В одной из своих лекций о русской литературе Дмитрий Быков назвал "самой откровенной сценой любви в русской литературе 19 века" описание ночной скачки Панночки верхом на Хоме Бруте в "Вие" Н. Гоголя. Эпизод этот на самом деле достаточно неоднозначный - любой фрейдист охотно объяснит, что за "томительное, неприятное и вместе сладкое чувство" овладело Хомой и каким именно "поленом" он отходил ведьму в итоге. Но то, что авторы югославского фильма 1990 года "Святое место" сделают из повести Гоголя эротический триллер, было всё же несколько неожиданно.
Собственно, сам Вий с культовой фразой "Поднимите мне веки!" в сюжете отсутствует, да и в целом экранизацией фильм назвать нельзя - скорее это очередное кино "по мотивам": режиссер Джордже Кадиевич взял историю Гоголя как повод показать темные стороны эротики. Не сказать, что попытка вышла неудачной - по крайней мере "эрос" получился не менее пугающим, чем "танатос", и обуславливает мотивации героев гораздо больше: Панночка одинаково пугает и когда встает мертвая из гроба, и когда во флешбеках пытается соблазнить своих слуг и служанку. При таком подходе вполне можно было бы скатиться до какого-то примитивного порно с элементами ужаса, но главное достоинство фильма именно в том, что, затрагивая опасные темы 18+, он в то же время достаточно целомудренен и осторожен в высказываниях.
Конечно, местами чувствуется определенное влияние советского "Вия" (например, во всё той же сцене в церкви), но в целом фильм ремейком назвать нельзя. Атмосфера "святого места" скорее перекликается с мрачными картинами советского перестроечного кино, снятыми примерно в то же время - видимо, ощущение от краха социализма у всех народов было схожим.
В общем, вполне достойный просмотра триллер, пусть и не вершина восточноевропейского кино.
#рецензия на фильм #вий #гоголь #триллер #ужасы