1,7K подписчиков

Музыка и слово: Прокофьев и Ахматова

Вообще тема переплетения разных видов искусства — лейтмотив жизни композитора Скрябина. Он мечтал и надеялся на изменение мира вследствие сплетения музыки, слов, света, цвета воедино. Увы, его замыслам было не суждено сбыться, но кто знает, что было бы, если бы…

Впрочем, не Скрябиным единым. Самое простое сплетение двух важнейших видов искусства — музыки и слова — нашли своё отражение в песнях, романсах, операх, ораториях, кантатах — словом, в любом вокальном жанре, где есть голос + аккомпанемент.

Сегодня я больше сосредоточусь на песнях-романсах. Песня с аккомпанементом появилась во времена Венского классицизма в творчестве Бетховена и Моцарта. Она представляла собой маленькую музыкально-эмоциональную зарисовку. Вот пример: Моцарт — «К Хлое»

Даже случились песни Франца Шуберта. Совершенство их не вызывает вопросов и по сей день. Более 600 песен (включая два цикла «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь») вышло из-под его руки. Изысканность гармоний раннего романтизма переплетается в них с классицистскими формами и лёгкостью, притом уже в совершенно романтическом настроении трагедии и драматизма. Что это, если не чудо?

Франц Петер Шуберт
Франц Петер Шуберт

Ниже — одна из его наиболее шедевральных песен «Гретхен за прялкой» (большой привет Гёте):

Через песни Роберта Шумана, немногочисленные произведения в этом жанре Ференца Листа, мы приходим к ЖУТКО ОГРОМНОМУ количеству песен и циклов с ними Клода Дебюсси. Этот бешеный импрессионист написал циклы на слова забытых старых поэтов, современников и даже на свои собственные. Один из примеров — ниже — «Рождество детей, лишённых крова»:

Грех не упомянуть наших композиторов-соотечественников, ставших во многом столпами жанра голоса и фортепиано. Первые яркие примеры родились ещё в доглинковские времена в виде, например, песни «Стонет сизый голубочек» авторства Фёдора Михайловича Дубянского. Далее романсы Глинки и Даргомыжского (я их даже цитировать не буду, их знают буквально все как песни инстасамки), потом случились романсы «Могучей кучки», где особенно отличился Николай Андреевич Римский-Корсаков и Милий Алексеевич Балакирев. Подлитые шедевры позднего русского романтизма — романсы и циклы песен Рахманинова и Метнера. У них можно открывать буквально любой романс или песню — и всё невероятно прекрасно!

Но «Это только присказка — сказка впереди»

Вообще тема переплетения разных видов искусства — лейтмотив жизни композитора Скрябина. Он мечтал и надеялся на изменение мира вследствие сплетения музыки, слов, света, цвета воедино.-2

Преамбула выше была важной исторической справкой, однако теперь я поведаю о цикле романсов «Пять стихотворений Ахматовой» ор. 27 Сергея Сергеевича Прокофьева.

Этот цикл — одна из самых лирических страниц музыки Прокофьева. Он уже был известен как пианист-виртуоз и в России, и в мире, однако как композитор он ещё не был столь ярок и прославлен. А любому автору любого вида творчества хочется признания.

И вот Прокофьев обращается к творчеству Анны Андреевны, на тот момент новому имени в мировой литературе. Сергей Сергеевич решил не брать какой-то цикл стихотворений или один какой-то сборник целиком, а выбирать отдельные сочинения из всего творчества Ахматовой. Итого вышло пять стихотворений:

  1. Солнце комнату наполнило (сборник «Чётки»)
  2. Настоящую нежность (сборник «Чётки»)
  3. Память о солнце (сборник «Вечер»)
  4. Здравствуй! (сборник «Чётки»)
  5. Сероглазый король (сборник «Вечер»)
Вообще тема переплетения разных видов искусства — лейтмотив жизни композитора Скрябина. Он мечтал и надеялся на изменение мира вследствие сплетения музыки, слов, света, цвета воедино.-3

Все эти романсы написаны за 1916 год и очень быстро стали популярны.

Подробный анализ каждого стихотворения делать я не буду, но хочу обратить внимание на лёгкость и прозрачность романса «Солнце комнату наполнило». Для начала просто оставлю стихотворение здесь:

Солнце комнату наполнило
Пылью жёлтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.
Оттого и оснежённая
Даль за окнами тепла,
Оттого и я, бессонная,
Как причастница спала.
— 1913 г.

Очень светлый аккомпанемент — особенность этого цикла Прокофьева. И это основное отличие, к слову, от песен и романсов поздних русских романтиков и всего, что было до них. Раньше аккомпанемент играл очень важную роль с точки зрения эмоции, поскольку разные гармонии могут иллюстрировать разное настроение. Таким образом музыка помогала слову. У Прокофьева же аккомпанемент очень лёгкий, основа — мелодия и слово. И настроение создаётся сразу же, солнце действительно наполняет комнату, ощущение светлого праздника не покидает слушателя.

Однако не утверждаю, что трактовка Прокофьева — единственно верная. Каждый волен в самих стихотворениях видеть нечто совершенно иное, порой противоположное — сумрак, например. В этом и есть особенность искусства — оно многогранно, и каждый волен выбирать его по себе.

———————————————————————————————————

Смотрите также:

———————————————————————————————————

Канал «ЛитМузБес»:

———————————————————————————————————

Поддержка обоих каналов на патреоне и бусти:

———————————————————————————————————

Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень помогает продвижению канала ☺️