12 подписчиков

Апофеоз Атаки Титанов

Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум

Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум  3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет

3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет человечества». Впереди нас ждёт экранизация ещё девяти оставшихся по манге глав и дополнительных страниц в купе с целым годом томительного ожидания.

Уже анонсирована третья, заключительная (хочется верить) часть сезона, а гнев фанатов, вызванный таким решением, не должен вызывать удивлений. Ведь приставка «финальный» идёт за аниме уже два года, от чего смысл в ней отпадает сам по себе.

Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум  3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет-2

Четвёртый сезон стал поистине уникальным событием для аниме индустрии. Об Атаке Титанов говорили все, разговоры о шоу сочились из всех щелей. Хайп множился и не то чтобы незаслуженно.

Несколько занятных фактов для подтверждения масштаба происходящего:

  • Исследовательская компания Parrot Analysis назвала Атаку Титанов самым востребованным телешоу в мире в 2021 году. Это первый неанглоязычный сериал, получивший титул, ранее принадлежавший только Ходячим Мертвецам и Игре Престолов
  • Опенинги четвёртого сезона пробивают рубеж в 40 млн просмотров на YouTube, а сингл «The Rumbling» группы SiM занял 1 место в чарте Hot Hard Rock Songs от Billboard
  • 6 эпизодов, по 3 на каждую часть на момент написания статьи имеют оценку 9,9 на пользовательском портале IMDb
  • На ежегодной премии в области аниме индустрии Crunchyroll Anime Awards 2022 Титаны одержали победу в номинациях: аниме года, лучший опенинг (My War), лучший антагонист (Эрен Йегер), лучший сейю (Юки Кадзи / Эрен Йегер)

Год назад я высказывал своё мнение о финале манги Хадзимэ Исаямы (можете ознакомиться тут). Теперь, в рамках серии статей я расскажу вам о том, каким я вижу четвертый сезон, справилась ли новая студия MAPPA с экранизацией, почему фанаты разделились на два лагеря и причём тут Мстители? Приступим-с!

UPD: берегись спойлеров!

Новый облик

В 2019 году третий сезон Атаки подвёл черту в многолетней истории о пути наших героев к подвалу, что таил в себе секреты местного мироустройства. Подвал был достигнут, стены отбиты, титаны с острова исчезли.

Однако за морем, когда-то олицетворявшим свободу, таилась новая угроза. Титаны, что сотню лет пожирали людей за стенами, были лишь первой преградой. Против народа Имир ополчился весь мир.

Это точка отсчёта, водораздел, поворотный момент. Называть можно по-разному, но суть остаётся одна – с этого момента Атака Титанов перестаёт быть прежней.

Лейтмотивом перемен в истории можно обозначить два основных фактора:

Серая мораль

Главный конфликт в первых трёх сезонах четко разделял его участников на плохих и хороших.

  • Люди vs титаны
  • Разведчики vs предатели-шифтеры*

(Шифтер - человек, обладающий силой одного из девяти титанов)

В четвёртом сезоне данное разделение потеряло актуальность, конфликт между Марлией и Элдией вышел на принципиально новый уровень, разобраться: кто прав, а кто виноват стало невозможным. Неоднозначность и противоречивость конфликта приближает его к реалиям нашей жизни, делает более сложным, качественно поднимает проблематику произведения, а значит и интерес к нему.

Но как Исаяма подносит эту идею зрителю?

Переносимся в сюжет четвёртого сезона:

Быт он и в Африке быт

В первых четырёх сериях нам демонстрируют жизнь по ту сторону моря: знакомят с новыми героями, выкручивают наизнанку старых. На экране (за исключением первого эпизода и флэшбэков) происходит редкое для Атаки явление: царит мир, накал событий утих, в мрачное элдийское гетто ворвался праздник и лишь странный калека без ноги и с повязкой на глазе напоминает о том, что мир этот не более чем мимолетный образ, фантом.

И что в итоге?

Нам нарочно не показывают то, к чему мы привыкли – разведкорпус с его уже родными для нас героями. Исаяма хочет, что бы вы абстрагировались от них и, напротив, прониклись «злыми» марлийцами.

На выходе мы приходим к выводу, что «демоны острова» и люди извне ничем не отличаются друг от друга.

Но этого мало, нужно большей эмоций, больше драмы! Как это сделать? Обратиться к персонажам.

Жизнь в Марлии через призму Фалько и Райнера

Для развенчивания мысли о том, что на континенте живет одно сплошное зло, мало показать мирный быт его обитателей. Нужны те образы, те персонажи, которые будут отражать в полном объёме то, что хочет донести автор.

Фалько – добрая душа, альтруистичный по своей натуре. Неспроста первые кадры нового сезона показывают именно его. Он оказывает первую помощь раненым солдатам противника, отправляет письма…

Главная цель – стать бронированным, исходит из мотива спасти свою возлюбленную, а не ради собственной выгоды. Фокус в данном отрезке истории делается на нём для отражения всё той же идеи – люди одинаковы.

Просто представьте, что акценты смещены и вместо Фалько перед нами с большей частотой предстаёт Габи: как бы тогда изменилось восприятие марлийского мира? Вместо добра и альтруизма, которые транслировал в историю Фалько, на авансцену вышли бы шовинизм, нетерпимость и злость от несправедливой жизни в лагерях. Конечно, эти темы не стоит упускать вовсе, но ставить заглавными было бы явным допущением.

Вторым персонажем, задающим нужный тон, является Райнер Браун.

Как выглядит его образ до арки в Марлии? Чертов предатель, разрушивший стены и обрекший сотни тысяч элдийцев на смерть в пастях титанов.

Исаяма переворачивает восприятие персонажа и, опять же, стремится донести свой основной посыл.

Райнер хотел спасти мир, с самого детства это стремление не без помощи военной пропаганды вбивалось в его голову, множилось, росло как сорняк. Став настоящим героем, он избавил бы себя и мать от беспросветной жизни в лагере.

Демоны с острова ставят под угрозу выживание всего человечества, они не заслуживают жизни, так он считал… Однако реальность полна разочарований, домой Райнер вернулся уже совершенно другим человеком. Проведя столько лет в стане врага, деля с ним пищу и кров, он не мог не понять, что те образы кровожадных элдийцев, которые военные старательно рисовали в его голове всё детство – ложь.

В то же время вместе с принятием одного, следом идёт и другое: «Я (Райнер) – виновник апокалипсиса».

Он давно хочет покончить с собой и единственное, что его удерживает от нажатия на спусковой крючок – близкие ему люди. Это всё, что у него осталось. Трагическая судьба Райнера Брауна является одной из лучших сюжетных линий отдельно взятого персонажа в Атаке Титанов, вне всяких сомнений.

Подытожим: на развилке истории, где варианты сценария и общей концепции можно клепать от рассвета до заката Исаяма с помощью демонстрации быта Марлии сквозь истории Фалько и Райнера решил привнести в конфликт больше неоднозначности – серость морали.

Осталось лишь вернуть сторителлинг на рельсы экшен триллера в нужное время, нужном месте, желательно с продвижением серости конфликта уже через элдийскую сторону. Наконец, мы переходим ко второму ключевому фактору.

Эрен Йегер

Хадзимэ Исаяма в интервью одному из изданий дал очень точную характеристику главному герою. До того, как Эрен увидел море – он был рабом сюжета, жертвой обстоятельств, впоследствии он сам взял историю в свои руки. Что этому послужило? Об этом позднее, а пока вернемся к сюжету:

В арке Марлии Эрен предстает перед нами в неожиданном образе искалеченного марлийского солдата. Будучи одним на территории врага, более никто со стороны Элдии вплоть до атаки на Либерио не фигурирует в истории, кроме главного героя. Всё наше внимание, таким образом, фокусируется на нём.

Изменился его голос, поменялся взгляд. Речи, что он толкает: об аде и то, что за ним, настораживают. Мы понимаем, что Эрен изменился и предугадать, что он сделает дальше, становится затруднительно.

В конечном итоге, все метаморфозы сюжета и персонажей сводятся в одну точку, словно пути – объявление войны.

Можете со мной не соглашаться, но я считаю этот эпизод апогеем Атаки Титанов.

Великолепный диалог Эрена и Райнера, двух, казалось бы, антиподов, в полной мере раскрывает главную идею и проецирует ее на них самих:

Развитие главного героя на фоне прошлых сезонов выходит на совершенно иной уровень. Эрен другой человек.

На вопрос Райнера о том, пришёл ли он для расправы, которую обещал ему с Бертольдом, Эрен просит забыть его об этом. Месть как мотив исчезает. Более того, вразрез ожиданиям, Йегер проявляет сочувствие.

Будучи единственным, кто в полной мере осознаёт трагедию мира Атаки Титанов, с состраданием смотря на своего главного врага, ему, тем не менее , не остаётся ничего, кроме как продолжать двигаться вперёд. Что он и делает. Речь Вилли Тайбера сжигает мосты. Эрен объявляет войну всему миру.

Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум  3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет-11

Ситуация отзеркаливается. Теперь Райнер – жертва, а Эрен – злодей. Проводится очевидная параллель между Габи и маленьким Эреном: хаос, ужас внезапной войны и непонимание причин происходящего.

Всё это сопровождается зубодробительным экшеном, не уступающим по постановке (речь не идёт о технической составляющей) первым трём сезонам, да и и воспринимается он гораздо более свежо из-за смены сторон и локации

Наконец на экране появляется разведкорпус в обновлённой экипировке, а Эрен за четыре года прокачал свои скиллы в кратном объёме. Операция по атаке на Либерио успешно завершена, враг разгромлен.

Старый приём в новой обёртке

Одной из причин популярности и притягательности Атаки Титанов в первых трёх сезонах являлась интрига вокруг описываемого мира. Откуда взялись титаны? Что ждёт героев за стенами? Почему бронированный и колосс пробили стены?

Большие вопросы в сюжете, требующие не менее больших ответов. Интрига поддерживала интерес к сериалу, приковывая зрителей к экранам.

Как Исаяма сохраняет ту же тенденцию уже после того, как наши герои достигли моря?

Теперь вся интрига крутится вокруг главного героя. Появляются новые вопросы: почему Эрен решил действовать в одиночку, действуя вразрез интересам армии и правительства? Чего он добивается? И что с ним вообще произошло?

Непонимание действий Эрена вызвано таймскипом – между событиями третьего сезона и терактом в Либерио прошло 4 года. Отчего причинно-следственная связь перевёрнута: сначала мы видим действия героев и лишь затем посредством флэшбэков причины. Так, мотивы Эрена будут постепенно раскрываться вплоть до конца всего четвёртого сезона.

А что нового?

После атаки на Либерио сюжет переходит в русло политических игр. Герои пытаются найти решение элдийского вопроса. Заглавными выступают темы национализма и политического террора: использование лозунгов (посвятите свои сердца), образ национального героя, теракты, расслоение армии. Через линию Габи и Фалько ретранслируется влияние массовой пропаганды.

Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум  3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет-14

В конечном итоге все карты спутывают братья Йегеры. С помощью отравленного вина верхушка армии попадает в заложники, Ханджи и Пиксис беспомощны, а трио ЭМА окончательно раскалывается. Сезон заканчивается на мощнейшем клиффхэнгере: разбитая, как казалось, армия Марлии устраивает диверсию в Шиганшине, грядёт финальное сражение.

Итоги

Мысленно пройдясь по сюжету первой части четвертого сезона, помимо описанных выше изменений и новшеств, чувствуется нарочито явная смена настроения истории: если раньше Атака была жестоким и порой жутким тайтлом, но с чётким неочерненным стремлением к свободе, верой в надежду на лучшее, дружбой и преданностью, то теперь чувство депрессивной безысходности и трагедии заполоняет собой практически всё. И да, черт возьми, мне это нравится. Тон истории, проблематика, её отзеркаливание, становление главного героя, экшен, накал, ставки конфликтующих сторон. Четвертый сезон удивителен в своем невероятном отличии от предыдущих, при этом он сохранил высочайшую планку качества (опять, же, без учета технического аспекта, о котором будет рассказано позже). История, ее персонажи переосмысляют себя, а вместе и мы с вами – зрители, к чему, по сути, и должна стремиться анимация и кино в целом.

10 из 10

Что ж, на этом первая часть из серии статей закончена. Спасибо, что дочитали до конца. В следующей я в аналогичном формате разберу вторую часть четвёртого сезона, а в заключительной расскажу о работе студии MAPPA, гневе фанатов и расколе фандома. Любите кино, любите аниме, до скорого!
Современная классика японской анимации будоражит умы миллионов зрителей и создаёт настоящий информационный бум  3 апреля вышел последний эпизод второй части финального сезона Атаки Титанов – «Рассвет-16