советского Союза.

Делом чести, совести и воинского братства Владимир Забудько считает выход очередной своей книги – «Он выбирает небо, небо выбирает его», посвящённой памяти военного лётчика, погибшего в сирийском небе, Романе Филиппове, на героический поступок которого Президент страны Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию откликнулся словами, что таких людей, таких офицеров, как гвардии майор Роман Филиппов, нет и не будет в армиях других стран.

С детских лет Роман во многом подражал своему отцу — испытанному военному лётчику. И когда встал вопрос о том, кем быть, он без колебаний пошёл по его стопам. Мама мягко отговаривала сына, но он в своём решении был твёрд. И таким оставался до конца везде и во всём. Собранность, решительность, крепость воли отличали его и в годы учёбы, и в годы службы. Всё, что ему поручалось, он делал продуманно и ответственно.

Однажды командиру полка пришла мысль, что в условиях усиления натовских провокаций надо обучить свой лётный состав посадкам самолётов на полосы автострад в ночное время. Главком ВКС Виктор Бондарев эту инициативу одобрил, и первым, кто взялся за её реализацию, был Роман Филиппов. Дело непривычное, даже рискованное, но он настолько мобилизовал себя, что ему с первого захода удалось совершить посадку своего бомбардировщика без огней, действуя только по приборам. Следом за ним с задачей справились и другие. При разборе полётов главком с удовлетворением отметил мастерство пилотов полка, особо выделив Романа Филиппова.

В Сирию он отправился с полной готовностью и быстро освоился в новых условиях. В книге подробно описывается работа наших экипажей, которые буквально за несколько дней с поддержкой сирийских танковых бригад сломали инфраструктуру так называемого исламского государства, остановив его «победное» шествие на Дамаск. США и их союзники немало озаботились действиями наших лётчиков, разрушивших надежду на скорое свержение правительства Башара Асада.

Вопреки разнузданным провокационным заявлениям, наша боевая авиация продолжала методично уничтожать вражеские цели, а сирийская армия, хотя и медленно, но упорно наступала и шаг за шагом очищала свою территорию от боевиков.

На войне, как на войне, без потерь не бывает. Когда они случались, в нашей группировке их переносили тяжело.

У Романа Филиппова в Сирию было две командировки. Вторая оказалась роковой. Третьего февраля 2018 года его самолёт игиловцами был сбит, загорелся и рухнул на землю. Роман катапультировался в районе Оливковой рощи у огромного валуна и под его прикрытием начал отстреливаться от наседавших боевиков. Тяжело раненый, он достал гранату. «Это вам за пацанов!» – были его последние слова.