Найти тему

Фарфоровые истории. Виктор Неплюев. Музей. Часть1.

Фарфор. Маленькие фигурки. Гжель..

Ещё лет 15 назад при этих словах я думала «Фу, какое мещанство.. Пылесборники.. Пережитки прошлого.. Сувениры для иностранцев».

Я была уверена, что в моем доме ни за что и никогда не появится ни одна фигурка, что подаренное буду передаривать и уж точно не могла себе представить, что буду гоняться за какой-то фигуркой по блошиным рынкам, шерстить Авито или замирать у витрин музея, сглатывая слюну. Поистине, никогда ни от чего не зарекайтесь! Именно это настигнет Вас и поглотит.

Вот так Наташа зареклась никогда не иметь в доме фарфоровых статуэток.
Вот так Наташа зареклась никогда не иметь в доме фарфоровых статуэток.

Сейчас я понимаю, что моя любовь к фарфору началась не внезапно. Я вспоминаю каким особенным казался чай из чашек, которые хранились в серванте, как мне нравилось рассматривать чужую посуду в гостях, как сразу поднималось настроение, если суп наливали в супницу(какое это чудо-есть суп из супницы).

А ещё, одно из сильных впечатлений детства была экскурсия на фабрику Гжель. Это было примерно в 1986 году, я была подростком и меня от школы отправили в поощрительную поездку Москва-Рязань. Поездка включала посещение фабрики в Гжели. Для меня мир перевернулся, я никак не могла осознать, как так происходит, что из какой-то сербурмалиновой глины вдруг получается белоснежное чудо. Как рисунок, который вначале выглядит коричнево-зелёным вдруг после обжига становится кобальтово-синим. Спустя много лет я изучила производство, побывала на экскурсиях во многих музеях и фабриках мира и даже поучаствовала в мастер-классах, секрет фарфора раскрылся и очаровал окончательно.

В этой статье я не буду рассказывать о своей коллекции и как она образовалась - это длинная история. В этой статье я хочу рассказать о выставке художника Виктора Неплюева, которую можно посетить в Москве до 10 мая.

Выставка до 10 мая. Четверг и суббота с 18 часов бесплатное посещение музея.
Выставка до 10 мая. Четверг и суббота с 18 часов бесплатное посещение музея.

Выставка проходит в Москве, в Музее Декоративно-прикладного искусства. Более того, в четверг и в субботу с 18 ч вход в музей бесплатный.

Музей Декоративно-прикладного искусства в Москве, ул Делегатская. Здание музея стоит отдельного внимания, там очень красиво.
Музей Декоративно-прикладного искусства в Москве, ул Делегатская. Здание музея стоит отдельного внимания, там очень красиво.
Музей в прекрасном особняке на Садовом кольце. Внутри очень много красивых деталей, постоянные экспозиции чудесны
Музей в прекрасном особняке на Садовом кольце. Внутри очень много красивых деталей, постоянные экспозиции чудесны

Виктор Неплюев гениальный художник и скульптор, имеет много званий. Немного об авторе можно почитать по ссылке https://www.artcontext.info/articles-about-art/2823-neplyuev-viktor-vyacheslavovich.html

Я не знакома с автором лично, но охочусь за его работами много лет. Я узнаю его фигурки из тысячи, у них особая доброта и «жизненность». Много работ есть в моей коллекции, но ещё больше хочется. Скажу одно: я почти год ждала сервиз его работы и ежедневно моя семья что называется «ест и пьёт с его рук».

Чайный сервиз «Деревня». У меня дома такой же. Это так странно видеть свой сервиз в музее.
Чайный сервиз «Деревня». У меня дома такой же. Это так странно видеть свой сервиз в музее.

Что же интересного на выставке?Описывать словами любое произведение искусства дело неблагодарное, давайте я лучше немного покажу что особенно мне запало в душу.

Самые известные и сложные работы- квасники. Это не предмет быта, это тренажёр фантазии и воспоминаний. Можно вдесятером разглядывать и каждый увидит своё. Я не представляю как можно это придумать и сделать, как можно на 1 предмет уместить целую жизнь нескольких поколений. А самое главное, как это все воплотить в жизнь с таким сложным и капризным материалом, как фарфор?

Смотрите сами:

Серия КВАСНИКОВ «Времена года».

ЗИМА.

Зима. Посмотрите на дым из труб домов, на домотканую дорожку, на кота. Фарфор это, фарфор, не забывайте.
Зима. Посмотрите на дым из труб домов, на домотканую дорожку, на кота. Фарфор это, фарфор, не забывайте.

ВЕСНА

Весна. Время скворечников, оглушительного пения птиц, березового сока и любви, конечно.
Весна. Время скворечников, оглушительного пения птиц, березового сока и любви, конечно.

ЛЕТО

Лето. Сенокос, грибы, много работы и длинные дни.
Лето. Сенокос, грибы, много работы и длинные дни.

ОСЕНЬ

Осень. Время собирать капусту и золотые яблоки. Время тёплых шарфов и Долгих прогулок.
Осень. Время собирать капусту и золотые яблоки. Время тёплых шарфов и Долгих прогулок.

Мы с мужем застыли перед этой витриной. Сколько реальной жизни, детских воспоминаний, даже запахов можно вспомнить. Мне кажется, что с детьми можно сочинять сериал каждый день, описывая и додумывая сюжет.

А вот ещё один квасник «Масленица».

Квасник МАСЛЕНИЦА. Как и положено, венчает блинница. Кстати, очень удобная штука, если будет возможность, обязательно купите домой блинницу из Гжели.
Квасник МАСЛЕНИЦА. Как и положено, венчает блинница. Кстати, очень удобная штука, если будет возможность, обязательно купите домой блинницу из Гжели.

Давайте рассмотрим его подробнее. Не знаю как у Вас, но в моем детстве я жила в маленьком городе Усмань в Липецкой области и там на Масленицу обязательно залезали на столб за сапогами! А уж катание на собаках-это мечта всех детей.

Ручка Квасника. Я в детстве часто видела на площади смельчаков, которые карабкались на столб за призами. А Вы?
Ручка Квасника. Я в детстве часто видела на площади смельчаков, которые карабкались на столб за призами. А Вы?

ещё один элемент. Да, одежда изменилась, но если представить людей в пуховике, то даже и бороду стричь не надо, настоящая встреча на рынке двух товарищей. А сани? Посмотрите как они быстро едут, что аж снеговиков приплющивание ветром.

Вы слышите как эти двое друзей обсуждают свой поход в барбершоп?
Вы слышите как эти двое друзей обсуждают свой поход в барбершоп?

Детали решают всё. Ни одно большое дело не обойдётся без деталей. Разве может быть этот носик без такого мальчишки или маленькой пташки? Ни за что! Они тут необходимы

Носик квасника МАСЛЕНИЦА. Ни одной лишней детали, ни одного упущения. Виктор Неплюев-гениальный автор.
Носик квасника МАСЛЕНИЦА. Ни одной лишней детали, ни одного упущения. Виктор Неплюев-гениальный автор.

Не буду дальше навязывать свои истории, Ваша фантазия точно богаче моей. Оставляю Вас наедине с этой картинкой из жизни. Опишите в комментариях свои мысли и чувства, давайте наполним Ленту теплотой детства

Как же много тёплых чувств нахлынуло, глядя в брюхо квасника, как в телевизор. Нет! В телевизоре я давно не видела так много хорошего. Поговорим об этой картинке в комментариях?
Как же много тёплых чувств нахлынуло, глядя в брюхо квасника, как в телевизор. Нет! В телевизоре я давно не видела так много хорошего. Поговорим об этой картинке в комментариях?

А есть ли среди моих читателей грибники? Такие заядлые, как мой папа, который может за 2 дня принести 17! ведёрок опят? Папа, эти строки для тебя. Этот квасник-твой! Эти строки посвящаю всем папам мира

Квасник ПО ГРИБЫ. Посмотрите на носик и ручку- вернее, на людей, которые «делают» этот квасник.
Квасник ПО ГРИБЫ. Посмотрите на носик и ручку- вернее, на людей, которые «делают» этот квасник.
Чудесная женщина пока с пустым лукошком. Может потому не видит грибов, что в голове у неё воронка мыслей обо всем на свете, идёт по лесу, отдыхает от домашних дел, а мысли всё лезут и лезут, и как они только умещаются в такой маленькой голове?
Чудесная женщина пока с пустым лукошком. Может потому не видит грибов, что в голове у неё воронка мыслей обо всем на свете, идёт по лесу, отдыхает от домашних дел, а мысли всё лезут и лезут, и как они только умещаются в такой маленькой голове?

Детали, детали- они определяют всё. Они самое важное в самом большом деле. Посмотрите на эти грибочки? Видите их уже в своей тарелке? Рядом с жареной картошечкой?

Вам опят или маслят? Настоящие грибники сразу сортируют грибы, как я слышала. Или берут только 1 вид.
Вам опят или маслят? Настоящие грибники сразу сортируют грибы, как я слышала. Или берут только 1 вид.

Напоследок не могу не показать квасник в котором отражены все этапы фарфорового искусства мастеров Гжели. Обратите внимание что растёт на дереве))

Вот так происходит чудо Гжели. Вот эти люди, которые сохраняют искусство, несмотря на надвигающийся и поглощающий китайский ширпотреб. Кстати, на фабрике проводят экскурсию и даже мастер-классы.
Вот так происходит чудо Гжели. Вот эти люди, которые сохраняют искусство, несмотря на надвигающийся и поглощающий китайский ширпотреб. Кстати, на фабрике проводят экскурсию и даже мастер-классы.

Хотела рассказать про всю выставку, а уместились только квасники. На выставке много работ остались.

Про майолику не уместилось
Про майолику не уместилось
Скульптура в другой части будет..
Скульптура в другой части будет..

Так что продолжение следует..

Чуть не забыла, я на Ютюб делала ролики про фарфор. Вот они по ссылке. А не продолжить ли мне снимать дальше?

#кашпошница #фарфор #фарфоровые статуэтки #неплюев #петровская #выставка #музей #проФарфор #фарфоровые истории