Добрый день! Эта публикация продолжает цикл посвященный средневековой Японии. Я рассказала про историю, самураев и ниндзя, дошла до мифологических представлений и перешла к искусству. Поговорила про скульптуры и графику, синтоистские и буддистские храмы. Теперь от храмов религиозных перейдем к “храму искусства” - театру.
Традиции театра Но - одни из старейших среди непрерывных театральных традиций в мире. На сцене разыгрывались духовные драмы, с использованием символики синтоизма и буддизма. Они исполнялись в перемежку с кёген - фарсовыми постановками, которые соединяли тему спектакля Но с настоящим временем. Для выступлений актеры использовали маски, костюмы и специфический реквизит. Эмоции передавались регламентированными жестами и мимикой, а маски были необходимы для ролей женщин, призраков, божеств и демонов.
Другой традиционный японский театр - кабуки. Он зародился в 1603 г. благодаря Идзумо-но Окуни - жрице синтоистского святилища Идзумо-тайся - Великого храма Идзумо, посвященного ками Окунинуси. Она стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки и на многолюдных улицах, разбавляя их светскими. Со временем женщина стала популярна в столице, а потом стали появляться труппы, конкурирующие между собой, что и вылилось в новый вид театра.
Термин “кабуки” состоит из трех иероглифов, которые означают “петь”, “танцевать” и “мастерство”. По другой версии, слово происходить от “кабуку” - “быть необычным”, что позволяет перевести название театра, как “необычный” или, даже, “авангардный”.
Первоначально все роли исполняли только женщины. Однако их моральный уровень привел к запрету в 1629 г., после которого актерами стали юноши. Но их поведение было не многим лучше, что послужило поводом для нового запрета в 1652 г. С 1653 г. роли в театре кабуки играют исключительно зрелые мужчины. Причем существует три стиля исполнения: “арагото” - грубый, “вагото” - мягкий и “оннагата” - женский.
Театр кабуки отличается специфической конструкцией, здесь к главной сцене ведет дорога - “ханамити”, что значит “цветочная тропа”. На ней также могут разыгрываться некоторые сцены.
В XVIII в. появляются вращающиеся сцены и механические люки. При этом смена декораций может происходить без специализированного антракта. Актеры играют, занавес открыт, а на сцену выходят люди в черном, которых как бы не видно, и делают свое "черное дело", в смысле меняют декорации.
Вначале XVIII в. в театре кабуки появляются язык поз миэ и грим кумадори. “Миэ” значит “видимый”. Актеры принимают позы и замирают на несколько секунд, чтобы акцентировать внимание зрителя на определенной эмоции персонажа. “Кумадори” переводится как “нанесение полос на лицо”. Причем в мужском гриме, каждая полоса имеет особое значение, а в женском - лишь утрируются черты лица.
В следующей публикации я продолжу рассказ о японских искусствах и, в первую очередь, об искусстве чайной церемонии.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала