Почему "Запоздалое барокко"? В книге "Памятники архитектуры Костромской области" в разделе, посвященном храму с. Грудево написано: "Считается, что Никольский храм построен в стиле, характерном для костромского зодчества, в запоздалых для своего времени формах барокко".
Традиционно начнем с истории села. Одно из первых упоминаний села датируется 1585 г. в контексте его административной принадлежности к Чижеву стану.
Обратим внимание на следующее. Во-первых, село Грудево упоминается как монастырская деревня Костромского Богоявленского монастыря (в 30 верстах от города), и во-вторых, село располагалось близ Галичской дороги. К сожалению, сегодня территория села удалена от дороги на 5 км. Т. о. село принадлежало крупному Богоявленскому монастырю г. Костромы (где сегодня находится Богоявленский кафедральный собор Костромской епархии) и находилось около большой дороги. Это косвенно свидетельствует о достойном уровне благосостояния жителей села.
Известно 1629 году в селе было 2 храма: свт. Николая и Архистратига Михаила, - которые сгорели в 1630 году. Храмы были отстроены заново.
В 1678 году в селе Грудево по прежнему 2 церкви: холодная свт. Николая (шатровая) и теплая Архистратига Михаила. Спустя более чем 100 лет эти деревянные храмы обветшали и на их месте в 1801 году построен на средства прихожан новый, кирпичный храм.
В издании 1863 года Николаевская церковь с. Грудево имеет следующее описание:
В 1911 году о приходе дается следующая справка:
Обратим внимание: за 50 лет (с 1863 по 1911 годы) население прихода выросло на 54%. Этот факт очень ярко свидетельствует о том, насколько хорошо жили наши предки до революции... К сожалению сегодня в нашей стране вряд ли мы найдем сельский населенный пункт с таким естественным приростом населения...
Итак, рассмотрим более подробно здание храма. Никольская церковь в Грудево построенная в 1801 году в середине XIX века была существенно перестроена. Вместо разобранной старой трапезной возвели существующую ныне, более вместительную с приделами Архангела Михаила и Ильи Пророка, а также построили новую колокольню.
В это же время приходское кладбище было обнесено кирпичной оградой с массивными Святыми воротами. Есть описание этих ворот: повышенная средняя часть ворот с широким арочным проездом была завершена фигурным аттиком, а фланги - восточный с арочной калиткой, западный глухой - были обработаны приземистыми четырехколонными тосканскими портиками, завершенными треугольными фронтонами.
В кон. 19 в. рядом с церковью была сооружена сторожка. Ворота и калитка закрывались ажурными металлическими полотнищами. Сегодня ограда и ворота сохранились фрагментарно; сторожка находится в руинированном состоянии.
Церковь Николая Чудотворца имеет симметричную продольно-осевую композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольни.
Основной объем представляет собой двусветный, со скругленными восточными углами четверик, несущий восьмерик, завершенный пологой граненой крышей, увенчанной пятиглавием. Более низкая по отношению к четверику пятигранная в плане апсида лишь немногим уступает ему по ширине. Обширная трапезная, значительно превышающая четверик по ширине, вытянута по поперечной оси здания, а прямоугольные в плане апсиды ее приделов частично закрывают боковые фасады храма.
Высокая колокольня состоит из трех уменьшающихся по объему кверху четвериков, завершенных граненым барабаном со шпилем. Колокольня декорирована в духе позднего классицизма. Все ее ярусы прорезаны большими арочными проемами, заключенными в плоские прямоугольные ниши.
В храме сохранились фрагменты клеевой живописи 2-й четв. 19 в., выполненной в барочных традициях с использованием пышных орнаментов и архитектурных композиций, выполненных в технике гризайля. В перекрытии храма помещена сложная многофигурная композиция с трубящими ангелами и Иисусом в центре. В западных тромпах написаны евангелисты. В простенках окон восьмерика изображены фигуры апостолов. На боковых стенах четверика простенки окон первого света заполнены крупными гризайльными колоннами с золечеными композитными капителями. Всю западную стену занимает крупная композиция «Вознесение» в пышной раме.
Несколько фото интерьера основного объема храма:
Трапезная часть храма сохранилась очень плохо: 2 из 3 сводов обрушены:
Интересно, что сохранившийся свод левого придела отличается от двух рухнувших: он уже сделан из бетона, а не выложен из кирпича.
В первом ярусе колокольни частично сохранились фрески и элементами человеческого святотатства:
Большая фотогалерея храма есть здесь https://sobory.ru/article/?object=15467
Видео храме:
Спасибо за внимание!
PS. ДУХОВЕНСТВО НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ С. ГРУДЕВО
священник КУЛИКОВ Леонтий Иосифович (1780 – ?) – служил в храме с 1802 г. и в 1837 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1802 г.
священник СЕМЕНОВСКИЙ Василий (1786 – ?) – служил в храме с 1809 г. по 1832 г.(?) Выпускник Костромской духовной семинарии 1809 г.
диакон ГРУДЕВ Петр Иосифович (1799 – ?) – служил в храме с 1824 г.
священник БОРКОВ Сергей Матвеевич (1818 – ?) – служил в храме с 1863 г. по 1871 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1837 г.
священник СОЛОВЬЕВ Иван Стефанович (1847 –1893 гг.) – служил а храме с 1872 г. по 1893 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1869 г.
священник АДЕЛФИНСКИЙ Иван Васильевич (1867 – 1918 гг.) – служил в храме с 1893 г. по 1906 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1888 г.
священник ПТИЦЫН Николай Алексеевич (24.01.1884 –1961 гг.) – служил в храме с 1906 г. по 1912 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1905 г.
священник СОРОКИН Вячеслав Михайлович (1891 – ?) – служил в храме с 1912 г. по 1914 г. уволен за штат. Выпускник Костромской духовной семинарии 1908 г.
священник ПИСЕМСКИЙ Константин Николаевич (1880 –?) – служил в храме с января по декабрь 1914 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1901 г.
священник КРЫЛОВ Павел Георгиевич (08.10.1890 –?) – служил в храме с мая 1915 г. по 1917 г. Выпускник Костромской духовной семинарии 1915 г. В 1913 г., будучи учеником 4-го класса, как «Голосистый канонарх КоДС», получил в подарок от Его Высокопревосходительства Господина Обер–Прокурора Святейшего Синода, статс–секретаря Владимира Карловича Саблера «роскошное иллюстрированное издание Афонского русского Пантелеимоновского монастыря: «Евангельская история о Боге–Слове, Сыне Божием»… с его собственноручной надписью о том, что книга дана «на память от Владимира Саблера 19 мая 1913 года».