Не так давно Ростуризм анонсировал три программы, нацеленные на развитие внутреннего туризма. Региональные комитеты обратились к предпринимательскому сообществу, чтобы выявить желающих воспользоваться этой финансовой поддержкой. Спустя еще некоторое время после начала формирования списков желающих, комитеты вновь обратились с новой грантовой программой.
В отличие от предыдущих трёх программ, максимальная сумма этого гранта составляет 15млн.руб. При этом, официальные лица Ростуризма не делают заявлений. Спешу предположить, что они обдумывают параметры программы.
Теперь давайте разберёмся, насколько эффективной может быть данная программа.
Основными её параметрами являются:
- субсидирование только номерного фонда (бокс, контейнер, модуль)
- реализация проекта в течении летнего сезона
- обязательное наличие помещение для общепита, баня, хозяйственные строения для организации проката спортивного инвентаря
Поверхностный анализ нам сообщает, что грант рассчитан преимущественно для объектов, которые уже функционируют. Т.е. у них уже предполагается наличие административно-бытовых строений, кафе, бани. Им не нужно прокладывать дороги, подводить электричество, бурить скважины и строить ЛОСы. Остаётся только поплотнее произвести застройку глэмп-шатрами или бытовками.
Опираясь на личный опыт, могу утверждать, что для постройки 10-ти домиков стоимостью по 3млн. каждый и получив субсидию 15 млн. руб., предпринимателю нужно дополнительно профинансировать ещё минимум 40 млн. руб. И это очень скромный подсчёт при разработке новой локации.
Ростуризм стимулирует укрупнение уже существующих площадок
А возможно и их ухудшение. Плотность застройки однозначно негативно скажется на уровне отдыха.
К сожалению, в погоне за рублём современные глемпинги и турбазы выжимают максимум из своих территорий. Ситуация, когда от места вашего отдыха с семьёй на расстоянии 5-ти метров стоит сосед с мангалом, считается нормой.
Нужно привлекать предпринимателей из других отраслей
Для качества предоставляемых услуг нужна здоровая конкуренция и дифференциация участников рынка. Многие предприниматели сейчас из-за приостановки сотрудничества с Европой, остановили деятельность своих компаний. При этом они сохранили капиталы и оборотные средства. У этих людей уже сформировались свои вкусы и предпочтения насчет отдыха, ведь они побывали в большом количестве стран. И это в большей мере хорошие предпочтения, которые было бы неплохо реализовать и у нас.
В палатке семьёй из четырёх человек?
Данная грантовая программа совсем не берёт во внимание другую, достаточно большую и платёжеспособную аудиторию. Аудиторию, которая предпочитает повышенный комфорт, SPA и улучшенный сервис. С начала «ковидной» истории и до сегодняшнего дня, в этом сегменте наблюдается острая нехватка номерного фонда среди загородных отелей.
Конечно, в краткосрочной перспективе эта программа решит проблему в создании бюджетного номерного фонда под аудиторию предпочитающих «Эко» отдых. Но в горизонте 3-х лет, когда восстановиться авиасообщение, а с помощью отечественных ОТА потребитель сможет бронировать отели за границей, мы получим сильный перекос в сторону низко бюджетного, высоко конкурентного, и к тому моменту уже ветшающего номерного фонда аля Глеэмпинг.
Надеюсь, мои размышления на этот счет не являются единственными и вновь поступающая обратная связь в Ростуризм, побудит их принять выверенное и грамотное решение.