Найти тему
Михаил PRO

"ЗАПОЗДАЛОЕ БАРОККО". Заброшенный Храм свт. Николая Чудотворца с. Грудево Судиславского района Костромской области

Почему "Запоздалое барокко"? В книге "Памятники архитектуры Костромской области" в разделе, посвященном храму с. Грудево написано: "Считается, что Никольский храм построен в стиле, характерном для костромского зодчества, в запоздалых для своего времени формах барокко".

Вот так встречает путника храм.... 2010 г.
Вот так встречает путника храм.... 2010 г.

Традиционно начнем с истории села. Одно из первых упоминаний села датируется 1585 г. в контексте его административной принадлежности к Чижеву стану.

С. Грудево упоминается в 7 строчке...
С. Грудево упоминается в 7 строчке...

Обратим внимание на следующее. Во-первых, село Грудево упоминается как монастырская деревня Костромского Богоявленского монастыря (в 30 верстах от города), и во-вторых, село располагалось близ Галичской дороги. К сожалению, сегодня территория села удалена от дороги на 5 км. Т. о. село принадлежало крупному Богоявленскому монастырю г. Костромы (где сегодня находится Богоявленский кафедральный собор Костромской епархии) и находилось около большой дороги. Это косвенно свидетельствует о достойном уровне благосостояния жителей села.

Известно 1629 году в селе было 2 храма: свт. Николая и Архистратига Михаила, - которые сгорели в 1630 году. Храмы были отстроены заново.

-3

В 1678 году в селе Грудево по прежнему 2 церкви: холодная свт. Николая (шатровая) и теплая Архистратига Михаила. Спустя более чем 100 лет эти деревянные храмы обветшали и на их месте в 1801 году построен на средства прихожан новый, кирпичный храм.

Фото храма,1978 г.
Фото храма,1978 г.

В издании 1863 года Николаевская церковь с. Грудево имеет следующее описание:

1863 год.
1863 год.

В 1911 году о приходе дается следующая справка:

1911 год.
1911 год.

Обратим внимание: за 50 лет (с 1863 по 1911 годы) население прихода выросло на 54%. Этот факт очень ярко свидетельствует о том, насколько хорошо жили наши предки до революции... К сожалению сегодня в нашей стране вряд ли мы найдем сельский населенный пункт с таким естественным приростом населения...

Фото 2010 г.
Фото 2010 г.

Итак, рассмотрим более подробно здание храма. Никольская церковь в Грудево построенная в 1801 году в середине XIX века была существенно перестроена. Вместо разобранной старой трапезной возвели существующую ныне, более вместительную с приделами Архангела Михаила и Ильи Пророка, а также построили новую колокольню.

Элемент стены трапезной части храма.
Элемент стены трапезной части храма.
Колокольня, 2010.
Колокольня, 2010.

В это же время приходское кладбище было обнесено кирпичной оградой с массивными Святыми воротами. Есть описание этих ворот: повышенная средняя часть ворот с широким арочным проездом была завершена фигурным аттиком, а фланги - восточный с арочной калиткой, западный глухой - были обработаны приземистыми четырехколонными тосканскими портиками, завершенными треугольными фронтонами.

-10
Восточная башня ограды храма, 2016.
Восточная башня ограды храма, 2016.

В кон. 19 в. рядом с церковью была сооружена сторожка. Ворота и калитка закрывались ажурными металлическими полотнищами. Сегодня ограда и ворота сохранились фрагментарно; сторожка находится в руинированном состоянии.

Руины сторожки, 2016.
Руины сторожки, 2016.
Сторожка и башенка западной стены ограды, 2016.
Сторожка и башенка западной стены ограды, 2016.

Церковь Николая Чудотворца имеет симметричную продольно-осевую композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольни.

Схема храма.
Схема храма.

Основной объем представляет собой двусветный, со скругленными восточными углами четверик, несущий восьмерик, завершенный пологой граненой крышей, увенчанной пятиглавием. Более низкая по отношению к четверику пятигранная в плане апсида лишь немногим уступает ему по ширине. Обширная трапезная, значительно превышающая четверик по ширине, вытянута по поперечной оси здания, а прямоугольные в плане апсиды ее приделов частично закрывают боковые фасады храма.

Восьмерик на четверике, 2010 г.
Восьмерик на четверике, 2010 г.
Алтарь, 2010 г.
Алтарь, 2010 г.

Высокая колокольня состоит из трех уменьшающихся по объему кверху четвериков, завершенных граненым барабаном со шпилем. Колокольня декорирована в духе позднего классицизма. Все ее ярусы прорезаны большими арочными проемами, заключенными в плоские прямоугольные ниши.

2010 год.
2010 год.

В храме сохранились фрагменты клеевой живописи 2-й четв. 19 в., выполненной в барочных традициях с использованием пышных орнаментов и архитектурных композиций, выполненных в технике гризайля. В перекрытии храма помещена сложная многофигурная композиция с трубящими ангелами и Иисусом в центре. В западных тромпах написаны евангелисты. В простенках окон восьмерика изображены фигуры апостолов. На боковых стенах четверика простенки окон первого света заполнены крупными гризайльными колоннами с золечеными композитными капителями. Всю западную стену занимает крупная композиция «Вознесение» в пышной раме.

Несколько фото интерьера основного объема храма:

Восточная стена, 2010 г.
Восточная стена, 2010 г.
Элементы росписи, 2010 г.
Элементы росписи, 2010 г.
Новозаветная Троица на западной стене алтаря, 2010 г.
Новозаветная Троица на западной стене алтаря, 2010 г.
Декор, 2010 г.
Декор, 2010 г.
Свод, 2010 г.
Свод, 2010 г.

Трапезная часть храма сохранилась очень плохо: 2 из 3 сводов обрушены:

Сохранившийся свод левого придела, 2016 г.
Сохранившийся свод левого придела, 2016 г.

Интересно, что сохранившийся свод левого придела отличается от двух рухнувших: он уже сделан из бетона, а не выложен из кирпича.

Левый придел, 2016 г.
Левый придел, 2016 г.
-25

-26
Вот какой лес вырос на храме...
Вот какой лес вырос на храме...

В первом ярусе колокольни частично сохранились фрески и элементами человеческого святотатства:

Фреска с выбитыми ликами...
Фреска с выбитыми ликами...

Большая фотогалерея храма есть здесь https://sobory.ru/article/?object=15467

Видео храме:

Спасибо за внимание!

PS. ДУХОВЕНСТВО НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ С. ГРУДЕВО

священник КУЛИКОВ Леонтий Иосифович (1780 – ?) – служил в храме с 1802 г. и в 1837 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1802 г.

священник СЕМЕНОВСКИЙ Василий (1786 – ?) – служил в храме с 1809 г. по 1832 г.(?) Выпускник Костромской духовной семинарии 1809 г.

диакон ГРУДЕВ Петр Иосифович (1799 – ?) – служил в храме с 1824 г.

священник БОРКОВ Сергей Матвеевич (1818 – ?) – служил в храме с 1863 г. по 1871 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1837 г.

священник СОЛОВЬЕВ Иван Стефанович (1847 –1893 гг.) – служил а храме с 1872 г. по 1893 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1869 г.

священник АДЕЛФИНСКИЙ Иван Васильевич (1867 – 1918 гг.) – служил в храме с 1893 г. по 1906 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1888 г.

священник ПТИЦЫН Николай Алексеевич (24.01.1884 –1961 гг.) – служил в храме с 1906 г. по 1912 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1905 г.

священник СОРОКИН Вячеслав Михайлович (1891 – ?) – служил в храме с 1912 г. по 1914 г. уволен за штат. Выпускник Костромской духовной семинарии 1908 г.

священник ПИСЕМСКИЙ Константин Николаевич (1880 –?) – служил в храме с января по декабрь 1914 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1901 г.

священник КРЫЛОВ Павел Георгиевич (08.10.1890 –?) – служил в храме с мая 1915 г. по 1917 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1915 г. В 1913 г., будучи учеником 4-го класса, как «Голосистый канонарх КоДС», получил в подарок от Его Высокопревосходительства Господина Обер–Прокурора Святейшего Синода, статс–секретаря Владимира Карловича Саблера «роскошное иллюстрированное издание Афонского русского Пантелеимоновского монастыря: «Евангельская история о Боге–Слове, Сыне Божием»… с его собственноручной надписью о том, что книга дана «на память от Владимира Саблера 19 мая 1913 года».