Найти тему
Регина Молчанова

Как я вернулась в детство на параде ретро-трамваев

Нет для старого москвича общественного транспортного средства милее, чем трамвай. «Старого» в данном случае понимать - коренного, а не старого по возрасту. 

Волею судеб вышло так, что я родилась в тихом зеленом районе на западе Москвы, где трамвайного движения не было. Живу я и сейчас на западе, и в моем районе трамвайного движения тоже нет. Аксакалы говорят, что в 60-е годы прошлого века оно было на улице Дорогомиловской, но потом его свернули, а рельсы и контактную сеть демонтировали. 

Родители мои родились в центре и вдоволь накатались на трамвайчиках. А для меня в детстве поездка на трамвае была настоящим праздником. Трамвайчики всегда казались мне живыми и одушевлёнными созданиями. Казалось, что каждый вагон имеет своё лицо и свой характер, и что они - добрые трудяжки. А ещё мне всегда нравилось смотреть в окно на калейдоскоп меняющихся картинок. Мне и сейчас это нравится.

Волна памяти выбрасывает меня из реалий дня сегодняшнего и уносит меня в те времена, когда по улицам старой Москвы бегали блюдцеглазые татрочки, разрезая воздух весёлыми звоночками, и люди по-доброму улыбались, слушая эту городскую симфонию, а я была ростом чуть выше родительского колена, и все в мире мне казалось таким интересным и таким ярким.

И поэтому сегодня я отправилась на парад ретро-трамваев! 

Вот он - трамвай моего детства. За ним идёт КТМ-8. Фото сделано автором и принадлежит автору.
Вот он - трамвай моего детства. За ним идёт КТМ-8. Фото сделано автором и принадлежит автору.

8 раритетных вагонов, самому возрастному из которых 114 лет, прошли по маршруту от депо им. Баумана до Останкинского пруда, а потом вернулись в депо, где их и другие ретро-вагоны (всего 15) могли осмотреть посетители. 

Легендарный маршрут «А», ласково именуемый москвичами Аннушкой, и старший по возрасту вагон из экспонируемых, построенный в 1908 году! Фото сделано автором.
Легендарный маршрут «А», ласково именуемый москвичами Аннушкой, и старший по возрасту вагон из экспонируемых, построенный в 1908 году! Фото сделано автором.
А вот и описание вагона
А вот и описание вагона

Несмотря на лютую погоду, больше похожую не на 16 апреля, а на какое-то незнамобря без числа (+2 и мокрый снег с дождем), народу пришло достаточно. Многие были с мощной аппаратурой, вели стримы (блогеры - подумал Штирлиц). Кофейку для сугрева явно не хватало (умные люди со своими тамблерами пришли), но ситуацию спасали музыканты, азартно рубящие хиты в ска-панк-обработке, заставляющей слушателей приплясывать.

Задолго до моего рождения москвичей возили вот такие вагоны - МТВ-80 и МТВ-82 (на фото он). Фото сделано автором.
Задолго до моего рождения москвичей возили вот такие вагоны - МТВ-80 и МТВ-82 (на фото он). Фото сделано автором.
МТВ-82, детали. Фото сделано автором.
МТВ-82, детали. Фото сделано автором.
Описание вагона.
Описание вагона.

В трамваи можно было заходить, на служебные вроде очистителей - залезать.

Счастливый автор и трамвай детства: Татра Т3. До того ходили у нас Т2, но я их не застала. Зато сегодня увидела в виде экспоната. Фото из личного архива автора.
Счастливый автор и трамвай детства: Татра Т3. До того ходили у нас Т2, но я их не застала. Зато сегодня увидела в виде экспоната. Фото из личного архива автора.

И когда я ехала домой, то долго ещё не могла стереть с лица улыбку, а в голове все звенели веселые звоночки из прошлого.

Трамвайная сцепка. Фото сделано автором.
Трамвайная сцепка. Фото сделано автором.
И вот ещё сцепка. Фото сделано автором.
И вот ещё сцепка. Фото сделано автором.

И кстати, чтоб два раза не вставать - сообщаю на случай, если вы этого не знали. Первый в мире электрический трамвай был изобретён российским офицером и инженером Фёдором Пироцким. Плод его конструкторской мысли на электрической тяге был испытан в Санкт-Петербурге летом 1880 года.

#москва #москва и москвичи #трамвай #ретро-трамвай #общественный транспорт #ретро-техника #лайфстайл #досуг в москве #воспоминания из детства #трамваи москвы

Фото сделано автором
Фото сделано автором