33 подписчика

Молитва лягушки

"Молитва лягушки", так называется сборник притч разных времён и народов, заботливо составленный индийским философом Энтони де Мелло.

"Молитва лягушки", так называется сборник притч разных времён и народов, заботливо составленный индийским философом Энтони де Мелло. Притчи очень похожи на русские народные сказки своей компактностью, глубиной и некоторой зашифрованностью смыслов.

"Молитва лягушки" - это и самая первая притча в сборнике, задающая тему, которая принизывает весь сборник.

Однажды ночную молитву брата Бруно нарушило громкое кваканье гигантской лягушки. Все его попытки не обращать внимания на эти звуки оказались безуспешными, поэтому он крикнул из окна: «А ну, тихо! Мне нужно помолиться» .
Брат Бруно был святым, и его просьба была выполнена незамедлительно. Все живые существа замолкли, чтобы молитве ничто не мешало.
Но тут раздался еще один звук, помешавший Бруно восхвалять Бога. Внутренний голос сказал:
- Может быть, Богу кваканье этой лягушки слышать не менее приятно, чем пение твоих псалмов.
- Как может кваканье лягушки радовать уши Господа? — насмешливо возразил Бруно.
Но голос не собирался сдаваться:
- А зачем, по-твоему, Бог изобрел звук?
Бруно решил выяснить это. Он высунулся из окна и приказал: «Пойте!» Воздух наполнился равномерным кваканьем лягушки под сумасшедший аккомпанемент сородичей со всех близлежащих водоёмов. Бруно прислушался к звукам, и голоса перестали раздражать его; он обнаружил, что если не сопротивляться им, то они лишь обогащают тишину ночи.
С этим открытием сердце Бруно ощутило единые вибрации со всей Вселенной, и впервые в своей жизни он понял, что означает истинная молитва.

В сборнике мне встретилась притча, которая очень напоминает русскую сказку "По щучьему велению". Энтони де Мелло был большим юмористом, и притчу он озаглавил "Способ сохранить набедренную повязку". По сути же притча о том, что самая лучшая молитва - это молитва делами. В индийской духовной традиции такой образ жизни назывался Дхарма, а на Руси - Правь.

Гуру был очень доволен духовным прогрессом одного из своих учеников. Решив, что тому учитель больше не нужен, он оставил ученика в небольшой хижине на берегу реки.
После утреннего ритуального омовения в реке ученик обычно развешивал свою набедренную повязку для просушивания. Набедренная повязка была его единственным имуществом! Однажды он с ужасом обнаружил, что повязку в лохмотья изгрызли крысы. Ему пришлось выпросить другую у жителей деревни. Но крысы сгрызли и эту повязку. Но он нашел котёнка. Теперь он уже не обращал внимания на крыс; теперь он был вынужден просить еду не только для себя, но и искать молоко для котёнка.
«Тяжело попрошайничать, — подумал он, — да и жителей деревни приходится постоянно просить о чем-нибудь». У него появилась корова, и он стал выпрашивать у людей сено. «Пора начать возделывать землю вокруг хижины», — решил он. Но это оказалось совсем непросто, ведь работа практически не оставляла ему времени на медитацию. Поэтому он нанял людей для обработки своей земли. Присматривать за рабочими оказалось делом непростым, поэтому он женился, и жена взяла на себя часть обязанностей по хозяйству. Не удивительно, что в течение короткого времени он превратился в одного из самых зажиточных жителей деревни.
Прошло несколько лет. Как-то гуру ехал мимо этой деревни и с изумлением обнаружил на месте маленькой хижины огромный особняк. Он спросил одного из своих последователей: «Не то ли это место, где когда-то жил один из моих учеников?»
Вместо ответа к нему вышел сам ученик.
- Что здесь происходит, сын мой? — спросил гуру.
- Ты не поверишь, учитель, но для меня это оказалось единственным способом сохранить свою набедренную повязку.