Знаете, есть такой закон природы - любая хорошая книга должна быть экранизована. Плохо или хорошо - это уже другой вопрос, тем более что литературный и киноязык - это две большие разницы, как говорят в Одессе.
Экранизировали и "Незнайку" Носова. Удачно или нет - разбираемся в сегодняшнем материале.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Кукольный Незнайка
Начнем с того, что скажем о том, что Россия - родина слонов.
Расслабьтесь, не настоящих, а кукольных и анимированных. Впервые кукольные мультфильмы начали делать именно у нас в стране ещё до революции. И если традиции рисованной анимации у нас заносились по большей части извне (хотя оная анимация достаточно быстро стала самодостаточной и самобытной), то в области кукольной анимации наша страна была в числе законодателей жанра.
Главной студией, конечно, был "Союзмультфильм", где и кадры были поярче и бюджеты побольше, но творческий порыв было не остановить и кукольные мастерские были и у других производителей продукции для кино и телевидения. Была своя студия и у творческого объединения "Экран", хотя и сильно бюджетная. Народ там был собран с бору по сосенке, в основном тех, у кого что-то не получалось в более понтовых местах. Денег давали мало, требовали делать много, быстро и покачественнее. Трудновато работать, не правда ли? Но что делать, работать надо и в производство поставили мультфильм про Незнайку.
Десятисерийный кукольный мультфильм одной съемочной группой можно было снимать годами, поэтому на студии было принято решение выделить по съемочной группе на каждую серию и делать все параллельно. В числе создателей, кстати, отметился и легендарный Роман Качанов, но в целом мультфильм оказался среднего качества, хромающего от серии к серии.
Зато вот что в мультфильме было здорово, так это музыка, не в последнюю очередь благодаря таланту Владимира Шаинского, который сочинил мелодию для песенки про кузнечика, который сидел на в траве. Но в целом, конечно, мультфильм был явно не культовый и в массовом бессознательном не остался (ну кроме разве что песенки).
Подобная судьба постигла и мультфильм про приключения Незнайки в Солнечном городе - несмотря на звездный состав озвучки и похорошевший визуал (правда облик Незнайки там неканоничный ни разу), мультфильм зрительских сердец не завоевал и так и остался на обочине памяти.
Рисованный Незнайка
Такое фиаско поставило крест на продолжении мультипликационной саги на базе ТО "Экран" и про мультНезнайку забыли ещё лет на 15. Тем временем распался СССР и производство анимации в стране угодило в такие омуты, что до сих пор хромает от полученных травм.
Впрочем, нет препятствий патриотам и нашёлся в России хотя бы один человек, который любил Незнайку и относился к нему с душой. Им был Александр Люткевич, ученик Александра Татарского и Фёдора Хитрука. Идея о том, чтобы экранизировать последнюю неохваченную мультфильмами часть приключений коротышек посетила режиссера именно во время обучения у Фёдора Савельевича. Долго ли, коротко ли он вынашивал этот замысел - неизвестно, но однажды дорога привела его в студию "Фабрика анимационных фильмов", где он и смог воплотить свой замысел в реальность.
Работа, надо сказать, шла тяжело. Времена были непростые и там, где раньше было достаточно участия в проекте автора, в новой России приходилось заниматься ещё и авторскими правами. Их пришлось покупать не только у наследников Носова, который к тому моменту уже умер, но и у Генриха Валька, иллюстратора "Незнайки на Луне", поскольку именно его творчество стало основой для визуального оформления картины.
Кроме того, сознательно была выбрана наиболее сложная в производстве техника тотальной анимации, когда анимируются не только персонажи, но и задник за ними, что дает иллюзию игрового кино. Такая технология рисования затратна не только по времени, но и по деньгам, зато каждая потраченная копейка видна на экране. Немало вложились и в озвучку - к ней привлекли Кристину Орбакайте, Михаила Кононова, Клару Румянову, Валерия Меладзе и кучу других звезд. Музыкальное оформление мультфильма соответствовало заявленному касту - для песен создали аранжировки известных мелодий классической музыки.
Первые шесть серий успели сделать к новому 1998 году и даже начали продавать на кассетах. Основной целью, разумеется, было не зрителя порадовать, а хоть как-то окупить дорогостоящее производство, ради чего кассеты записывались с антипиратской защитой, из-за которой перезаписать мульт было невозможно - появлялись артефакты изображения и прочие глюки (но кого это останавливало?). Но мультфильм заканчивался на самом интересном месте и дети (в числе которых был и я) постоянно спрашивали своих родителей - а когда будет продолжение?
И тут пришел лесник наступил дефолт. Если до этого аниматоры хотя бы не знали, что такое масло на хлебе, то после дефолта многие начали забывать и про хлеб в принципе. Проект был заморожен на неопределенное время, за которое команда аниматоров успела разбежаться и собрать её стоило определенных трудов. Собственно говоря, это сильно сказалось на качестве - вторая часть ощутимо хуже, что, впрочем, понимаешь только сейчас, в 1999 году да детскими глазами всё это выглядело великолепно.
Кстати, в том же 1999 году прошло телепремьера мультфильма - в новогодние каникулы его показали по ОРТ (хоть и с сокращениями).
Мультфильм и книга
Вот всё-таки не зря говорят, что книга всегда лучше. То, что заложено в книге про Незнайку, в мультфильме было отражено дай бог наполовину. Если книга была прикладным сатирическим учебником по капитализму для самых маленьких (а также о законах мироздания), то мультфильм, кажется, не может определиться, он за умных или за красивых. Если книга четко стоит на том, что капитализм и эксплуатация других - это плохо, то мультфильм, вроде бы и критикуя богачей, упирает на то, что надо закрыть заводы, которые портят воздух (с этим кстати, связана идиотичность одного из финальных твистов - если энергию для фабрик вырабатывают коротышки на Дурацком острове, то что у них там дымит?).
Понятное дело, что реалии поменялись, и если во времена написания "Незнайки на Луне" многие ещё верили в скорый приход коммунизма, то в конце 90-х мало кто считал, что советские времена вернутся. Поэтому, разумеется, и акценты сместились, однако вместе с книжными акцентами потерялась и та ценность, что была в книге. Мультфильм исключительно развлекает, в нем нет тех незаметных, но очень важных уроков, что давала читателю книга. Нельзя сказать, что мультфильм плох, он сделан восхитительно, ярко и с душой, его хочется смотреть самому и показывать детям, но...
Просто времена менялись и изменились совсем.