5,8K подписчиков

Неудавшийся эксперимент Кригсмарине. Сверхмалые подводные лодки Бибер

188 прочитали

Приветствую, друзья.

Когда в ноябре 1943 года немецкий флот захватил маленькую британскую подводную лодку Welman, командующий Ганс Бартельс приступил к усовершенствованию ее грубой конструкции и в марте 1944 года был выпущен прототип Biber. В этом проекте были проблемы, а некоторые улучшения имели неожиданные и в конечном итоге фатальные последствия.

Бибер
Бибер

Легко понять, почему сверхмалые подводные лодки привлекали Кригсмарине. После «Черного мая» 1943 года, когда всего за один месяц было потеряно 25% боеспособных подводных лодок, Германия теряла подводные лодки быстрее, чем могла их заменить. Сверхмалые подводные лодки можно было построить быстро и дешево, для них требовался всего один оператор, и их почти невозможно было обнаружить.

В сентябре 1943 года сверхмалые подводные лодки Королевского флота повредили линкор «Тирпиц», стоявший на якоре в норвежском фьорде. До этого немцы никогда не видели, чтобы такие корабли(это был X-Craft) действительно использовались в атаке, а они были значительно больше, чем Welman с экипажем из четырех человек.

В Welman использовалось питание от батареи, что ограничивало как скорость, так и дальность похода, поэтому немцы добавили в Biber двигатель мощностью 32 л.с. Обычно использовался дизельный двигатель для движения подлодки на поверхности и заряда аккумуляторов, но был выбран бензиновый двигатель Opel, поскольку он был дешевле и надежнее.

Ахиллесовой пятой этого стали пары угарного газа, которые отравляли экипаж, но, поскольку симптомы были похожи на симптомы морской болезни, пострадавшие люди не понимали, что это отравление. Например, Biber 90, выставленный в Имперском военном музее, был найден дрейфующим над Дувром в декабре 1944 года с мертвым пилотом за штурвалом.

Также добавили перископ, но он позволял смотреть только вперед с обзором всего в 40 градусов, поэтому оператор до всплытия понятия не имел, что находится позади него. Из-за отсутствия компенсационных механизмов на «Биберах» было практически невозможно работать на перископной глубине, поэтому торпеды приходилось запускать в надводном положении.

У торпед была уменьшенная дальность действия, чтобы сделать их достаточно легкими для крошечного корабля, поэтому пилоту приходилось приближаться к своей цели и всплывать для атаки, теряя элемент неожиданности, едва ли не основное преимущество подводных лодок.

Пост управления
Пост управления

30 августа 1944 года, после трехнедельной подготовки, 20 «Биберов» отправились из Фекампа в Нормандии в свое первое патрулирование. Они якобы уничтожили десантный корабль и корабль «Либерти», но документально потерь со стороны союзников зафиксировано не было, скорее всего, это было принятием желаемого за действительное. Большой плюс, все подлодки вернулись из похода благополучно, рекорд, который больше не повторится.

В устье Ваала/Мааса в Нидерландах, Биберы одержали свою единственную подтвержденную победу, потопив грузовое судно Alan A Dale 23 декабря. Все 65 членов его экипажа выжили.

Пилотам Бибера в этом походе так не повезло. Из 18 отплывших вернулся только один; Четыре потопил Королевский флот, один подорвался на мине, а 12 просто исчезли. Схема походов с такими потерями сохранялась до конца войны. Также было два случая, когда внешние торпеды Biber были случайно(!!!) выпущены в доке, уничтожив 25 подводных лодок.

Всего было построено 324 «Бибера», но толку от них было мало. Конечно, они унесли жизни многих моряков, но в основном это были те, кто на них служил...

Всем добра.