А помните "Приключения Незнайки?" Часть вторая, мультипликационная

208 прочитали

Знаете, есть такой закон природы - любая хорошая книга должна быть экранизована. Плохо или хорошо - это уже другой вопрос, тем более что литературный и киноязык - это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Экранизировали и "Незнайку" Носова. Удачно или нет - разбираемся в сегодняшнем материале.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

Кукольный Незнайка

Начнем с того, что скажем о том, что Россия - родина слонов.

Расслабьтесь, не настоящих, а кукольных и анимированных. Впервые кукольные мультфильмы начали делать именно у нас в стране ещё до революции. И если традиции рисованной анимации у нас заносились по большей части извне (хотя оная анимация достаточно быстро стала самодостаточной и самобытной), то в области кукольной анимации наша страна была в числе законодателей жанра.

Главной студией, конечно, был "Союзмультфильм", где и кадры были поярче и бюджеты побольше, но творческий порыв было не остановить и кукольные мастерские были и у других производителей продукции для кино и телевидения. Была своя студия и у творческого объединения "Экран", хотя и сильно бюджетная. Народ там был собран с бору по сосенке, в основном тех, у кого что-то не получалось в более понтовых местах. Денег давали мало, требовали делать много, быстро и покачественнее. Трудновато работать, не правда ли? Но что делать, работать надо и в производство поставили мультфильм про Незнайку.

Я вот кукольные мультфильмы недолюбливаю, сам не знаю, почему
Я вот кукольные мультфильмы недолюбливаю, сам не знаю, почему

Десятисерийный кукольный мультфильм одной съемочной группой можно было снимать годами, поэтому на студии было принято решение выделить по съемочной группе на каждую серию и делать все параллельно. В числе создателей, кстати, отметился и легендарный Роман Качанов, но в целом мультфильм оказался среднего качества, хромающего от серии к серии.

Зато вот что в мультфильме было здорово, так это музыка, не в последнюю очередь благодаря таланту Владимира Шаинского, который сочинил мелодию для песенки про кузнечика, который сидел на в траве. Но в целом, конечно, мультфильм был явно не культовый и в массовом бессознательном не остался (ну кроме разве что песенки).

А это уже Незнайка в Солнечном городе
А это уже Незнайка в Солнечном городе

Подобная судьба постигла и мультфильм про приключения Незнайки в Солнечном городе - несмотря на звездный состав озвучки и похорошевший визуал (правда облик Незнайки там неканоничный ни разу), мультфильм зрительских сердец не завоевал и так и остался на обочине памяти.

Рисованный Незнайка

Такое фиаско поставило крест на продолжении мультипликационной саги на базе ТО "Экран" и про мультНезнайку забыли ещё лет на 15. Тем временем распался СССР и производство анимации в стране угодило в такие омуты, что до сих пор хромает от полученных травм.

Впрочем, нет препятствий патриотам и нашёлся в России хотя бы один человек, который любил Незнайку и относился к нему с душой. Им был Александр Люткевич, ученик Александра Татарского и Фёдора Хитрука. Идея о том, чтобы экранизировать последнюю неохваченную мультфильмами часть приключений коротышек посетила режиссера именно во время обучения у Фёдора Савельевича. Долго ли, коротко ли он вынашивал этот замысел - неизвестно, но однажды дорога привела его в студию "Фабрика анимационных фильмов", где он и смог воплотить свой замысел в реальность.

Вот и он, кстати
Вот и он, кстати

Работа, надо сказать, шла тяжело. Времена были непростые и там, где раньше было достаточно участия в проекте автора, в новой России приходилось заниматься ещё и авторскими правами. Их пришлось покупать не только у наследников Носова, который к тому моменту уже умер, но и у Генриха Валька, иллюстратора "Незнайки на Луне", поскольку именно его творчество стало основой для визуального оформления картины.

Кроме того, сознательно была выбрана наиболее сложная в производстве техника тотальной анимации, когда анимируются не только персонажи, но и задник за ними, что дает иллюзию игрового кино. Такая технология рисования затратна не только по времени, но и по деньгам, зато каждая потраченная копейка видна на экране. Немало вложились и в озвучку - к ней привлекли Кристину Орбакайте, Михаила Кононова, Клару Румянову, Валерия Меладзе и кучу других звезд. Музыкальное оформление мультфильма соответствовало заявленному касту - для песен создали аранжировки известных мелодий классической музыки.

Первые шесть серий успели сделать к новому 1998 году и даже начали продавать на кассетах. Основной целью, разумеется, было не зрителя порадовать, а хоть как-то окупить дорогостоящее производство, ради чего кассеты записывались с антипиратской защитой, из-за которой перезаписать мульт было невозможно - появлялись артефакты изображения и прочие глюки (но кого это останавливало?). Но мультфильм заканчивался на самом интересном месте и дети (в числе которых был и я) постоянно спрашивали своих родителей - а когда будет продолжение?

Знаете, каким он парнем был?
Знаете, каким он парнем был?

И тут пришел лесник наступил дефолт. Если до этого аниматоры хотя бы не знали, что такое масло на хлебе, то после дефолта многие начали забывать и про хлеб в принципе. Проект был заморожен на неопределенное время, за которое команда аниматоров успела разбежаться и собрать её стоило определенных трудов. Собственно говоря, это сильно сказалось на качестве - вторая часть ощутимо хуже, что, впрочем, понимаешь только сейчас, в 1999 году да детскими глазами всё это выглядело великолепно.

Кстати, в том же 1999 году прошло телепремьера мультфильма - в новогодние каникулы его показали по ОРТ (хоть и с сокращениями).

Мультфильм и книга

Вот всё-таки не зря говорят, что книга всегда лучше. То, что заложено в книге про Незнайку, в мультфильме было отражено дай бог наполовину. Если книга была прикладным сатирическим учебником по капитализму для самых маленьких (а также о законах мироздания), то мультфильм, кажется, не может определиться, он за умных или за красивых. Если книга четко стоит на том, что капитализм и эксплуатация других - это плохо, то мультфильм, вроде бы и критикуя богачей, упирает на то, что надо закрыть заводы, которые портят воздух (с этим кстати, связана идиотичность одного из финальных твистов - если энергию для фабрик вырабатывают коротышки на Дурацком острове, то что у них там дымит?).

Что, самый умный что ли? Гоните его, насмехайтесь над ним!
Что, самый умный что ли? Гоните его, насмехайтесь над ним!

Понятное дело, что реалии поменялись, и если во времена написания "Незнайки на Луне" многие ещё верили в скорый приход коммунизма, то в конце 90-х мало кто считал, что советские времена вернутся. Поэтому, разумеется, и акценты сместились, однако вместе с книжными акцентами потерялась и та ценность, что была в книге. Мультфильм исключительно развлекает, в нем нет тех незаметных, но очень важных уроков, что давала читателю книга. Нельзя сказать, что мультфильм плох, он сделан восхитительно, ярко и с душой, его хочется смотреть самому и показывать детям, но...

Просто времена менялись и изменились совсем.

Знаете, есть такой закон природы - любая хорошая книга должна быть экранизована.-6